"Человек живет землей, а земля человеком..."
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Полищук Ольга Константиновна

Воспитательное мероприятие "Человек живет землей, а земля человеком..." воспитывает ответственность у детей по отношению к своей земле и Земле, как планеты. Использованы методы "Эмпатии", "Ассоциаций", "АМО"; технологии ИКТ, групповая работа. Прилагающаяся презентация сожет быть использована на уроках "Православной культуры", так возникновение планеты Земля частично показано с позиции Библии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема: « Человек живет землей, а земля человеком».

Конспект приготовила учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» Полищук Ольга Константиновна.

УДД:

-  познавательные: познакомить с теорией возникновения планеты Земля; повторить понятия: «Астрономия», «Экология; анализировать  негативные и позитивные процессы происходящие на планете Земля под влиянием человека.

- коммуникативные: учиться отстаивать свою точку зрения, описывать проект согласно нормам родного языка;

- регулятивные: оценивать высказывания и доводы других учащихся по экологическим проблемам, корректировать высказывания других учащихся;

- личностные: дать нравственно-этическую оценку поведения и деятельности человека на Земле;

Оборудование: презентация (прилагается), записи песен и музыки, цветные карандаши,  таблички с надписями: «Экологи», «Астрономы», «Историки», 4 шарфа, для завязывания глаз, пословицы, разрезанные на части.

Ход урока.

I Организационная часть.

( Разделить обучающихся  на две группы: «Экологи», «Астрономы»).

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Просмотр клипа-презентации Соколова В. «Моя Земля».

https://www.youtube.com/watch?v=bCY9L-x6N8Y 

  1. Беседа.

- О чем вы посмотрели ролик? Какие картины впечатлили больше всего? Красива ли наша планета?

- Какая тема нашего мероприятия будет сегодня на нашем уроке?

 - Сегодня мы открываем первый школьный форум ко Дню Земли. Перед вами три группы ученых, которые приготовили свои проекты  к нашему мероприятию. Это – «Астрономы», «Историки», «Экологи». (Представляет команды).

- А что изучает наука астрономия? Экология?

III Работа по теме занятия.

  1. Защита проекта «Астрономами».

Учитель:

- Для того, чтобы понимать, как важна для нас планета Земля, надо изначально понимать, какой сложный путь она прошла от своего первоначального вида, к тому, какой она имеет сейчас. Посмотрим презентацию про ее возникновение, которую приготовили для нас обучающиеся «Астрономы».

(Презентация «Возникновение Земли» в приложении. Выступают «Астрономы»).

Учитель:

- Каким же образом появилась планета Земля? Сколько основных этапов в ее формировании? Долгий ли путь она прошла, чтобы стать такой как есть сейчас? Важно ли ее беречь?

2. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

 Сейчас мы проведем игру-квест. За каждым столом вы видите таблички. На этих них написаны пословицы. Первая половина пословиц находится у одной команды, вторая -у другой. Ваша задача собрать пословицы  и объяснить, как вы их понимаете.

Пословицы:

  1. Без хозяина земля круглая сирота.
  2. Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.
  3. С огнем, с водой, с ветром не дружись, а с землей дружись.

(Ученики собирают пословицы и команды объясняют их значение).

  1. Физкультминутка.

Учитель:

- Чему учат все эти пословицы? (труду). Сейчас мы немного отдохнем, и одновременно потрудимся. Ваша задача слушать внимательно песню и выполнять ту работу, о которой в ней поется.

(Звучит песня  С. Михалкова, А Лепина «Все сумею, все успею». Обучающиеся выполняют под нее движения).

3. Защита проектов  «Экологами».

Учитель:

- Наша планета существует много миллионов лет. Но именно сейчас она представляет собой огромную свалку отходов и мусора. Группа ученых – экологов приготовили для вас мини-проекты,  которые они вам продемонстрируют и расскажут о том, как можно использовать мусор.

( Второй группе обучающихся («Экологам»)  дать задание сделать интересные изделия из потенциального мусора. Группа «Экологи» демонстрируют свои поделки и поясняют, каким образом можно использовать мусор повторно так,  чтобы не загрязнять окружающую среду).

Учитель:

- А как еще можно использовать мусор? Важно ли уменьшить его количество на нашей планете?

4. Просмотр фильма историков «Катастрофы мира».

5. Игра «Поставь себя на место…»

Учитель:

 - Сейчас мы с вами проведем необычную игру. Для нее мне надо по два человека от каждой команды. Сядьте  на стул, а я вам завяжу глаза. Прослушав стихотворение и музыку, попробуйте описать свои ощущения.

( Участникам завязываются глаза, включается классическая музыка и под нее ведущий зачитывает строки, приведенные в пример ниже).

1. Вы лес. Представьте, что вы на минуту стали лесом. Светит солнце, дует ветерок. Вокруг поют птицы. Гуляют звери. И вот вы слышите звук мотора. Это едут люди, которые хотят вас вырубить, чтобы построить на вашем месте коттеджи. Опишите, какие чувства вы испытываете.

2  Вы море. Сегодня прекрасная погода. Шумят волны, плавает беззаботно рыба. И вдруг, вы слышите, авария. Танкер с огромным количеством нефти сейчас выльется в ваши просторы. Погибнет огромное количество животных, рыбы, подводных растений. Вы задыхаетесь. Опишите ваши ощущения.

3. Вы планета Земля. Вы родились из взрыва и прошли много миллионов лет к сегодняшнему совершенству. У вас есть все: кислород, чтобы дышать, вода, чтобы пить, растения, чтобы есть и любоваться их красотой. Но тут появились люди и совершили технический прогресс. Они загрязняют воду и воздух, вырубают леса, они придумали атомные бомбы, от которых вам так больно, они бесконечно воюют за ваши богатства, добывают подземные ископаемые. Что вы чувствуете, если бы были нашей планетой?

(Дети описывают свои ощущения)

Учитель:

- Кто еще что может дополнить?

III. Рефлексия.  Подведение итогов занятия.

  1. Метод ассоциации. Учитель:

Перед вами лежит лист и цветные карандаши. Нарисуйте всем классом ощущения от сегодняшнего урока. То, что бы вы хотели изменить в поведении человека.

( Группы рисуют свои ощущения от урока.  После работы подводят итог, ему же они сегодня научились).

Учитель:

- Человек живет Землей, а Земля красна человеком. Желаю всем вам ребята, красить нашу Землю своими поступками.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возникновение Земли Презентацию подготовила группа ученых «Астрономов», ученики 4 класса МБОУ « Баскаковская средняя школа»

Слайд 2

Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Еврейское слово день ( иом ) — означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени.

Слайд 3

Первый день. Предметом творения первого «дня» является свет . «И сказал Бог: да будет свет» ( Быт. 1.). 3 ).

Слайд 4

Вся вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Вселенной как таковой не существовало. Существовала лишь праматерия , о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает. И вот, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света — огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Такова теория «Большого взрыва».

Слайд 5

Во второй день Бог создал твердь - небо. Атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых зародились ядра будущих звезд и планет.

Слайд 6

Второй библейский «день» надо понимать как период образования космических тел. В солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Космоса, по продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого рождаются новые звезды.

Слайд 7

Третий день. Созданная во второй творческий «день», наша Земля , по свидетельству Библии, была покрыта водой.

Слайд 8

Формировались материки. В улканы сотрясали землю. Появлялись горы, океанические впадины. Земля охлаждалась . И вот всесильное слово Божие обращается к земле: "… Да произрастит земля зелень, траву… дерево..." ( Быт. 1, 11 ). Так, на земле появились растения.

Слайд 9

Четвертый день. В этот период по слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы , которые уже начали зарождаться во второй «день». Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий «день», но только в четвертый «день» получили свое завершение.

Слайд 10

Пятый день . «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» ( Быт. 1, 20 ).

Слайд 11

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт. 1, 21).

Слайд 12

Шестой день. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, котов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» ( Быт. 1. 24-25 ).

Слайд 13

Седьмой день. Выражение Моисея, что «Бог почил от всех дел Своих...» нельзя понимать буквально . Но если дела творения закончились шестым «днем», то вместе с этим не кончились дела промысла Божия о мире и человеке. Бог продолжает руководить жизнью человека. Поэтому седьмой «день» продолжается до настоящего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Вода на планете Земля.Реки Земли. (по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс )

Проектная работа по окружающему миру в форме презентации к уроку....

Внеклассное мероприятие «Человек живет среди людей».

Внеклассное мероприятие «Человек живет среди людей».Цель: формирование умений и навыков в сфере общения, умение слушать и слышать другого человека....

Земля. Модель Земли.

конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс пнш...

Конспект урока "Земля. Модель земли"

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...

Урок для 4 класса "Сокровища Земли под охраной человека"

Цели урока:- Познакомить с объектами Всемирного наследия (Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие, познакомить с Международной Красной книгой;- Развивать интерес к новым знаниям, у...