Рабочая программа Я - житель планеты Земля
рабочая программа на тему

Лаврухина Маргарита Ивановна

Рабочая программа курса «Я – житель планеты Земля» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников. Рабочая программа составлена на основе авторской программы  Н. Н. Кондратьевой «Мы», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2006 г.) и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ya_-_zhitel_planety_zemlya.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологическому воспитанию,

(срок реализации программы 3 года),

1 года обучения

Возраст обучающихся: 7-11лет

Лаврухина Маргарита Ивановна

                                                                           

г. Губкин – 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Я – житель планеты Земля» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников. Рабочая программа составлена на основе авторской программы  Н. Н. Кондратьевой «Мы», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2006 г.) и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи курса «Я – житель планеты Земля»

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы — исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 432 часа. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения — «Знакомые незнакомцы» (144 ч)

2-й год обучения – «Экология моего дома» (144 ч)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов. Познавательная экология» (144 ч)

В программу внесены изменения: некоторые темы были заменены на аналогичные, в соответствии  с материально- техническим оснащением кабинет.

Срок реализации данной программы - 3 года

Возраст детей

В детском объединении могут заниматься дети 7-11 лет. Присущие детям этого возраста эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать основными теоретическими знаниями по экологии являются главными аспектами построения образовательной программы «Я – житель планеты Земля». Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.

Основные принципы содержания программы:

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип экологического гуманизма;

• принцип краеведческий;

  • доступности (учет возрастных особенностей)
  • сезонности (связь с сезонными явлениями в природе)
  • цикличности (возвращение к изученной теме)

• принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

• Земля — единая экосистема.

• Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по курсу «Я – житель планеты Земля» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Формы и режим занятий.

Рабочая программа каждого года обучения рассчитана на 144 часа и предполагает проведение двух занятий в неделю по 2 часа каждое. В программе темы распределены по разделам; на практике же большинство тем являются сквозными, т. е. осваиваются на протяжении всего времени обучения.

В каждой теме программы существует раздел практической работы, основанный на разнообразных формах творческих заданий (ролевые, развивающие, дидактические, тризовские игры и пр.). Темы программы содержат как теоретический, так и практический материал.

Практических занятий – 91 (проектов – 1, исследование – 1, опыты – 5)

Теоретических занятий - 53

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты обучения к концу 1-го класса: личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи;

предметные:знать что такое «Экология», ее задачи и принципы;осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; наиболее типичных представителей животного мира России, какую пользу приносят представители животного ми ра; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; планета Земля — наш большой дом; Солнце — источник жизни на Земле; неживое и живое в природе;

Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; — выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; — применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
Результаты обучения к концу 4-го класса: личностные:оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; метапредметные:отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:знать что такое «Экология», ее задачи и принципы; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; Учащиеся должны уметь:
— составлять экологические модели, трофические цепи;
— доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта; — заботиться о здоровом образе жизни; — заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
— предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); — осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; — наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; — оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; — ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

  Введение в программу. Набор обучающихся.

8

Беседа, фронтальная работа, работа с литературой

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

2

Наш дом – Земля.

14

рассказ, демонстрация, наблюдение

Работа в парах, группах, коллективная, индивидуальная, игры, наблюдения, опыты

раскрытие понимания взаимосвязи всех живых организмов между собой и  средой обитания;

3

Знакомые незнакомцы. Дикие животные.

60

рассказ, демонстрация, наблюдение

Работа в парах, группах, коллективная, индивидуальная, игры, наблюдения, опыты

формирование качеств личности младших школьников (любовь к животным, доброта, ответственность).

4

Знакомые незнакомцы Пернатые жители.

60

рассказ, демонстрация, наблюдение

Работа в парах, группах, коллективная, индивидуальная, игры, наблюдения, опыты

формирование качеств личности младших школьников (любовь к животным, доброта, ответственность).

5

Итоговое занятие.

2

игра

развитие и возможность реализации художественных и творческих способностей воспитанников

ИТОГО

144

Содержание программы первого года обучения.

Введение в программу. Набор учащихся. (8 ч)

Техника безопасности, техника пожарной безопасности и правил дорожного движения. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

«Наш дом – Земля» (14ч)

Планета Земля. Вокруг света. Материки и океаны. Разнообразие растительного и животного мира. Кто живет на нашей планете. Традиции и обычаи народов мира.  

 «Знакомые незнакомцы. Дикие животные» (60ч)

  • . Заяц — «Длинное ухо»

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

  • Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

  • .Серый хищник – волк

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах — «Раскрась»

  • Хозяин леса – медведь

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Практическое занятие Составление портрета «Бурый медведь».

  • Любознательный зверёк – белка

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка». Практическое занятие Работа в группах – «Собери мозаику»

  • Куница — охотник на белок

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»

  • Лесной красавец – лось

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах — Панно «Лесной красавец»

  • Сердитый недотрога — ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Практическое занятие Творческая работа «Вылепи ёжика»

  • Всеядное животное — барсук

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Практическое занятие Работа в группах «Собери мозаику»

  • Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Практическое занятие Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

  • Кабан — дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

  • Мышка-норушка

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Практическое занятие Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

  • Рысь — родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Практическое занятие Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

  • Соболь — «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

  • Косуля — самый маленький европейский олень

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическое занятие Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

  • Обобщающий урок о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

«Знакомые незнакомцы. Пернатые друзья» (60 ч).

  • Воробей — самая распространённая птица на Земле

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Практическое занятие Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

  • Ворона — «интеллектуальная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Практическое занятие Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

  • Ворон — красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»

  • Сорока — белобока — «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока — Трещётка»

  • «Лесной доктор» — дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»,  загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Практическое занятие Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

  • Соловей — «великий маэстро»

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Практическое занятие Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

  • Галка — городская птица

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

  • Загадочная птица — кукушка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Практическое занятие Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок».Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

  • «Пернатая кошка» — сова

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Практическое занятие Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

  • Любимая птица – снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

  • «Сестрицы-синицы» — самые полезные птички России

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Практическое занятие Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

  • Наш добрый сосед — скворец.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».

  • «Золотая птица» — иволга.

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Практическое занятие Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

  • Обобщающее занятие о птицах. КВН — крылатая компания.

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Практическое занятие Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».

Средства контроля

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед,  сообщений,
    обзоров для выступлений перед аудиторией;
  • контрольные формы работы:  тесты,  контрольно - познавательные
    игры;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в массовой деятельности учреждения;

Формы итоговой аттестации:

  • участие в открытых занятиях; выставках, массовых мероприятиях;
  • творческий отчёт.

ТЕСТЫ

Тема: Появление и развитие жизни на Земле.

Время проведения: 5 минут.

Цель: Проверить знания учащихся о развитии жизни на Земле.

Инструкция: Внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.

Задания: 1. Где возникла жизнь на Земле?

                    В воздухе.

                    В воде.

                    На суше.

               2. В какой последовательности появлялись на Земле следующие объекты?

                   Около каждого объекта поставь число (1,2,3), соответствующее последователь-

                   ности появления.

                   • люди

                   • растения

                   • животные

               3. Какие из перечисленных животных появились на Земле раньше?

                   птицы

                   динозавры

                   звери

Правильные ответы: 1. В воде.

                                    2. 3 - люди

                                        1 - растения

                                        2 - животные

                                    3. Динозавры.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. За задания №1-3 – по 1 баллу, за  

                       задание №2 – 3 балла.  Баллы суммируются.

                       5 балов – высокий уровень.

                       4 балла – выше среднего.

                       3 балла – средний уровень.

                       2 балла – ниже среднего.

                       1 балл – низкий уровень.          

Тема:  «Какие бывают животные?»

1.Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

1.Птицы;

2.Звери;

3.Рыбы.

2.Установи соответствие:

Звери                                     две ноги, два крыла, перья

Птицы                                   четыре ноги, шерсть

Рыбы                                     шесть ног

Насекомые                            плавники, чешуя

3.Сколько ног у бабочки?

1.5.

2.6.

7.7.

4.Допиши предложения:

1) Волк, кот, крот, ёж, слон, заяц - ___________________________________

2) Воробей, ворона, сорока, дятел -___________________________________

3)Карась, лещ, окунь, сом -__________________________________________

5.Какое животное относится к рыбам?

1.лягушка;

2.черепаха;

3. лосось;

4.дельфин.

6.Какое животное лишнее?

1.Цапля;

2.Страус,

3. Пингвин;

4.Летучая мышь.

7.Подчеркни земноводных одной чертой, пресмыкающихся  двумя чертами.

Лягушка, жаба, крокодил, черепаха, ящерица.

8.Напиши, каких птиц ты видел в нашем городе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл.

Все баллы суммируются.

                       7 баллов – «5»

                       6-5 баллов – «4»

                       4 балла – «3»

                       3-1 балл – «2»

             Тема:  «Какие бывают растения?»

Фамилия, имя ______________________________ Дата_________

1.Определи, у каких растений один твёрдый, древесный ствол – стебель.

1.Травы;

2.Кустарники;

3. Деревья.

2.Определи, у каких растений один или несколько сочных, мягких, неодревесневевших стеблей.

1.Травы;

2.Кустарники;

3. Деревья.

3.Какое из растений является травянистым?

1.Малина;

2.Ежевика;

3.Клубника.

4.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

Деревья                                       черешня

                                                      крыжовник

                                                      ромашка

Кустарники                                  рябина

                                                      сирень

                                                      земляника

Травы                                            астра

                                                       Тополь

5.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.

Сосна, липа, клён, ель, орех, папоротник, шиповник, кедр, берёза.

6.Что такое хвоинки?

1. Иголки;

2.Листья;

3. Колючки.

7.Приведи примеры известных тебе кустарников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все баллы суммируются.

                       7 баллов – «5»

                       6-5 баллов – «4»

                       4 балла – «3»

                       3-1 балл – «2»

Тема:  «Красная книга»

Фамилия, имя ______________________________ Дата_________

1.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и  животных?

1)  Энциклопедия;

2) Красная книга;

3) Учебник «Окружающий мир».

2.Почему цвет у переплёта красный?

1)Цвет - тревоги; опасности.

2)Цвет - крови; жизни.

3)Цвет – яркий, тёплый.

3.Какое растение встречается в лесу, цветки его по форме напоминают башмачки, зацветает на 15 – 17 году жизни, занесено в Красную книгу?

1) Одуванчик;

2) Колокольчик;

3) Венерин башмачок.

4.Какое крупное животное,  массивного и тяжёлого сложения, жизнь которого связана с лесом,  занесено в Красную книгу?

1) Лев;

2) Зубр;

3) Бурый медведь.

5.О каких животных и растениях рассказывают страницы Красной книги?

1) Редкие, исчезающие;

2) Известные;

3)Искусственно выведенные;

6.Какое  из этих растений, занесено в Красную книгу? Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень».

1) Лотос;

2) Женьшень;

3) Орхидея.

7.Сколько томов в Красной книге?

1) Один;

2) Два;

3) Три.

Все баллы суммируются.

                       7 баллов – «5»

                       6-5 баллов – «4»

                       4 балла – «3»

                       3-1 балл – «2»

Учебно-методические средства обучения

 Дидактический материал

  • дидактические карточки (раздаточный и  проверочный материал);
  • игротека (подборка игр по темам программы);
  • гербарии, муляжи и натуральные объекты.
  • Дневники наблюдений
  • CD диски по темам занятий
  • Презентации
  • Интернет ресурсы

· набор рабочих инструментов для практических занятий;

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по окружающему миру.

Список литературы

Для педагога

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991.
  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. — 1992. — № 11-12.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов Л. М. Грибы — это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. — 2000. — № 6.
  9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. — 2001. — № 1.
  11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
  13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991.
  14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. — Москва., 1993.
  15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
  16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

Для обучающихся:

  1. Большая энциклопедия животного мира. М. :ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
  2. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  3. Брюс Джим, Анжела Вилке, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов" Животные. - М.:ЗАО"Росмэн", 2006.
  4. Кашинская Е.А. «Всё обо всём». Москва. 1999
  5. Лисицин Ю,П, «Книга о здоровье». Москва. 1998
  6. Малахов Г. П. «Целительные силы» АО «Комплект». 1995
  7. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  8. РосмэнМ. «Тайны живой природы». Москва. 1995
  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л. А.Багрова- М.:Тко "ACT", 1995.
  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "ACT", 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Программа "Наш дом - планета Земля" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля" 2 класс....

Программа "Наш дом - планета Земля" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля". 3 класс....

Открытое занятие на тему: "Мы все - жители планеты Земля".

Открытое занятие о нашей планете Земля....

Программа по внеурочной деятельности "Я житель планета Земля"

Программа к курсу «Я - житель планеты Земля» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прог...

Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по планете Земля»

Экскурсия «Весенний лес»Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительног...