Тимбилдинг в организации внеурочной деятельности обучающихся
материал на тему

Соболева Марина Викторовна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timbilding.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Тимбилдинг в организации внеурочной деятельности обучающихся»

Детский тимбилдинг.  Специфика организации тимбилдингов

Одной из важнейших задач школы является формирование коммуникативной культуры обучающихся, их способности к групповому (командному) взаимодействию, способности к успешной социализации.

На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология Тимбилдинга (в переводе с английского «командообразование»).

Что такое Tимбилдинг?

 Tимбилдинг (team building) – построение команды или командообразование –мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между детьми, повышение сплочённости коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

                                     Цели проведения Tимбилдинга

 С его помощью можно:

— создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;

— наладить гармоничное взаимодействие между классами;

— познакомиться обучающихся различных классов друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых детей в коллективе;

— снять психологическое напряжение, снять конфликт;

— повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;

— сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях;

— повысить уровень личной ответственности за результат;

— перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству;

— повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения.

Задачи проведения Tимбилдинга

Задачами тимбилдинга являются:

— знакомство обучающихся между собой, создание условий для неформального общения;

— повышение эффективности командной работы;

— повышение уровня взаимодействия между детьми;

— сплочение коллектива;

— оценка роли каждого «игрока» в команде, выявление лидеров и аутсайдеров;

— расширение навыков решения нестандартных ситуаций;

— повышение мотивации на достижение коллективных целей;

— снятие стресса, усталости;

— возможность для обучающихся почувствовать себя в новой роли;

— проработка внутрикомандных отношений.

Результаты, достигаемые с помощью тимбилдинга

Результатом качественно проведённого тимбилдига становится:

— нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

— получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

— верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

—, открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;

— повышение уровня инициативности обучающихся;

— повышение уровня доверия в коллективе.

Классификация видов Tимбилдинга

По характеру взаимодействия сценарии тимбилдингов можно разделить на 3 группы.

1. Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников).

2. Логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников).

3. Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников).

Не каждый, наверное, знает, что в нашей стране есть такое понятие как «детский тимбилдинг» или «тимбилдинг для школьников». Между прочим, организация детских мероприятий была очень распространена и в Советском союзе. Это были пионерские лагеря, многодневные выездные походы, туристические слеты и различные праздничные мероприятия. Мы это подзабыли, хотя за рубежом давно уже существует свой аналог – скаутское движение.

Любому школьнику необходимо быть в команде, ведь все равно, в классе не все могут дружить друг с другом. Так почему же не создать из мальчишек и девчонок настоящий дружный коллектив, который поможет выявить лидеров и подтянуть отстающих ребят? Конечно же, есть дети с комплексами или просто стеснительные, и для них тимбилдинг для школьников будет как раз тем подспорьем в развитии всех своих скрытых качеств. Организация детского отдыха на природе будет самым правильным и верным решением. Дети должны дружить между собой и держаться всей командой. Только в этом случае им будет весело не только во время праздников, но и во время учебы, которая будет протекать более плодотворно. Участвовать в таком празднике могут абсолютно все, включая и родителей.

 Тимбилдинг для школьников, как правило, проходит в игровой атмосфере, где все участники проявляют не только ловкость и физические навыки, но и развивают творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде.

Детский тимбилдинг (teambuilding) обладает рядом специфических и отличительных черт по сравнению с проведением тимбилдинга для старших возрастных групп. Специфика проведения игр для детского тимбилдинга обусловлена, в первую очередь, возрастом его участников. Организаторы мероприятий должны четко осознавать, сколь большая ответственность лежит на их плечах при работе с детьми. Любые игры, содержащиеся в сценарии для детского тимбилдинга, должны быть многократно проверены и предназначены специально для детей с учетом особенностей их психологического и физического развития в данном возрасте. Проведение и организация детских тимбилдингов требует особой осторожности со стороны руководителей, отвечающих за непосредственную работу с группой обучающихся, постоянного наблюдения и контроля за каждым действием любого из своих подопечных.

Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?

- с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.

- детский тимбилдинг - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.

- с помощью модулирования  ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

- руководство опытного педагога  направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни.

- ребенок в процессе игры становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.

Составляющие процесса командообразования

  •   повышение уровня взаимодействия между членами команды;
  •   развитие сплоченности коллектива;
  •   оценка роли каждого «игрока» в команде;
  •   выявление лидеров;
  •   оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;
  • моделирование различных ситуаций;
  • повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.

Деление на команды

  • 1 способ - по расчету;
  •  2 способ - «сговорка».  Выбирается один игрок, который набирает команду. Остальные становятся парами и сговариваются, кто из них как назовется. Потом подходят к набирающему и спрашивают, какое из двух прозвищ он выберет. Вот несколько вариантов сговорок: «Яблоко или груша?», «Ниточка или иголочка?». Игрок выбирает один из вариантов, и тот, кто так назвался, играет в его команде. Оставшиеся образуют вторую команду. А можно выбрать двух игроков, которые будут по очереди набирать себе команду.
  • 3 способ - «дерево». Из группы, по количеству команд, выбирается несколько   ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников

Организация детского тимбилдинг в спортивном зале

Перетягивание каната

Очень сплачивают детей (да и взрослых тоже) совместные физические усилия – так что перетягивание каната будет пользоваться успехом у любого возраста

Игра «Игольное ушко»      

Замечательное коллективное упражнение - протягивание кольца через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки...

«Надежные друзья»

Хороши также всевозможные задания, выполнять которые приходится в тесном контакте друг с другом.  Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.  Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.

Игра «Тоннель»

Увлекательное приключение, где дети думают не только о том, как бы самим преодолеть препятствие, но и всячески стараются помочь друг другу.

Игра «Наседка и цыплята»

Играющие делятся на 2 команды. Игроки первой команды равномерно распределяются по всей длине окружности. Игроки второй команды располагаются внутри круга, стоя в затылок друг другу и взяв впередистоящего за плечи. Нападающие передают друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент и попасть в последнего игрока. Но это сделать нелегко, потому что его защищает руками, ногами, туловищем направляющий – «наседка». Остальные игроки команды перемещаются вслед за направляющим игроком так, чтобы заслонить замыкающего. После каждого точного попадания замыкающий выходит из игры.

Игра «Сказка»

Участники делятся на две команды. Ведущий показывает им движения для Принцессы, Дракона и Рыцаря и сообщает, как определить победителя: «Принцесса очаровывает Рыцаря, Рыцарь убивает Дракона, Дракон крадет Принцессу». Каждая команда (так, чтобы не услышали соперники) решает, кого она будет изображать.  Затем участники выстраиваются в две шеренги друг против друга и по сигналу делают характерное движение, показывая, какую роль они выбрали. По одному очку получает та команда, чья роль оказывается выигрышной.

 «Валенки» 

Командная, шуточная эстафета, пара участников надевают один «гигантский» валенок одновременно (на две ноги), необходимо преодолеть определенный маршрут.

«Веревочка».

Играющие становятся в круг, вокруг веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать эту ладонь от веревочки или двигать ей вдоль веревки. Осаленный сменяет водящего.

«Дуга».

Необходимо пролезть под дугой, стоящей на земле, так, чтобы не упасть самому и не уронить дугу.

«Живой узел»

Участники стоят в кругу, держась за руки. Тренер запутывает кольцо и члены каждой команды должны распутаться как можно быстрее, не разрывая рук.

«Крепость»

Дети надевают повязки на глаза. В зале надо расставить 10 — 20 больших коробок и ведра с игрушками. Каждой команде надо объяснить, что они должны построить вокруг себя крепость из коробок. Между коробками, из которых сооружают крепость, расстояния должны быть до 10 см, причем все члены команды должны замуровать себя внутри крепости. Назначают смотрящих, у которых глаза открыты.

Организация детского тимбилдинга (teambuilding) на природе

Организация детских тимбилдингов на природе предоставляет широчайшие возможности для создания увлекательного сценария, который не только развлечет обучающихся, но помогает укреплению их физических и психических сил, развитию здоровья и ума. Проведение тимбилдинга (teambuilding) на открытом воздухе позволит организаторам включить в сценарий мероприятия самые разнообразные конкурсы, использовать которые в городских условиях было бы довольно затруднительно, либо совсем невозможно.

Особое преимущество проведения детских тимбилдингов на природе заключается в самой атмосфере – нет ничего полезнее для растущего организма ребенка, чем смена душной и вредной городской атмосферы на чистый загородный воздух, чем смена статичного сидения за школьной партой (или на стуле перед компьютером) на активное движение на открытом воздухе. Даже разгадывание сложнейших квестов в компьютерных играх уступит по своим впечатлениям перед сценарием, приготовленными для организации детских тимбилдингов.

Участвуя в подобных мероприятиях, наши дети учатся контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Здесь он сможет выработать столь полезные в современной обстановке лидерские качества, научатся брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это позволит им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, даст навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Кроме того, организация детских тимбилдингов на природе надолго создаст прекрасное настроение обучающимся, придаст жизненный запас сил и энергии, позволит ощущать себя здоровым и счастливым в течение долгого времени после мероприятия.

«Навигатор»

Команда должна преодолеть расстояние с препятствиями, не задевая их со связанными ногами.

«Лыжи»

Находясь на групповых лыжах, команда должна пройти указанный инструктором маршрут.

«Попрыгунчики»

Подвижный конкурс, где от индивидуального мастерства зависит успех всей команды.
«Командное ориентирование» 

Командная игра, основанная на спортивном ориентировании на местности, включающая в себя выполнение различных заданий, разгадывание шифров, решение интеллектуальных задач. 
«Верёвочный лабиринт» 

На небольшом расстоянии над землей натянут сложный веревочный лабиринт с колокольчиками, необходимо его пройти, переступая, пролезая, перепрыгивая,…не задев ни одного колокольчика…

«Полосы препятствий» 

Короткие дистанции со множеством несложных, но зрелищных препятствий: «трубы», баллонные препятствия, веревочные маятники и др.

«Квадраты»

Деревянные фигуры различного цвета, необходимо за определенное время собрать из них квадраты.
«Кольцеброс»

На деревянном «большом» щите закреплены 16 мишеней-шурупов, на которые необходимо набросить имеющиеся кольца.

         Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Тимбилдинг представляет собой проведение среди сотрудников компании различных конкурсов, игр и заданий, выполняемых как командой, так и индивидуально. Задания подбираются таким образом, чтобы они были по силам каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, основанной на использовании метода проектов.

Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. Организация проектной деятельности обучающихся являе...

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)

В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...

Организация внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Внеурочная деятельность предполагает коллективизм действий, свободу выбора занятий, общественную направленность деятельности, деловое и разнообразное сотрудничество учителя и учащихся. Внеурочная деят...

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС

Данный материал поможет учиетлю начальных классов при организации внеурочной деятельности...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности обучающихся

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении...

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...