Сказка о художнике Лаврентьеве
план-конспект на тему

Беседа о творчестве художника З.Ф. Лаврентьева, уроженца Республики Марий Эл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_lavrenteve.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

Форма внеклассного занятия: беседа

Тема внеклассного занятия: « Сказка о художнике Лаврентьеве и лесном духе»

Составила: учитель начальных классов Николаева В.Г.

 Цель: воспитание патриотических чувств у детей, знакомство с произведениями художника Лаврентьева, уроженца республики Марий Эл.

  Словарная работа: онучи, завалинка, сваты, лапти, тулуп.

  Для ознакомления дается понятие «колорит картины».

 Оборудование: репродукции картин З.Ф. Лаврентьева «Лесной дух», «В гости к молодым», «Зима», «Сваты».

   Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Помните, как начинаются многие сказки? «Давным-давно, в незапамятные времена...». Наша сегодняшняя сказка начинается по-другому.   В прошлом веке в одной марийской деревеньке с красивым названием Эсяново родился мальчик. Он получил необычное для нашего времени имя — Зосим. Когда он немного подрос, то много работал — помогал маме по хозяйству. Отец Зосима был солдатом, и когда пришла Война, то он отправился на фронт, защищать родину. Мальчик старался помочь семье, вместе с бабушкой, Пелагеей Илларионовной, ходил в лес за ягодами и грибами. Как-то раз Зосим  заблудился. Лес, такой знакомый, родной, изменился. Деревья вокруг были какими-то неприветливыми. Мальчик сел на пенек, пригорюнился. И вдруг из чащи вышел старик в белой рубахе. Он подошел к Зосиму, погладил мальчика по голове и подарил лукошко малины. После этого показал дорогу к дому. Обрадованный Зосим нашел бабушку и только обернулся, чтобы показать своего спасителя  - а того уже и след простыл. Бабушка сказала, что это был хранитель леса, который сделал подарок мальчику за то, что тот любит родную марийскую природу и бережно относится к ней. Позже Зосим частенько прибегал в памятное место, желая поблагодарить доброго старика, но встретиться с ним не удалось. Мальчик вырос, закончил Чебоксарское художественное училище. Приехал в гости к родным,  вспомнил детство...    

  • Посмотрите на работу Зосима Федоровича Лаврентьева «Лесной дух».
  •   Главный герой картины - лесной дух, хранитель леса, живой природы. Он изображен в национальной марийской рубахе белого цвета. Наряд лесовика украшен орнаментом,  в котором фигуры черного цвета соседствуют с красными. Рубаха собралась складками, точно такие же бывают на коре старых деревьев. Скажите, лесной дух изображен в виде молодого человека?

   Нет, перед нами старик — у лесного духа седые волосы, усы и борода. У него загорелая морщинистая кожа. Но глаза лесовика совсем молодые — синие, веселые. Он лукаво улыбается нам с картины. Как рассказывают народные предания, если человек пришел в лес с дурными намерениями, обижает лесных жителей, то дух может над ним подшутить  - «спрятать» дорогу к дому. А вот если у гостя только доброе на уме, то и хранитель предложит щедрый дар.

  • Что окружает лесовика?

   Мы видим лесные богатства. Каких только нет грибов во владениях лесовика! Гордо краснеет мухомор, рядом с ним подосиновик, сыроежка, прячутся среди листочков два боровика. Один белый гриб покрупнее, у него даже шляпка немного потрескалась, а второй еще маленький, его почти не видно среди травы. На стволе старого, покрытого мхом и лишайниками дерева целая россыпь опят. Они маленькие, но их очень много, настоящая дружная семейка.

   Еще на картине изображены ягоды — темно-синяя голубика, ярко пламенеющие малина, клюква и шиповник. Лесной дух как будто предлагает попробовать его угощение — он держит в руке горсть спелой малины. Тот, кому не по вкусу сладкое, может сорвать гроздь рябины или орехи с желудями, их мы видим на деревьях за спиной лесовика.

  • Изображены ли на картине лесные обитатели?

   На ладони лесовика доверчиво расположилась маленькая белочка с пышным хвостиком. С другой стороны на ветке у дупла изображен филин. Янтарным светом горят его большие глаза. По стволу поднимется вверх, сливаясь со мхом, юркая ящерка. В траве спряталась тетерка и ее спутник — красавец-тетерев с ультрамариново-синей грудкой и красными «бровями». Маленькая бабочка-крапивница раскрыла свои яркие крылышки, опустившись на белый мох.

  • Наверное, на случайно фигура лесного духа сливается с деревьями, он как будто образует единое целое с природой. Они неразделимы.
  •  Напоминаю, это была картина Лаврентьева «Лесной дух».
  • Игра «Отгадай загадки про лесных жителей».

Цель: активизация внимания детей, развитие умения видеть детали картины.

 В ходе игры дети отгадывают загадки про лесных жителей — белку, тетерева, зайца, филина, волка. После того, как экскурсовод услышит отгадки, дети должны сказать, какие из этих существ присутствуют на картине Лаврентьева.

  • Художнику Лаврентьеву нравилась жизнь в деревне, народные обычаи, красота национальной одежды. Когда смотришь на картину «Сваты» (2007), сразу поднимается настроение.
  • Вы знаете, ребята. Кто такие сваты?

   «Сваты» от слова «свататься». В старину перед тем, как жениться на девушке, парень засылал к ней сватов. Они делали предложение невесте от имени жениха . Иногда в сватовстве участвовал сам будущий муж.

  • Кто выступает в роли сватов?

    Возможно, впереди идет сам жених, за ним следуют двое музыкантов и отец жениха.

  • Опишите сватов, как они выглядят?

    Все они одеты в национальные марийские костюмы. Эти наряды выглядят ярко и празднично. На женихе шапка, оттороченная мехом. Сбоку к ней пришит кончик пышного лисьего хвоста. Длинный белый кафтан молодого человека отделан вышивкой на темно-малиновом фоне. В одной руке жених несет подарок в красивом узелке, повязанном сиреневой лентой. В другой руке у него игрушечный лук. На плече висит колчан со стрелами. С этим луком, в нарядной одежде, с длинными вьющимися волосами  жених напоминает Ивана-царевича. За женихом следуют музыканты. Один, с волосами цвета спелой соломы, играет на свирели. Тонкие длинные пальцы легко касаются музыкального инструмента и рождается прекрасная мелодия. Другой музыкант, в шапке на седых волосах, старательно играет на старинном марийском музыкальном инструменте, вторя своему товарищу. Замыкает шествие отец жениха, степенно шагающий с посохом в руках. У посоха навершие вырезано из дерева в виде головы какого-то зверя. По осанке видно, что отец чувствует ответственность за сына, и посох, наверное, захватил для солидности. О том, что это сваты, свидетельствует и то, что они повязали на себя длинные, отделанные вышивкой, полотенца. Это свадебный обычай.

  • На каком фоне изображены сваты?

   Они, по всей видимости, изображены по пути из одной деревни в другую. На заднем плане мы видим темно-зеленую гущу елового леса. Сказочно выглядят звери и птицы, которые как будто провожают процессию, желая жениху удачи. Вот пара белых лебедей как символ будущего семейного счастья. Вот любопытная юркая белка забыла про свои дела и смотрит с ветки на людей, высоко задрав свой пушистый хвостик. На опушке леса невозмутимо застыл сохатый. Красавец-лось стоит, гордо подняв голову, увенчанную короной-рогами. В пожухлой осенней траве спрятались тетерева.

  • Но люди не обращают внимания на природу. Они идут вперед. Мы как будто чувствуем волнение жениха, слышим веселую мелодию.
  • Это  была картина «Сваты».
  • Физкультминутка.

    А теперь мы посмотрим на картину, на которой также изображены люди в праздничном, приподнятом настроении.

  • «В гости к молодым»
  • На этой картине мы видим немолодую уже пару. Как вы думаете, кого собрались навестить старичок со старушкой? Как об том можно догадаться?

     Пожилая пара направилась в гости к своим детям и внукам. О том, что визит будет нанесен в семью, где есть дети, можно догадаться, посмотрев на подарки. Их с любовью приготовили дедушка и бабушка. Женщина несет в руке сетку-авоську с игрушками. Это и большой пупс — кукла, похожая на младенца, и коробка с настольной игрой. Все дети — сладкоежки, поэтому дедушка с бабушкой не забыли про угощение. В желтой коробке с изображением коровы конфеты. А дедушка несет большой зеленый чайник. Его носик заткнут белой салфеткой, чтобы содержимое не расплескалось. Возможно, дедушка с бабушкой сварили компот или сделали для внуков особый вкусный чай на травах.

  • Как вы думаете, визит к детям важен для старичков?

    Да, сразу видно, что они к нему готовились. Одежда старичков ,может быть,  и не новая, но чистая и отглаженная. На бабушке белое платье, такого же цвета платок с красным узором. Фартук старушки и рубашка дедушки сшиты из одной ткани светло-бирюзового цвета. Обувь надета самая лучшая. Картуз деда почти повторяет цвет брюк, заправленных в высокие сапоги (картузом в деревнях называют кепку). Кажется, что даже борода старика выражает его хорошее настроение — задорно приподнята вверх. Хоть мы и видим бабушку и дедушку в профиль, но ощущаем их улыбки.  Морщинки у глаз собрались лучиками — ну как тут не улыбаться, когда предстоит встреча с родными людьми. Сразу видно, что дедушка с бабушкой  любят своих детей и внуков.

  • На каком фоне изобразил художник этих обаятельных старичков?

     Они изображены на фоне уже не нового, но добротного деревянного дома. Когда-то давно изображенная на картине пара строила жилище для большой семьи, для детей. Окна с любовью украшены резными наличниками. На подоконниках цветы. Вон тянут к свету свои «граммофончики» красавицы глоксинии. Перед домом мы видим отцветшие одуванчики, их прозрачные седые шарики качаются на тонких стебельках. Скромный подорожник не сразу заметишь на фоне палево-коричневой тропки. Красавец цикорий раскрыл свои ярко-голубые цветы. Привычные растения деревенской улицы.  

   А вот завалинка перед домом. Местами она уже требует починки. Наверное, старики частенько выходили посидеть на завалинке (завалинка — это  невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы, поверх которой пристраиваются  доски).

  • Какие краски использовал художник?

     Художник гармонично сочетал теплые и холодные цвета, в колорите картины преобладают спокойные тона. Колорит — соотношение красок в картине. Яркие оттенки одежды старичков на фоне светло-коричневого дома создает особую, праздничную атмосферу.

  • Это была картина «В гости к молодым».
  • Игра «Найди лишнее».

Цель: развитие умения видеть детали картины.

На фланелеграфе появляются следующие изображения: глоксинии в горшке, кукла, кораблик, мяч, машинка. Нужно назвать те, что не встретились на картине «В гости к молодым».

  • Художник Лаврентьев не просто писал картины — он показал нам родные места, людей с красивой душой. Мы чувствуем, что художник любит свою родную республику, что ему очень нравятся его земляки.
  • «Зима»
  • Это очень добрая картина. Художник изобразил морозный зимний день. Деревья одеты в искрящиеся наряды из инея. Дома и небо на заднем плане в золотисто-бежевой дымке. В такой холод несладко приходится птицам — зябко и голодно. Но стайке синичек повезло. Посмотрите, кто пришел им на помощь?

    Старичок в овчинном тулупе и шапке-ушанке брел куда-то по своим делам. Он уже и передвигается с трудом. Об этом можно догадаться по его сгорбленной фигуре. В руках у старичка палка. Без нее ему уже трудно выходить на улицу. Сразу видно, что палкой-посохом пользуются давно — она светлая, с отполированной старческими руками поверхностью. На плече у дедушки висит простая сумка из плотной ткани. Может быть, из нее он достал белый бумажный кулечек с семечками. Горсточку высыпал на ладонь и протянул птичкам. И вот уже первая, самая храбрая желтогрудая красавица села на раскрытую ладонь. И другие синички уже летят, чтоб отведать угощение. Только некоторые еще сидят на веточках, заинтересованно поглядывая на получивших лакомство подруг.

  • Какое настроение возникает при взгляде на картину?

   Несмотря на то, что художник изобразил холодный день, на душе становится тепло, когда смотришь на работу Лаврентьева. На фоне белого снега и инея на ветках желтые грудки синичек ярко выделяются. Птички выглядят трогательно и беззащитно.  Одежда старичка написана теплыми красками. Синицы нашли среди холода зимы того, кто поделится  своим теплом. Художник показывает нам человеческую доброту и заботу по отношению к «братьям нашим меньшим».

  • Вам понравился старичок? Он кажется нам симпатичным человеком?

      Старичок нам нравится  добротой, которую излучает и его взгляд, и вся сгорбленная фигура. Он нам симпатичен, пусть  лицо покрыто морщинами, из-под шапки выбиваются седые волосы. Кустистые темные брови также тронула седина. Одежда совсем не модная. Как мы уже заметили, это теплый, уже не новый тулуп. Местами он даже покрыт заплатками. На ногах обувь, которую в наше время никто уже не носит. Скорее всего, это онучи с лаптями. Онучи - лоскут теплой ткани, обмотанный вокруг ноги и привязанный веревками. И уже поверх них надеты лапти. Но главное в человеке — какой он, какая у у него душа. А художник Лаврентьев изобразил простого, но доброго человека.

  • Это была картина под названием «Зима».
  • Итог занятия.
  • Мы познакомились сегодня с некоторыми картинами марийского художника Зосима Федоровича Лаврентьева. Давайте еще раз повторим их названия. (Экскурсовод демонстрирует картины, дети проговаривают их названия).
  • Игра «Воспроизведи пейзаж картины «Зима».
  • Работа производится на фланелеграфе. Дети, глядя на  картину Лаврентьева, воспроизводят пейзаж, используя предложенные экскурсоводом фигурки.

Использованная литература:

  • Прокушев Г.И. «Этюды о художниках Марий Эл». - Марийское книжное издательство, 2003.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Сказка в произведениях русских художников"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеклассногозанятия по теме "Сказка в произведениях русских художников". Материал предусмотрен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вид...

Внеклассное занятие по ОРКСЭ " сказка о художнике и его главной картине."

презинтация внеклассного занятия по ОРКСЭ для учащихся 4 класса...

Сказки о художниках

Данный материал может быть использован в качестве познавательного и развивающего аспекта на уроках изобразительного искусства в начальной школе. биографии художников и рассказ об их произведениях пред...

Конспект урока + презентация по изобразительному искусству на тему: "Герои сказки глазами художника", 3 кл

Тема урока:  Герои сказки глазами художника                       3  класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому  по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...