Главные вкладки

    Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Норбу Айлаана Борисовна

    Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому  по УМК "Школа России".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  урока по литературному чтению во 2 классе.  Лексическая тема «Весна». Материал для чтения «Весна-Красна»

    Традиционная программа УМК «Школа России».

    Учебный предмет

    Литературное чтение.

    Класс

    2

    Тип урока

    Урок открытия нового знания

    Вид урока

    Тематический урок-путешествие

    Урок проведён

    18.03.2014г.

    Тема и цели урока

    «Весна-Красна». (Отрывок из сказки «Четыре художника»). По Г.Скребицкому

    Обучающие: организовать деятельность учащихся  для  совершенствования  техники чтения через  материал  для чтения  «Весна-Красна» по Г.Скребицкому, развитию  умения  выразительно читать, передавать содержание текста,  отвечать на вопросы по тексту.

    Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, анализировать и группировать по признакам.

    Воспитывающие: способствовать  воспитанию  бережного  отношения   к природе,  к  русскому языку, опирающееся на грамотную речь; обеспечить  условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, способствовать  умению  работать в коллективе (в группах).

    Задачи: создать условия для «открытия» учащимися рассказа Г.Скребицкого «Весна-Красна»; формировать универсальные учебные действия.

    Технологии, методы, приёмы

    Поисковые методы обучения, игровые, методы, направленные на принятие учеником учебно- познавательной задачи, приёмы технологии РКМ: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; синквейн; перепутанные логические цепочки, поиск верных и неверных утверждений, дерево предсказаний.

    Планируемый результат (УУД)

    предметные: научатся находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема). научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения.

    личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

    метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче.

    Форма работы

    Ресурсы

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Групповая

    О.О. Иргит С.Д. Корген-оол. Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским языком обучения); программа дисциплины; конспект урока; литература для учителя; учебники;-интернет-сайты.

    Организационная структура урока.

    Этапы урока

    Формируемые умения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    (осуществляемые действия)

    Виды работы, формы, методы, приемы

    Используемый ТСО, вид ИКТ

    (презентация к уроку)

    1.Организационный

    момент 2м

    Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения.

    Организует деятельность учащихся  на мотивацию урока.

    -Сейчас у нас урок литературного чтения. Начнём урок с хорошего настроения.

    Друг на друга посмотрели,

     Повернулись, подтянулись

     И друг другу улыбнулись.

    -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок по чтению.

    - Пожелаем друг другу успехов в учении.

    Мы умные, мы дружные,

    Мы - внимательные, мы - старательные!

    Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

    2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока 5м

    Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
    Дополняют, уточняют высказанные мнения.

    Учитель. Скажите , какое время года прошло? Вспомните стихотворения русских писателей о зиме. - Какой мы видим в стихотворениях зиму? (Дети читают стихотворения о зиме)

    Ученик. 

    (Зима – волшебница, чародейка, которая украшает землю, сковывает её, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а кажется, ещё более холодит её, и снег ярко блестит под его лучами. Хотя зимой холодно , вы играли в зимние игры и вам было хорошо и весело. Какие краски дарила нам зима? (белые , голубые, сиреневые, серебристые). А сейчас определите с.

    - 3. Сообщение темы и целей урока. (показ видео о весне)

     -Сегодня вы сами назовете тему урока, если отгадаете загадку:

    Ожил лужок,                                  

    День прибывает,        

    Когда это бывает? (весной)        

    Солнце печёт,

    Липа цветёт,

    Рожь поспевает                                    Дети отгадывают загадку и определяют тему урока.

    Когда это бывает?        

    Солнышко ласкает всех.

    Уже давно растаял снег.        

    И не ходит уж никто        

    в тёплых шубах и пальто.

    И куда не глянешь ты-

    всюду травы и цветы.        

    Птицы весело поют,

    На деревьях гнёзда вьют…  

    Комбу Бижек.

    Учитель. Да, сегодня мы будем читать сказку  русского писателя Г.Скребицкого о родной природе, о весне. Это произведение о природе. Автор произведения Георгий  Алексеевич Скребицкий родился 20 июля  1903 года в Москве.  В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе  стала ориентиром  всего жизненного пути Георгия Скребицкого.В  доме  Георгия  Алексеевича  Скребицкого  всегда   жили   синички,  сороки,  ёжики,  зайчики,  белочки.

    3. Первичное усвоение новых знаний  12м

    удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения.

    1.словарная работа:

    День за днём-ежедневно                                          

    Унылый- мунгаргай                            

    Рассудить-шиидер                                        

    Залюбоваться-магадап коор                                            

    глаз не оторвать- карак  адырлыр арга чок                                                                            

    овраг- хооргал

    разукрасить-каастаар

    глаз оторвать не может-чарашсынып магадап коор

    2.Работа над текстом.

    а) Чтение сказки учителем. (если время сжато, текст читают сами учащиеся)

     б) Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

    в) Чтение, деление на смысловые части.

     г) Составление плана:

    1.Задумка Весны.              

    2.Хмурый лес.                                      

    3.Тонкая косточка Весны.                

    4.День за днём.                                

    5.Лесная поляна.                      

    6.На склоне оврага  

    7. Луг.

    8.Букашки и паучки.

    9.Птицы.

    10. Живая картина.

    11.Зайчата.

    12.Картина Весны-Красны.

    13. Солнышко.

    3. Чтение по готовому плану.

    4. Ответы на вопросы по тексту:

    •  С чего начала рисовать картину Весна-Красна? Какие краски она взяла? Что развесила Весна на осины и тополя?

    • Что нарисовала  весна на широкой  поляне? Какие цветы она рассыпала вокруг лужи?

    • Какие насекомые появились  из разных щёлок? Где гудят майские жуки? Куда летят первые пчёлы и бабочки?

    • Какие птицы прилетели ? Какое важное дело придумала Весна для каждой птицы?
    • Что растёт на склоне оврага и на опушке леса?
    • А кто это в зелёной траве?

    •  Какое впечатление произвела картина Весны на Солнышко? Можно ли написать картину ещё веселее?

    • Какое впечатление произвела картина Весны на Солнышко? Можно ли написать картину ещё веселее?

    • Подумайте,  почему  Г. Скребицкий  назвал  Весну  художником? - В данном  произведении  писатель  использовал  приём,  который  называется  «олицетворение».  Олицетворение – это  приём,  когда  неодушевлённое  изображается  как живое. Внимательно рассмотрите  и найдите в тексте действия , которые относятся к ней.

    • По каким признакам вы узнали, что весна наступила?

    Фронтальная работа

    Все вместе читают с проговариванием

    Приём РКМ «Чтение с остановками»

    Работа в группах. Нахождение указанных частей в тексте.

    Называют границы вступления.

    Выразительно читают вступление, отвечают на вопросы.

    Выполняют задание в группе, проверяют и исправляют ошибки

    Читают вслух выбранный отрывок

    Индивидуальная работа.

    Каждый даёт ответ, затем выполняет самопроверку по слайдам , учебнику

     

    Групповая работа 

    Распределяют роли в группе. Планируют  работу группы. Работают в группах над поставленными вопросами. Работают, используя презентацию, затем выполняют самопроверку по слайдам

    Приём «Подстановочные таблицы». Ученики с помощью таблицы

    Придумывают предложения.

    4.Физминутка 2м

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции.

    В «Светофор» мы поиграем. Есть вариант «электронной»  физминутки.

    Утром бабочка проснулась,

    Улыбнулась, потянулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась.
    Три – нагнулась и присела

    На четыре – полетела.

    Дети коллективно выполняют физминутку

    5. Первичная проверка понимания  7м  

    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

    Выборочный вид пересказа.

    Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. Для творческого пересказа рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить, изменить, передать содержание от другого лица или в иной логике.

    Самостоятельная работа

    Ученики пересказывают текст прочитанного по отрывкам или

     то, что они запомнили.

             Групповые работы:

    Приём «Толстые» и «Тонкие»

    вопросы

    6. Первичное закрепление 7 м

    удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения.

    А теперь проверим, как вы ориентируетесь по содержанию прочитанного произведения.

    Игра называется «Перепутанные логические цепочки». Перед вами 13 цитат из каждой части рассказа, но они перепутаны, ваша задача – установить цитаты по логике событий, поменять нумерацию в соответствии с номером части.

     ( каждая группа получает лист, как на слайде)

     «Перепутанные логические цепочки»                Самооценивание    

                                                                                     работы группы.

    1.

    День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

    1.Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

    2.

    Призадумалась Весна-Красна: какую бы ей картину нарисовать?

    2.Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

    3.

    На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

    3.Взяла она тонкие кисточки.

    4.

    Вот стоит перед ней лес-хмурый, унылый.

    4.День за днём всё наряднее пишет свою картину весна

    5.

    Выглянуло солнышко.

    5.На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу.

    6.

    А что это в зелёной траве?

    6.Ещё рисует день за днём.

    7.

    Ещё рисует день за днём.

    7.Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

    8.

    Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

    8.Всё оживает кругом.

    9.

    Посреди небольшого луга уже зеленеет трава.

    9.А сколько птиц в лесу и в полях!

    10.

    Всё оживает кругом.

    10.Бегут дни за днями.

    11.

    А сколько птиц в лесу и в полях!

    11.А что это в зелёной траве?

    12.

    Бегут дни за днями.

    12.Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину.

    13.

    Взяла она тонкие кисточки.

    13.Выглянуло солнышко.

                        

     

    А) Взяла она  тонкие кисточки. Чуть –чуть тронула зеленью ветви берёз , а на осины и тополя развесила зелёные листочки. 3 абзац.

    Верный ответ: развесила длинные серёжки.

    Б) На широкой лесной поляне зелёной краской вывела она маленькую весеннюю лужу. 5 абзац.

    Верный ответ: на широкой лесной поляне  синей  краской вывела она большую весеннюю лужу.

    В) Всё оживает кругом. Выползают муравьи и паучки. 8 абзац.

    Верный ответ: выползают букашки и паучки.

    Г) А что это в зелёной траве? Медвежата. Медвежата   во все стороны поглядывают; ждут свою мать-медведицу, чтобы их молоком накормила.

    Верный ответ:  что это в зелёной траве? Зайчата. Зайчата  во все стороны поглядывают; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.                                        

                                               

    Работа в группах.

    Формирование стратегии смыслового чтения

     «Перепутанные логические цепочки»

    Приём «Поиск верных и неверных утверждений»

    Ученики работают по карточкам и ищут верные ответы

    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2м

    Осуществляют логические действия

    Домашняя работа: прочитать текст «Весенняя песенка» на стр.110-112 и ответить на вопросы по тексту.

    У.О чём или о ком будете читать? (Дети читают первый абзац). Сами определяют тему текста.

    У. Каким образом так быстро определили тему текста?

    Д. Название текста нам «подсказало» тему.

    У: Чтобы развивать умение работать с текстом произведения , делите текст на части. После чтения текста поработайте над вопросами по тексту.

    Дети записывают домашнюю работу в тетрадях.

    8. Рефлексия

    (подведение итогов урока) 3 м

    Формулируют ответы на вопросы

    Принимают
    и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения

    Учитель. Весна-Красна закончила рисовать свою картину и просит Вас оценить её.

    Учитель: Заканчивая разговор о весеннем  лесе, предлагаю вам написать об этом  синквейн. Вы знаете как он строится.

    (Самостоятельная работа)

    Дети составили синквейн.

    Пример синквейна:

    Черёмуха

    Белая, красивая

    Цветёт, растёт, зеленеет

    Она на склоне оврага

    Дерево.

    Черёмуха
    белая, свежая
    Растет, цветет, пахнет.
    Красивый весенний цветок.
    Растение.

    Учитель. Покажите мне ваше настроение.

    Учитель. Назовите автора произведения.

    Ученики. Г. Скребицкий.

    Учитель. Назовите заголовок.

    Ученики. «Весна-художник»

    Учитель. Назовите тему произведения.

    Ученики. Это произведение о природе.

    Учитель. К какому жанру отнесем произведение?

      Учитель. Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы.

    -Что вам понравилось на уроке?

    -С какими трудностями вы столкнулись?

    -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

           Выставление оценок.

    ученики оценивают картину художника

    Использованная литература:

    1.«Нестандартные уроки в начальной школе» (Игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) Авт. С.В.Савинова, Е.Е. Гугучкина, Волгоград, 2002 год.

    2. Подстановочные таблицы как один из приёмов работы над развитием связной устной и письменной речи учащихся. Пособие для учителей русского языка начальной тувинской школы. Авт. Е.Е. Манзанова, Кызыл,2004 год.

           3..Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

    Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»; 3 класс; УМК "Школа России"

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по литературному чтению....

    технологическая карта урока по литературному чтению 4 В. Ю. Драгунский "Что любит Мишка" УМК Л.Ф. Климанова «Школа России»

    технологическая карта урока по литературному чтению 4 В. Ю. Драгунский "Что любит Мишка" УМК Л.Ф. Климанова «Школа России»...