Программа по воспитательной работе "Алые паруса"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Швецова Галина Геннадьевна

 

         «Алые паруса» - это программа по организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ. Её основные ориентиры  нравственность и эстетика. Эти два принципа необходимы взрослому гражданину любой профессии, как фундаментальные свойства личности.  Ведь только человек, умеющий уважать и сотрудничать, стремящийся к чистоте и красоте, может способствовать развитию здорового и сильного общества.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alye_parusa_noveysh.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

МОУ «Средняя

общеобразовательная

школа № 48»

________ Т. В. Шатохина

Авторы составители:

Н. П. Мелкова – заведующая библиотекой

                             МОУ «Средняя общеобразовательная  

                             школа №48»

 

Г. Г. Швецова – учитель начальных классов

                            МОУ «Средняя общеобразовательная

                            школа №48»

        «Алые паруса» - это программа по организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ. Её основные ориентиры  нравственность и эстетика. Эти два принципа необходимы взрослому гражданину любой профессии, как фундаментальные свойства личности.  Ведь только человек, умеющий уважать и сотрудничать, стремящийся к чистоте и красоте, может способствовать развитию здорового и сильного общества.              

Оформление Фотосалон «ТВИСТ»


ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВЕЛИКОЙ РОССИИ

« АЛЫЕ ПАРУСА»

«Потребность необычайного – может быть

самая сильная после сна, голода и любви.»

А. С. Грин

Пояснительная записка

        Программа нравственно-эстетического воспитания «Алые паруса» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и концепцией формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Программа «Алые паруса» полностью соответствует принципам Устава МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №48», Закона РФ «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах детей, Декларации прав человека.

        Программа определяет содержание и основные пути развития нравственно-эстетического воспитания российских учащихся начальных классов общеобразовательных школ и направлена на воспитание индивидуальности в соответствии с гражданской ответственностью и общечеловеческими нормами.        

        Программа нравственно-эстетического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.


Актуальность проблемы

нравственно-эстетического воспитания

младших школьников

в современной российской

общеобразовательной школе

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, пристыдят

самые просвещённые народы успехами своими в науках

неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы.»

Император всея Руси

Пётр Великий

        Современная Россия – сильное демократическое государство, которое предоставляет своим гражданам море возможностей. Большинство взрослого населения торопится  изучить и воспользоваться благами цивилизации, старается обеспечить будущие поколения предметами и технологиями здоровьесбережения в сочетании с разумным использованием природных ресурсов. Граждане много учатся и работают для поддержания благосостояния от младшего дошкольного до пенсионного возраста.

        Необходимо сделать акцент именно на возрасте младших школьников в связи со следующими особенностями:

- в большинстве случаев происходит уменьшение количества времени непосредственного контроля взрослых;

- значительно возрастает количество обязанностей;

- изменяется привычный и удовлетворяющий потребностям статус, происходит переход от игровой к учебной деятельности;

-  перед ребёнком возникает проблема выбора между сложным и долговременным и простым, но кратковременным получением информации;

- одновременно усиливается роль умственного труда, происходит завершение многих сенситивных периодов умственного развития, продолжается активный рост внутренних органов и начинается яркое проявление акцентуаций характера;

- в настоящее время происходит переход от учебных программ I поколения к учебным программам  II  поколения, что может привести, к пока не изученным, трудностям (родители учились так, а их дети по-другому…)

        Современная начальная школа, более чем другие образовательные структуры, ответственна за становление будущего гражданина – здорового, уверенного и идущего по правильному пути воспитания и развития.

        Программа нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов ХХI века – это щадящий способ передачи необходимого опыта прошлых поколений будущим, способствующий гражданской и информационной культуре, сохранению и улучшению здоровья и стабилизирующий эмоционально-волевую сферу личности.


Цель и задачи программы

Цель:

создание условий для воспитания физически и нравственно-здоровых личностей, руководствующихся  общечеловеческими ценностями в решении индивидуальных задач становления себя, как счастливых и адаптированных к современным жизненным условиям граждан России.

Задачи:

  1. Создавать психолого-педагогические условия для развития у учащихся начальных классов доброжелательного отношения к себе и партнёрского отношения к окружающим.
  2. Выявлять сильные стороны каждого индивида класса и выстраивать личностную программу перспективного роста.
  3. Способствовать созданию условий для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья учащихся в условиях регенерирующего потока общедоступной информации.
  4. Развивать и давать социальное направление  познавательной мотивации ребят  младшего школьного возраста.
  5. Повышать интеллектуальную культуру учащихся младших классов.
  6. Совершенствовать ценностно-ориентированную базу потребностей детей младшего школьного возраста воспитанием уважительного и вдумчивого отношения к культурному и историческому прошлому России и традициям родного края.
  7. Отрабатывать конструктивные и продуктивные модели жизнеобеспечения и функционирования коллектива.
  8. Укреплять позитивные формы сотрудничества детей, родителей и школы.

Участники программы

     Программа нравственно-эстетического воспитания младших школьников Великой России «Алые паруса» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальных классов  (с I по IV класс), их родителей и коллектив педагогов общеобразовательной школы.

     В случае, если реализация программы начинается не с первого года обучения, необходимо адаптировать её на меньшие сроки (не 4, а 2-3 года), либо внести изменения в соответствии с возрастными особенностями учащихся (например,

 II-V,  III-VI класс)

Форма реализации программы

     Форма организации работы по программе «Алые паруса» в основном – коллективная, а также  используется групповая и индивидуальные формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

     Нравственно-эстетическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся:

- чувств и качеств личности, которые способствуют стойкому позитивному развитию общества (достоинства и человечности, чести и милосердия, общественного долга и личной ответственности, совести, уважения к старшим, заботы о более слабых);

- умений и навыков, которые помогают в личностном развитии и росте (самоконтроль, саморегуляция, оптимистичный настрой, самоактивизация, дисциплинированность, умение сочетать общественные и личные интересы);

- знаний и способностей, способствующим успешному ориентированию в современном информативном  пространстве (рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами, методы аналитико-синтетической переработки информации, использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной  учебной и познавательной деятельности).

Механизм реализации программы

      Для решения поставленных задач используется сложившееся социально педагогическое пространство. Класс должен сотрудничать с библиотеками, музеями, театрами, филармонией и участвовать в общественно важных проектах.

      Воспитательная работа строится с учётом возрастных особенностей участников программы.

      При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами и положения о муниципальных, региональных и конкурсах.  


Оценка эффективности реализации программы

      Оценка эффективности реализации программы осуществляется при помощи использования системы объективных критериев представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры

(если оценка не  высокая или средняя, значит,

 уровень сформированности  недостаточный)

п/п

Параметры, подлежащие изучению

оценка

высокая

средняя

I

1.

2.

Уровень воспитанности

коллектива

личности относительно самого себя

Один за всех и все за одного. Дос-тижение воспитатель-ных задач возможно при частичном контроле взрослых. Примерное поведение и прилежание не менее 50% учащихся.

 

Примерное поведение и прилежание без непосред-ственного контроля взрослых.

Достижение воспитатель-ных задач возможно при непосредст-венном

контроле взрослых. Примерное поведение и прилежание не менее 70% учащихся.

Межличност-ные конфлик-ты происходят

не чаще 1 раза в месяц.

Хорошее

поведение и прилежание без непосред-ственного контроля взрослых.

II

  1.

2.

Уровень учебной мотивации

коллектива

личности относительно самого себя

Стабильный

рост относи-тельной и качественной

 успева-емости без непосред-ственного контроля взрослых.

 

Стабильный

рост относи-тельной и качественной

 успева-емости без непосред-ственного контроля взрослых.

Стабильно вы-сокий или средний уро-вень относи-тельной и качественной

 успеваемости без непосред-ственного контроля взрослых.

Стабильно вы-сокий или средний уро-вень относи-тельной и качественной

 успеваемости без непосред-ственного контроля взрослых.

III

 Социометрический уровень коллектива

Отсутствие аутсайдеров.

Отсутствие аутсайдеров, но класс разделён на устойчивые группы, вне зависимости от рода деятельности.

IV

Степень сформированности навыков самоорганизации, самоконтроля и самообслуживания

Достижение поставлен-ных задач возможно при частичном контроле взрослых.

Достижение поставленных задач возможно при непосредст-венном

контроле взрослых.

V

Эмпатийный уровень развития личности

Эмоциональ-ная отзывчи-вость, общи-тельность, сотрудничес-тво, умение предотвра-щать конф-ликтные ситуации в сочетании с внутренним психологиче-ским спо-койствием.

Эмоциональ-ная отзывчи-вость, общи-тельность, сотрудничес-тво, умение предотвра-щать конф-ликтные ситу-ации в сочета-нии с личной психологичес-кой дистаби-лизацией и внутренним

сопережива-нием.

VI

Наличие учебной тревожности

Отсутствие страхов и стойких пережива-ний, связан-ных с школь-ным учебно-воспитатель-ным процес-сом.

Устойчивое снижение ко-личества

страхов и стойких переживаний, связанных с школьным учебно-вос-питательным процессом.

VII

Уровень информационной культуры учащихся

Достаточный для само-обеспечения своей учеб-ной деятель-ности и способству-ющий пос-тоянному личностному росту.

Достаточный для самообес-печения своей учебной дея-тельности.

VIII

1.

2.

Уровень развития речевых навыков учащихся

письменных

устных

У нескольких учащихся выше уровня образова-тельного стандарта, у остальных соответс-твует норме.

У нескольких учащихся выше уровня образова-тельного стандарта, у остальных соответс-твует норме.

У нескольких учащихся выше уровня образователь-ного стандар-та, у 1-2-х учеников ниже уровня образователь-ного стандар-та, у осталь-ных соответс-твует норме.

У нескольких учащихся выше уровня образователь-ного стандар-та, у 1-2-х учеников ниже уровня образователь-ного стандар-та, у осталь-ных соответс-твует норме.


Количественные параметры

п/п

Параметры, подлежащие изучению

Уровень результативности

высокий

удовлетворительный

низкий

1.

2.

3.

4.

5.

а)

б)

 6.

7.

8.

Посещение учащимися воспитательных мероприятий

Посещение воспитательных мероприятий другими членами семьи

Посещаемость родительских собраний

Включённость воспитанников в воспитательные ситуации

Удовлетворённость организацией учебно-познавательного процесса

Учащиеся

Родители

Посещение учащимися учреждений дополнительного образования

Количество учащихся с девиантным поведением

Участие учащихся в областных и всероссийских  мероприятиях

95-100%

80-100%

90-100%

100%

95-100%

95-100%

90-100%

0-1чел. (кро- ме I кл.)

60-100%

80-94%

   50-80%

70-89%

90-99%

80-95%

80-95%

70-89%

2 – 3 чел.

40-59%

Менее 80%

Менее 50%

Менее 70%

 Менее 90%

 Менее 80%

Менее 80%

Менее 70%

Более

4 чел.

 Менее

40%

 


Ожидаемые результаты,

 их социальная и воспитательная значимость

     В результате реализации программы ожидается:

1.В коллективе:

      *К окончанию I класса дети должны знать друг друга по именам и фамилиям;

в коллективе всех субъектов воспитания принят только доброжелательный тон;

создана атмосфера терпимости и позитивности; освоены навыки самообслуживания в кабинете, школе и основные законы здоровьесбережения; создано портфолио класса; направленность коллектива на создание совместной площадки успеха;

заинтересованность учащихся в освоении информационного пространства;

основная роль педагога – руководитель;

основное принятые понятия – дисциплина, прилежание и уверенность.  

 

      * К окончанию II класса имеют представление о личных особенностях себя и других субъектов учебно-воспитательного процесса; освоены законы бесконфликтности и безопасности; изучены правила коллективного творческого дела; получено представление о границах общества и  информационного пространства;

основная роль педагога – корректирующая;

основное принятые понятия – эстетика, трудолюбие и здоровье;

      * К окончанию III класса создана площадка самопознания и самокорректировки в связи с особенностями ближнего окружения и личных возможностей; освоены навыки проектной деятельности; изучены основные виды и способы взаимодействия с информацией; получено представление о правовых нормах общества и сочетании чувств и гуманности;

основная роль педагога – направляющая;

основное принятые понятия – нравственность, милосердие и развитие.

      * К окончанию IV класса учащиеся должны уметь организовывать и поддерживать созидающий позитивный настрой внутри себя и в коллективе; усвоить законы сотрудничества и взаимоподдержки; освоить основные способы конструктивных взаимоотношений с информационными объектами; осознать значимость любви к малой и большой Родине;

основная роль педагога – поддерживающая;

основное принятые понятия – патриотизм, целеустремлённость и самоконтроль.

 


   

2. В модели выпускника начальных классов:

Личностные качества

I класс

II класс

III класс

IVкласс

Интеллектуальные

Любознатель-ность, наблюдатель-ность, само-критичность.

Логичность,

глубина мышления.

Эрудированность, остроумие, умение предвидеть.

Гибкость ума, чувство юмора.

Нравственные

Доброжела-тельность, вежливость,

Общительность.

Скромность,

трудолюбие,

честность.

Радушие, требовательность.

Тактичность,

искренность.

Волевые

Дисциплиниро-ванность, решительность, выдержка.

Собранность,

смелость.

Настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Целеустрем-лённость, выносливость.

Мировоззренческие

Жизнерадост-ность, дело-витость.

Оптимизм, радикализм.

Мечтательность, гуманность, патриотизм.

Идейность, интернацио-нализм.

      Отличным результатом реализации Программы нравственно-эстетического воспитания младших школьников Великой России «Алые паруса» можно считать, если по окончанию 4-го класса нравственно-духовные и количественные параметры коллектива в целом и каждого учащегося оцениваются на высокую или,  в отдельных (объясняемых объективными причинами) случаях,   удовлетворительную оценку. Соответствие данным параметрам осуществляется по методике определения уровня воспитанности  А.П. Капустиной в течение 4х лет обучения один раз в четверть.

В мониторинге учитывается средний балл от оценок педагогического коллектива, учеников и родителей. Подведение итогов   осуществляется на педагогическом совете в конце учебного года.


Содержание программы

Программа включает следующие разделы:

1.«Моя Родина»

Цель: воспитание патриотов.  

Задачи:

- создавать условия для воспитания у детей правосознания и формирования системы знаний и интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины.

- укреплять чувства уважения, долга и ответственности по отношению к родному дому и Отечеству;

- формировать у учащихся понимание взаимосвязи между судьбой Родины и личным счастьем граждан;

- прививать навыки самообслуживания и трудолюбия.

        

2. «Спорт и здоровье»

 

Цель: формирование у детей мировоззрения здоровьесбережения.        

Задачи:

- организовать создание среды здоровьесбережения для учащихся начальных классов;

- обеспечить учащихся первой ступени обучения знаниями, умениями и навыками по здоровому образу жизни и обучать их использованию в повседневной жизни.

3.«Информационный век»

Цель:        адаптирование личностей  к полноценной ориентации в современных жизненных условиях.

Задачи:

- формировать у детей представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества;

- обучать учащихся начальной школы освоению рациональных приёмов и способов самостоятельного поиска информации и овладению методами аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

- направлять и развивать умения учеников информационного самообслуживания;

- создание условий для овладения обучающимися технологией подготовки информационных продуктов.

4. «Культура и красота»

Цель:        осознание обучающимися причастности к историческому развитию общества и  необходимости аккумулирования нравственных и культурных ценностей.

Задачи:

- совершенствовать ценностно-ориентированную базу потребностей детей;

- развивать познавательную мотивацию и повышать интеллектуальный уровень учащихся;

- формировать активную жизненную позицию в сочетании с эмпатией и милосердием.

 

5. «Природа и мы»

Цель: привитие бережного отношения к природе.        

Задачи:

-создавать условия для получения учениками начальных классов полной картины внешнего мира и осознанию себя частью Вселенной и звеном взаимосвязанной жизненной цепи;

- ознакомить детей с основами экологической грамотности;

- формировать познавательный интерес к вопросам природосбережения и созидающее хозяйское мировоззрение и поведение.

6. «Семья и школа»

Цель:  создание условий для объединения педагогических воздействий и оптимизации учебно-воспитательного процесса.        

Задачи:

- воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;

- повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

- организовывать и закреплять позитивные и конструктивные формы сотрудничества родителей, детей и школы;


     Для лучшего достижения целей и задач необходимо использовать различные формы внеклассной работы:

-игры;

-КТД;

-праздники, утренники, шоу;

-сказкотерапия;

-беседы;

-работа с книгой;

-акции, операции;

-смотры;

-балы;

-соревнования, турниры, конкурсы;

-театральные представления;

-устные журналы;

-клубы;

-практикумы, тренинги, мастер-класс;

-инструктажи;

-круглые столы;

-конференции, диспуты;

-литературные и музыкальные гостиные;

-классный час;

-круг друзей;

-опросы, диагностика, тестирование, анкетирование;

-собрания, лектории, беседы;

-игротеки;

-уроки;

-экскурсии, прогулки, походы, поездки;

-выставки, галереи;

-тематические часы, дни, недели, месячники;

-мастерские, субботники;

-эстафеты;

-олимпиады;

-марафоны;

-аукционы;

-встречи;

-викторины.


Тематическое планирование мероприятий по реализации

Программы нравственно-эстетического воспитания

 младших школьников Великой России

«Алые паруса»

I класс

направ-ление

Интеллек-туально-познава-тельное

Аналитико-диагности-ческое

Ценностно-ориентиро-ванное

Художест-венно-эстети-ческое

Становле-ние учени-ческого са-моуправле-ния

Безопас-ность жиз-недеятель-ности

Индиви-дуальная работа с учащи-мися2

Сроки  

выпол-нения 1

   раздел

Я и моя

Родина

Знакомство с Уставом школы

Изучение со-циальной сре-ды учащихся (посещение квартир)

Праздник знаний

Осенняя неделя добрых дел.

Литературно-художественная гостиная «Золотая осень»

Выбор актива класса, расп-ределение обязанностей.Заседание актива класса

Экскурсия «Наш друг  светофор»,

Беседа «Что означают 3 звонка»

I

четверть

Социологичес-кий опрос «Традиции нашей семьи»

Урок мужества

(К  Дню милиции)

Заседание актива класса

Беседа «Весёлые перемены»

II

четверть

Диагностика

«Причины отставания в учёбе»

Литературно-художественная гостиная «Русская зима»

Отчётно-выборное собрание, рас-пределение творческих поруений

Заседание актива класса

Круглый стол «Один дома»

III

четверть

Устный журнал «День славянской письменности и культуры»

Диагностика

«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Литературно-художественная гостиная «Здравствуй-те, весна и лето»

Заседание актива класса

Классный час «Когда на улице хорошо»

IV

четверть

Спорт и здоровье

Экскурсия

«15 шагов в природу»

Диагностика школьной безопасности

Классный час «Режим дня».

Праздник здоровья «Бабушка рядышком с дедушкой…»

Инструктаж

«Безопас-ность при работе с ножницами, красками и клеем»

Экскурсия на берег Томи

Весёлая  игротека «Лучшие игры на перемене».

Беседа «День солидарности в борьбе с терроризмом»

I

четверть

Шашечный турнир

Диагностика уровня школьной тревожности

Построение фигуры для снежного городка

Весёлая  игротека «Безопасные игры-ловишки»

II

четверть

Классный час «Всегда ли снег добрый и пушистый»

Анкетирование

«Моё отношение к физминуткам»

Эстафета

«Лыжня зовёт!»

Весёлая  игротека «Зимние забавы»

III

четверть

Шахматный

турнир

Анкетирование

«Спорт в моей жизни»

Спортивный марафон «Даёшь, рекорд!»

Весёлая  игротека

«Игры-хваталки»

IV

четверть

Информа-ционный

век

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Изучение объ-ёма кратковре-менной зри-тельной памяти

Праздник

знаний

Экскурсия  в школьную библиотеку.

Беседа «Весёлые перемены».

I

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Изучение оперативной памяти

Экскурсия в

Детскую библиотеку

Классный час

«Скажи простуде и гриппу нет»

II

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Изучение дол-говременной памяти

Родительский лекторий«Раз-витие речи и общения пер-воклассников»

Практикум

«Оказание

первой помощи»

III

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Изучение уровня позна-вательной активности

Инструктаж «Пожарная

безопасность»

IV

четверть

Культура и

красота

Изучение занятости учащихся во внеурочное время

Посвящение в ученики

День учителя

День театра 3

День музея

Организация дежурства

Инструктаж «Основы правильного поведения в библиотеке, театре и музее»

I

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Праздник «Осенины»

Акция милоседия «Подарок Деда Мороза» (детям инвалидам)

Новогодний

Карнавал

День театра

День музея

II

четверть

День театра

Конкурс чтецов прозы

«Мужество и красота»

День музея

III

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Солнечный

бал

День театра

День музея (посвящ. ВОВ)

Классный час «Умей сказать «нет»

IV

четверть

Природа и мы

Конкурс поделок из природного материала

Инструктаж

«Безопасное поведение во время экс-курсий»

I

четверть

Классный час-аукцион «Явления природы и как с ними по-дружиться»

II

четверть

Конференция

«День Земли»

Беседа «Осто-рожно! Гололёд!»

III

четверть

Классный час

«Клещевой энцефалит»

Круглый стол

«Трепещут крылья на ветру»

Брейн-ринг «Безопасная вода»

IV

четверть

Семья и школа

Родительское собрание  «Знакомство. Первые шаги ребёнка в школе»

Социометрия

Акция «Помо-ги собраться в школу»

Операция «Уют»(Осен-няя уборка кабинета)

I

четверть

Родительское собрание  «Физическое и психологичес-кое развитие первоклас-сников»

Составление характеристи-ки класса и социального паспорта

Галерея любви и нежности «Милой мамочки портрет»

Мастерская Деда Мороза

II

четверть

Родительский лекторий «Трудности адаптации первоклассни-ков к  школе»

Изучение лич-ных особен-ностей ученика  (тест «Несу-ществующее животное»

Взятие снежной крепости

Операция «Уют» (весенняя уборка кабинета)

III

четверть

Родительское собрание «Особен-ности познаватель-ной деятель-ности млад-ших школь-ников»

Изучение занятости учащихся в летний период

Круг друзей

«Итоги года»

IV

четверть

1

   Сроки можно изменить в связи с объективными причинами, но лучше в сложившихся ситуациях изменять ответственного за проведение данного мероприятия либо производить комбинирование нескольких мероприятий.

2

    Планирование индивидуальной работы с учащимися осуществляется непосредственно перед началом, либо втечение учебного года.

3

    В первом классе рекомендуется сотрудничество с театром Кукол, во втором классе - с театром Оперетты, в третьем – театром Драмы, в четвёртом – с театром Оперы и Балета или с театром для Юношества и Молодёжи. Сотрудничество заключается в посещении спектаклей по специальной программе и с оформлением детьми творческих работ: сочинений, изложений,благодарностей, отзывов, заметок, рецензий, рисунков, проектов афиш, поделок и т. п.


II класс

направ-ление

Интеллек-туально-познава-тельное

Аналитико-диагности-ческое

Ценностно-ориентиро-ванное

Художест-венно-эстети-ческое

Становле-ние учени-ческого са-моуправле-ния

Безопас-ность жиз-недеятель-ности

Индиви-дуальная работа с учащи-мися

Сроки

выпол-нения

   раздел

Я и моя

Родина

Праздник знаний

Осенняя неделя добрых дел.

Выбор актива класса, расп-ределение обязанностей.

Заседание актива класса

I

четверть

Урок мужества

(К  Дню милиции)

Круглый стол «Ростки нашей дружбы»

Заседание актива класса

II

четверть

Диагностика

«Внутренняя позиция»

Литературно-художественная гостиная «Наши маленькие друзья»

Отчётно-вы-борное собра-ние, распре-деление твор-ческих пору-чений.

Заседание актива класса

III

четверть

Устный журнал «День славянской письменности и культуры»

Литературно-художествен-ная гостиная «Дружба крепкая»

Заседание актива класса

IV

четверть

Спорт и здоровье

Диагностика уровня школьной тревожности

Весёлая игротека

Туристическая экскурсия

Мини-конфе-ренция

«Мобильники и здоровье»

I

четверть

Шашечный турнир

Анкетиро-вание

«Моё отноше-ние к физ-минуткам»

Театральный калейдоскоп

«Будьте здоровы»

II

четверть

Анкетиро-вание

«Спорт в моей жизни»

Эстафета

«Лыжня зовёт!»

III

четверть

Шахматный

турнир

Спортивный марафон «Даёшь, рекорд!»

Урок-игра

«Праздник здоровья»

IV

четверть

Инфор-мацион-ный

век

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование устойчивости внимания и способности к его концент-рации.

I

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование объёма и распределяе-мости внимания

II

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование особенностей переключения внимания

Классный час «23февраля и 8марта»

III

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование распределе-ния и переключения внимания

IV

четверть

Культура и

красота

Золотой бал

День театра

День музея

I

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Хрустальный

Бал

Акция милоседия «Подарок Деда Мороза» (детям инвалидам)

День театра

День музея

II

четверть

День театра

День музея

Классный час-тренинг «Во всём поможет доброта»

III

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Сказочный

бал

День театра

День музея

(посвящ. ВОВ)

IV

четверть

Природа и мы

I

четверть

II

четверть

Конференция

«День Земли»

III

четверть

Круглый стол

«Трепещут крылья на ветру»

IV

четверть

Семья и школа

Родительское собрание «Система оце-нивания зна-ний учащихся»

Исследование

стилей семейного воспитания

Операция «Уют»(Осен-няя уборка кабинета)

I

четверть

Родительское собрание «Особенности развития поз-навательной сферы учащих-ся II класса»

Литературно-художественная гостиная «Мамочка, любимая моя»

Мастерская Деда Мороза

II

четверть

Родительское собрание «Особенности развития эмо-ционально-во-левой сферы учеников начальной школы»

Взятие снежной крепости

Операция «Уют» (весенняя уборка кабинета)

III

четверть

Родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к обучению»

Изучение занятости учащихся в летний период

Круг друзей

«Итоги года»

IV

четверть


III класс

направ-ление

Интеллек-туально-познава-тельное

Аналитико-диагности-ческое

Ценностно-ориентиро-ванное

Художест-венно-эстети-ческое

Становле-ние учени-ческого са-моуправле-ния

Безопас-ность жиз-недеятель-ности

Индиви-дуальная работа с учащи-мися

Сроки

выпол-нения

   раздел

Я и моя

Родина

Анкетирование по программе «Гражданин» «Формирова-ние граждан-ского отно-шения к себе»

Праздник знаний

Субботники

Осенняя неделя добрых дел.

Выбор актива класса, расп-ределение обязанностей.

Заседание актива класса

I

четверть

Анкетирование по программе « Гражданин»

«Формирова-ние гражданс-кого отноше-ния к своей семье»

Урок мужества

(К  Дню милиции)

Литературно-художественная гостиная «На просто-рах Родины »

Заседание актива класса

II

четверть

Анкетирование по программе « Гражданин»

«Формирова-ние гражданс-кого отноше-ния к школе»

Литературно-художественная гостиная «Люблю Россию»

Отчётно-выборное собрание, рас-пределение творческих поруений

Заседание актива класса

III

четверть

Устный журнал «День славянской письменности и культуры»

Анкетирование по программе « Гражданин»

«Моя Родина»

Литературно-художественная гостиная «Мы за мир»

Заседание актива класса

Классный час – тренинг

«Умей ска-зать – нет»

IV

четверть

Спорт и здоровье

Диагностика уровня школьной тревожности

Весёлая игротека

Туристическая экскурсия

I

четверть

Шашечный турнир

Анкетирование

«Моё отношение к физминуткам»

II

четверть

Анкетирование

«Спорт в моей жизни»

Эстафета

«Лыжня зовёт!»

III

четверть

Шахматный

турнир

Спортивный марафон «Даёшь, рекорд!»

Классный час «Суд над сигаретой»

IV

четверть

Инфор-мацион-ный

век

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование ригидности мышления

I

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование гибкости мышления

II

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование

ассоциатив-ности мышления и уровня развития речи (Методика Эббингауза)

Конференция

«День Земли»

III

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование словесно-логического мышления

IV

четверть

Культура и

красота

День театра

День музея

I

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Изумрудный

бал

Акция милоседия «Подарок Деда Мороза» (детям инвалидам)

День театра

День музея

II

четверть

Ледяной бал или в гостях у Снежной Королевы

День театра

День музея

Конкурс «А ну-ка мальчики девочки»

III

четверть

Изучение уровня воспитаннос-ти

Звёздный

бал

День театра

День музея

(посвящ. ВОВ)

IV

четверть

Природа и мы

Экскурсия в планетарий.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

Круглый стол

«Трепещут крылья на ветру»

IV

четверть

Семья и школа

Родительское собрание «Помощь детям в реализации программы «Здоровье»»

Исследование

семейной социометрии и её влияния на внутреннее состояние ребёнка (тест «моя семья»)

Операция «Уют»(Осен-няя уборка кабинета)

I

четверть

Родительское собрание«Осо-бенности на-учно-познава-тельной дея-тельгости младших школьников»

Исследование

внутренней позиции уче-ника к осоз-нанию себя в обществе

( тест «Дом, дерево, человек.»)

Акция «Мамин день»

Мастерская Деда Мороза

II

четверть

Родительское собрание «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»

Взятие снежной крепости

Операция «Уют» (весенняя уборка кабинета)

III

четверть

Родительское собрание круг-лый стол «Изюминки семейного воспитания юного счастливого гражданина»

Изучение занятости учащихся в летний период

Круг друзей

«Итоги года»

IV

четверть

IV класс

направ-ление

Интеллек-туально-познава-тельное

Аналитико-диагности-ческое

Ценностно-ориентиро-ванное

Художест-венно-эстети-ческое

Становле-ние учени-ческого са-моуправле-ния

Безопас-ность жиз-недеятель-ности

Индиви-дуальная работа с учащи-мися

Сроки

выпол-нения

   раздел

Я и моя

Родина

Анкетирование по программе «Гражданин» «Формирование гражданского отношения к себе»

Праздник знаний

Субботники

Осенняя неделя добрых дел.

Выбор актива класса, рас-пределение обязанностей.

Заседание актива класса

Инструктаж по технике безопасности

во время об-щественно-полезного труда

I

четверть

Анкетирование по программе «Гражданин»

«Формирование гражданского отношения к своей семье»

Урок мужества

(К  Дню милиции)

Заседание актива класса

Инструктаж техники бе-зопасности в транспорте и на улице.

II

четверть

Анкетирование по программе « Гражданин»

«Формирова-ние гражданс-кого отноше-ния к школе»

Субботники

Литературно-художественная гостиная «Вперёд, герои»

Отчётно-выборное собрание, рас-пределение творческих поруений

Заседание актива класса.

Смотр строя и песни.

III

четверть

Устный журнал «День славянской письменности и культуры»

Анкетирование по программе « Гражданин»

«Моя Родина»

Литературно-художественная гостиная «В сердце навсегда»

Заседание актива класса

IV

четверть

Спорт и здоровье

Диагностика уровня школьной тревожности

Весёлая игротека

Туристическая экскурсия

I

четверть

Шашечный турнир

Анкетирование

«Моё отношение к физминуткам»

II

четверть

Анкетирование

«Спорт в моей жизни»

Эстафета

«Лыжня зовёт!»

III

четверть

Шахматный

турнир

Спортивный марафон «Даёшь, рекорд!»

IV

четверть

Инфор-мацион-ный век

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование

логических закономернос-тей

I

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование

логичности умо-заключений

II

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

Исследование

логически-понятийного мышления

Конференция

«День Земли»

III

четверть

Интеллекту-ально-познава-тельная игра «Торжество науки»

 Исследование

активности мышления  

IV

четверть

Культура и

красота

Литературно-художествен-ная гостиная «Мифы и легенды»

День театра

День музея

Круглый стол «ПДД: вопросы и ответы»

I

четверть

Классный час «что такое то-лерантность»

Изучение уровня воспитанности

Бал в городе Мастеров

Акция милоседия «Подарок Деда Мороза» (детям инвалидам)

День театра

День музея

II

четверть

Рыцарский турнир (бал  мужества и красоты)

День театра

День музея

III

четверть

Изучение уровня воспитанности

Выпускной  бал

День театра

День музея

(посвящ. ВОВ)

IV

четверть

Природа и мы

Экскурсия в планетарий.

Беседа «Мы на природе: правила и рекомендации»

I

четверть

II

четверть

III

четверть

Круглый стол

«Трепещут крылья на ветру»

IV

четверть

Семья и школа

Родительское собрание

«Современные

тенденции раз-вития общества и их влияния на модель

выпускника нач. школы»

Исследование сферы меж-личностных отношений (Диагностика Рене Жиля)

Операция «Уют»(Осен-няя уборка кабинета)

I

четверть

Родительское собрание

«Соответствие уровня обучен-ности учащихся образовательным стандартам»

Экспресс-диагностика характероло-гических особенностей личностей

Театр у микрофона «Мы маме говорим: «Спасибо»

Мастерская Деда Мороза

II

четверть

Родительское собрание

«Основы психологического комфорта во время итоговых мониторингов и выпускного бала»

Взятие снежной крепости

Операция «Уют» (весенняя уборка кабинета)

III

четверть

Родительское собрание

«Государст-венный образо-вательный стандарт. Подготовка ко II ступени образования»

Изучение занятости учащихся в летний период

Круг друзей

«Итоги года»

IV

четверть


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бесова, М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002
  2. Военно- патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованиюдня Победы, дня защитника Отечества  и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М. В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
  3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалы научно-практической конференции. – Самара, 2000.
  4. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
  5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.  – М.: «ВАКО», 2004.
  6.  Дик, Н. Ф., Классные часы в 3-4-х классах. / Н. Ф. Дик. –    Ростов н /Д:: Феникс, 2003.
  7. Дик, Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н. Ф. Дик. –    Ростов н /Д:: Феникс, 2005.
  8. Имакаев В. Р., Каменский  Р. Г., Краснов С. И., Шубин С. В., Новикова О. Н., Губайдуллин Р. А. Культурно-ценностное проектирование инноваций в образовании. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2002.
  9. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А.. Основы индивидуального  здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.
  10. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: 2000.
  11. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Ковалько В. И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.            1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
  13. Кулькевич С. В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Ростов н /Д::Учитель, 2002.
  14. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.
  15. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов , учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец. – М.: Глобус, 2007.
  16. Нахимовский, А. М. Наш классный театр: сборник инсценировок для начальной школы / А. М. Нахимовский. - М.: Аркти, 2003.
  17. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий./ авт. сост. И. А. Пашкович. Волгоград. «Учитель», 2006.

  1. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
  2. Практикум по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2005.
  3.  Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -  СПб., 2000.
  4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд. дополн. – М.:ЦГЛ, 2002.
  5. Система гражданского воспитания школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова /  под ред. Т. В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006.
  6.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Основные понятия и обзор / авт. сост. Г. Н. Петровский. - Мн.: НИО, 2000.
  7. Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева.- Ростов н /Д: Феникс, 2006.
  8. Фопель, К. Чтобы дети были счастливы / К. Фопель. – М.: Генезис, 2005.
  9. Формирование информационной культуры школьника: от теории к комплексу учебных программ: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко; науч. ред. Н. И. Гендина. –Кемерово: Изд-во КРИПК иПРО, 2007.
  10. Формирование информационного общества в XXI веке / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;Российская национальная библиотека; сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2006.
  11. Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...