Статья в журнал "Сылдысчыгаш"
методическая разработка

Спирина Людмила Николаевна

Сказка – удивительный мир детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx472.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – удивительный мир детства.

«Если желаете, чтобы ваши дети были умны - читайте им сказки. Если желаете, чтобы они были еще умнее, - читайте им больше сказок»

Альберт Эйнштейн.

Сказка – уникальное изобретение человека. Она развлекает, развивает, воспитывает и даже лечит.

Сказкотерапия – это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания детей. В сказкотерапии используются терапевтические сказки, истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкиваются дети. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль, развивается речь ребенка, мышление.

Чтобы при помощи сказки что-то объяснить или решить психологическую проблему, нужно выбирать максимально приближенный к детям сюжет и персонажей (пол, возраст, особенности поведения), а также по возникшей проблеме. Важно, чтобы дети действительно почувствовал себя главными героями.

Например, для формирования навыков дружбы, доброты, умение делиться использую в работе произведения: «Муравей и голубка» Л.Н. Толстой, «Добрая хозяюшка» В. Осеева, «Урок дружбы» М. Пеляцковский, «Мой щенок» С. Михалков, «Сказка про тигренка на подсолнухе» Ю. Коваль.

Читаю детям произведение «Урок дружбы» М. Пеляцковского. Где рассказывается об двух воробьях Чике и Чирике, они дружили, но как-то Чику бабушка прислала посылку с пшеном, и он решил не делиться с другом и съел все сам. А когда коробку выбрасывал в мусор то уронил десять зерен. А друг Чирик нашел и решил поделиться с другом Чиком. Конечно, Чику стало стыдно после этого.

После прочтения я делаю паузу даю детям подумать над произведением и начинаю задавать вопросы для рассуждения:

1. Представьте, что все в мире решили никогда ни с кем и ничем не делиться, чтобы самим больше досталось. Что тогда произойдет? (Можно обсудить на примере игрушек).

2. Когда вы в последний раз делились? С кем? А с вами кто-нибудь делился и чем?

3. Как скорее всего поступит. Чик, когда получит новую посылку от бабушки?

Таким образом мы с детьми разбираем сложившуюся ситуацию, обсуждаем. Читая следующее произведение, но касающиеся этой проблемы мы закрепляем еще раз тему: доброты, дружбы, умение делиться.

Хочу представить сказку-переделку, измененную вместе с детьми средней группы и мной. Сказка «Колобок на новый лад»

 Жили были дед и баба. Вот как-то пекла баба колобок, получился колобок румяненький да пригоженький. Положила баба колобка на окно остыть, а колобок вдруг улыбнулся и глазки открыл. Так и стал колобок жить с дедушкой и бабушкой. И вот как-то колобок просит бабушку и дедушку:

- Отпустите меня погулять в лес.

- Иди погуляй, только будь осторожен, там дикие звери живут – сказала баба.

Покатился колобок через порог на крылечко с крылечка на дорожку. А по дорожке катится, катится, и на встречу ему идет заяц.

- Здравствуй, Зайка!

- Здравствуй колобок я тебя съем.

- Не ешь меня зайка, а послушай какую я тебе песенку спою.

Я колобок, я колобок

Я на сметане замешан

В печку сажён

Я у дедушки живу

Я у бабушки живу.

А тебе Зайка, на огороде морковку полоть помогу.

Так и подружились колобок и зайка. Попрощался колобок и покатился дальше. А навстречу ему идет волк.

-Здравствуй Волк!

-Здравствуй колобок, я тебя съем.

-Не ешь меня Волк, а послушай какую я тебе песенку спою.

Я колобок, я колобок

Я на сметане замешан

В печку сажён

Я у дедушки живу

Я у бабушки живу.

Я с Зайкой дружу, а тебе волк я рыбу рыбачить помогу.

И с волком подружился колобок. Попрощался колобок, дальше покатился.

Катится колобок, а навстречу ему медведь идет.

-Здравствуй Миша!

-Здравствуй колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня медведь, а послушай какую я тебе песенку спою.

Я колобок, я колобок

Я на сметане замешан

В печку сажён

Я у дедушки живу

Я у бабушки живу.

Я с Зайкой дружу, с Волком дружу, а тебе Миша я малину собирать помогу.

И с медведем подружился колобок. Попрощался колобок и дальше покатился.

И вот колобку навстречу лиса идёт увидела она колобка и сразу к нему:

- Здравствуй колобок, какой ты румяненький, да пригоженький.

- Здравствуй Лиса, послушай какую песенку тебе спою.

Я колобок, я колобок

Я на сметане замешан

В печку сажён

Я у дедушки живу

Я у бабушки живу.

Я с Зайкой дружу, с Волком дружу, с Медведем дружу, а тебя Лисонька я к дедушке и бабушке приглашаю чайку с пирогом попить.

Так и стали все в лесу дружно жить не тужить. Друг другу помогать и горя не знать.

Психологи утверждают, что, читая детям каждый день сказки, Вы повышаете их IQ, пополняете словарный запас и формируйте навыки чтения.

Литература:

 1. Ирина Терентьва. «Сказки о доброте».

2. М. Плецковский «Урок дружбы».

3. Усова И.В. «Сказка лечит душу. Сказкотерапия- универсальный язык».

МБДОУ д/с №1 «Теремок», воспитатель Спирина Людмила Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...