Час общения «Не забывайте о птицах зимой»
методическая разработка (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кудрявцева

Цель:

*      создать условия для воспитания активной жизненной позиции учащихся

Задачи:

*      расширить знаний учащихся о зимующих птицах;

*      воспитывать бережное, гуманное отношение к природе родного края;

*      развивать и демонстрировать творческие способности учащихся, их речь и чувство уверенности в себе, коммуникативные умения через работу в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx166.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Кудрявцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Тема классного часа: «Не забывайте о птицах зимой»

Форма проведения:

  • час общения

Класс: 2-3

Цель: 

  • создать условия для воспитания активной жизненной позиции учащихся

Задачи:

  • расширить знаний учащихся о зимующих птицах;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение к природе родного края;
  • развивать и демонстрировать творческие способности учащихся, их речь и чувство     уверенности в себе, коммуникативные умения через работу в группе.

Оборудование:

  • кормушка, картинки птиц

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель:

 Когда ты идёшь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно “почему” меж деревьями мчится,

 Другое  пчелою забралось в цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеёк.

 Пойдём - ка, дружок, по тропинке с тобой

 Ответы поищем под снежным шатром.

II. Постановка проблемного вопроса.

Учитель:

- Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей (роли исполняют пятиклассники)

 - Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка: 

- Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона: 

Ну, морозы! Ну, морозы!

Нос наружу – ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымится морозной далью

Ночи снежны и темны,

Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Учитель:

- Сформулируйте тему занятия (ответы детей)

- Уточняю: не забывайте о птицах зимой!

 Монтаж (читают ученики)

 Как птицам перезимовать?

 Известно, что у птах

 Нет ни халатов ватных,

 Ни байковых рубах.

 У многих даже нет гнезда:

 Они в грозу, и в град,

 И под дождём, и в холода

 На ветках сидя спят.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки.

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга.

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Кормите их, согрейте,

Повесьте домик на суку.

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Учитель:

- На занятии вы узнаете много интересного о зимующих птицах и о том, как можно помочь пернатых друзьям пережить суровую зиму.

III. Беседа «Знакомьтесь! Зимующие птицы!»

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый ….  (воробей)

Рассказ подготовленного ученика:                                                                                                                  - Обычно воробьи гнездятся поселениями, редко - отдельными парами. Для зимних морозов воробей "одет" легко и ночевать зимой под открытым небом не может. Устраивается там, где хоть немного веет теплом, поэтому и держится вблизи жилья человека. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины.

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется... (синица)

Рассказ подготовленного ученика:

Синица - попадается нам на глаза чаще осенью. Лето же она проводит в лесах, где вьёт гнездо в дуплах старых деревьев. Синицы полезны нашим лесам, они истребляют в гнездовой период гусениц, а также яички и куколки насекомых. Синица собирает 500-600 гусениц в день. Пара синичек, поселившись в саду, может сохранить от вредных насекомых до 40 плодовых деревьев. Даже в декабрьскую стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют "крылатой милицией леса". Синица всеядна, она ест семена, тыквы и подсолнечника, кусочки сала, мясо, рыбу.

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это... (ворона.)

Рассказ подготовленного ученика:

            Вороны - массивные, крупные птицы с большими чёрными клювами и сами совершенно чёрные. Строят птицы своё жилище из крупных веток и травы, центральную часть обмазывают глиной и утепляют толстым слоем шерсти, кусочками шкур животных и другими мягкими материалами. Птицы эти - отличные летуны. Отлично охотятся и обладают прекрасной способностью обнаруживать падаль. Пища вороны крайне разнообразна, ест всякие зерна, плоды, орехи, вишни и другую растительную пищу.

Верещунья, белобока,

И зовут её ……… (сорока)

Рассказ подготовленного ученика:

"Сорока-белобока" - самое дружеское прозвище этой птицы. А то ведь и трещотка она, и сплетница, и воровка, и даже разбойница. Но и добрые дела сороки делать успевают - всю весну, лето, осень они уничтожают большое количество насекомых и грызунов. Зимой сороки ищут съедобные отходы, и в их рационе становится больше зерен и семян растений.

В лесу под щебет, звон и свист

 Стучит лесной телеграфист:

 "Здорово, дрозд-приятель!"

 И ставит подпись... (дятел)

Рассказ подготовленного ученика:

Дятел - лесная птица, ведущая древеснолазающий образ жизни. Дятлы свободно передвигаются по стволу дерева, цепляясь когтями за неровности коры. Дятлы - птицы оседлые, то есть живут в наших лесах постоянно. Зимой перемещаются в сосновые леса. Гнездятся в дуплах. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала.

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Рассказ подготовленного ученика:

Снегирь - птица, хорошо знакомая многим. Он чуть побольше воробья. Самцы издали бросаются в глаза своей ярко-красной окраской нижней стороны тела. Самки имеют более скромный наряд. В солнечные дни февраля нередко удаётся услышать негромкую скрипучую песнь снегиря, представляющую собой неторопливые хрипловатые высвисты, воспроизводимые в разных тонах. Если внимательно понаблюдать за тем, как снегири едят рябину, можно увидеть, что они выбрасывают мякоть ягоды и поедают только семена. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединой. Снегирь питается семенами и гроздьями ягод рябины, бузины, калины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому клюву.

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный ... (клёст)

Клёст - селится только в хвойных лесах. На елях и соснах клесты гнездятся, семенами ели и сосны питаются сами и выкармливают своих птенцов. Концы верхней и нижней частей клюва у клестов перекрещиваются. Гуляя по лесу, можно увидеть, как время от времени с елей падают шишки. Это завтракают клесты. Клесты выводят птенцов зимой, в самые сильные морозы. Устраивая зимнее гнездо, клесты делают его массивным и толстым, чтобы оно не промёрзло. Гнездо строят оба родителя. Держатся клесты обычно стайками в 15-20 птиц. Чаще всего мы видим их летящими над лесом. Летят они волнообразным полётом, всё время, перекликаясь высокими отрывистыми голосами: "тик-тик-тик". Когда клесты рассядутся на вершину ели, увешанную шишками, и приступят к кормёжке, голос их становится более низким, цокающим: "цок-цок-цок". Иногда клесты кормятся также и на соснах и лиственницах.

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа в группах «Меню для птицы»

Учитель:

- Зимняя пора - трудное время для пернатых. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. Постарайтесь организовать подкормку. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока. Надо только вырезать два-три отверстия и, насыпав корм, подвесить пакет к дереву. Синицам, поползням эта кормушка понравится. Они не боятся, что кормушка качается на ветру. Можно использовать бутылки. Между сучьями закрепить кормовой столик с бортиками, а бутылку наполнить кормом и подвесить почти вплотную к нему.

- Задача каждой группы составить меню для птицы (выбор птицы методом жеребьёвки)

Защита работы.

VI. Итог занятия.

Стихи читают хорошо читающие дети.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет - не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

VII. Рефлексия.

- Посмотрите, у нас в классе появилась кормушка. Посадите в неё синичку, если наше занятие было для вас интересным и познавательным. Снегиря, если многое для вас было известным. Воробья, если занятие вам не понравилось, было скучно и не интересно.

Фоторепортаж «Не забываем птиц зимой!»

  D:\Новая папка\фотографии\фотик\SDC12503.JPG  D:\Новая папка\фотографии\фотик\SDC12515.JPG  D:\Новая папка\фотографии\фотик1\SDC14400.JPG  D:\Новая папка\документы с рабочего стола3\Румянцева Настя кормушка\100_0664.JPG  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Щедрая кормушка\Фото кормушки\IMG_0307.jpg

Литература:

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008.
  3. Плешаков А.А. "От земли до неба" Атлас-определитель Москва "Просвещение" 2011 г.
  4. Плешаков А.А. "Зеленые страницы" Москва "Просвещение" 2009 г.
  5. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
  6. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/611128/

http://pedsovet.su/load/143-1-0-9833

http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/62-rebusi-pro-ptic.html