В гостях у ханты
план-конспект на тему

Шинкарева Елена Романовна

беседа-презентация о быте и культуре народа ханты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hanty.docx64.75 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у ханты

 

a1b19d7294cd9778c3c1b2eb52e8b91a-300x231Цель: Расширение знаний детей о культуре, обрядах, промысле народа ханты.

Материал к занятию: макет огня, самодельные удочки, вырезанные картинки рыб, плакаты для оформления зала, корзина, ягоды, изделия из бисера, нити из сухожилий оленя, берестяная посуда, обрядовая кукла из красной ткани, вырезанные из бумаги следы зверей 4 шт.

Оборудование: Переносной детский чум, проектор, экран, музыкальный центр.

Предшествующая работа: Изучение литературы по обрядам народа ханты с детьми старшего звена. Подготовка инсценировки обряда «Поклонение огню». Беседа с воспитанниками о народных приметах про погоду. Разучивание стихов, танцев.

Место проведения:  зал интерната для детей из числа КМНС при МБОУ СОШ №1

Приглашенные: учащиеся 5 «А»  класса МБОУ СОШ №1 (одноклассники наших воспитанниц)

Ход мероприятия

Ведущий:

Словно люльку, дверь тяжелую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью ханты познакомишься друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.

Танец с платками.

Появляется Хозяйка тайги.

Хозяйка тайги:

Ямальский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край ямальский всех вас приглашаю.

Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов. Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и думаю: возможно ли спасти Природу? Трону третью струну – течет полноводная река Обь, рыба струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Тронешь струну и задумаешься: как обо всем этом вам рассказать? Может сказки помогут?  Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Сказка,  пой о жизни моего края!

Выходят три ребенка читают стихи.

1-й ребенок:

В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнет.

2-й ребенок:

Дождь прибежит с далеких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок –
Побродим по тайге с тобой!

3-й ребенок:

И поглядим кто в дуплах, норах,
Кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах
И в речках медленных живет.

Ведущий: У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, в сердцах народов, населяющих эту землю.

А мы пришли в хантыйский чум. По вечерам у огня всегда дети любят загадывать загадки. Я вам сейчас тоже загадаю загадки.

Загадки:

Не живое, а на всех языках говорит. (эхо)

Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Не огонь, а жжется. (мороз)

Жевать не жую, а все пожираю. (огонь)

Рукой махнул — дерево погнул. (ветер)

Хозяйка тайги: Отгадайте и мою загадку:

Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь –
И ногами не пройдешь (болото).

Игра «перейди болото»

Правила игры: задача участников перейти болото по следам зверей. Каждому участнику дается по 2 следа. Перекладывая по очереди «следы» участники переходят болото. Побеждает тот, кто быстрее перешел.

Звучит хантыйская мелодия, входит девочка, одетая в хантыйское платье.

Ведущий: Это Акань к нам в гости пожаловала, а живет она в чуме, в лесу ягоды собирает.

Акань:

Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас.
Сколько спелых ягод здесь!
Соберу их все сейчас.
Добрый лес, светлый лес,
Ягоды я не стану есть.
Брусникою своею угощу я всех людей:
Бабушек и дедушек, славных малых детушек,
Молодых рыбаков, рукодельниц-девушек,
Матерям и отцам, и подружкам и друзьям –
Понемножку всем раздам.

Акань раздает ягоды детям.

Акань: Ой, а на всех не хватает. Да вы ребята не огорчайтесь, всем достанется, если вы отгадаете, на каких ягодах у меня в чуме морс настоян (брусника, черника, голубика, клюква). Молодцы, все знаете. Приходите ко мне в гости, я вас ягодой угощу.

И горда я, и красива!
Белый сах на мне искрится.
Я поймаю трех оленей –
Серебром их шерсть лоснится,
Белым инеем дымится!
Запрягу я трех оленей,
Запрягу, украшу шеи –
Где других найдешь быстрее?
Мчатся нарты, точно птицы.
И горда я, и красива!
Как бубенчик бьется звонок!
Как у нарты полоз тонок!
И смеюсь я, как ребенок, -
И горда я, и красива!
Где олени шли гурьбою,
Следом снежной целиною
Я лечу, а за спиною
Вереница нарт за мною-
Целиною, целиною!
И горда я, и красива!
И не знаю я вольней
Тундры – Родины моей!

(М. Вагатова)

- До свидания, ребята!

Ведущий: А мы вернемся в хантыйский чум. Сидя у огня, женщины всегда занимаются своими домашними делами  и передают свой опыт  подрастающим дочерям.

(Сидят возле чума девочки: вышивают бисером, делают нити из сухожилий животного, работают с берестой); слайды с одеждой изделиями из бересты.

Ведущий: Девочки, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Девочки рассказывают про вышивку из бисера, изготовление нитей из сухожилия, изготовление изделий из бересты.

Ведущий: Спасибо девочки, вот, сколько дел у хозяек. У ханты существует много запретов,  связанных с  одеждой. Ребята, вспомните, пожалуйста, какие запреты знаете вы?

(Ответы детей: Изношенную одежду ханты развешивают на деревьях. Они говорят, что одежду нельзя бросать на землю. Человек может остаться без души.)

- Есть у ханты и запреты, связанные с огнем. Постоянным обитанием огня считали очаг, поэтому было много всевозможных запретов. Расскажите, пожалуйста, про эти запреты.

(Ответы детей: Огонь из одного дома в другой переносить нельзя, это все равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет: дети будут болеть, неудачи в промысле будут. Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага,  нельзя тыкать очаг палками, заливать его — дух огня накажет. Бойся гнева огня, он всё знает про тебя).

Инсценировка обряда поклонения огню

Сценка

Звучит хантыйская музыка.

Ведущий: В далеком прошлом человек тундры создал чум, очень удобный для кочевого образа жизни. Но без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять. По традиции в каждом чуме один раз в году ханты совершают обряд «Поклонение огню».

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит женщина, и что-то мастерит из красной ткани. К ней обращается дочь.

Дочь: Мама что ты мастеришь?

Мама: Изготавливаю куклу – это символ огня, символ нашего очага. По традиции  мы один раз в год мы обязательно должны совершить обряд, помолиться огню, чтобы он был добрым и оберегал наш чум от всех невзгод и болезней.

Мать заканчивает изготавливать куклу.

Делает 3 круга возле огня и обращается к нему.

Мама: Просим у тебя огонь благополучия, здоровья детям, всем членам семьи. Удачи в охоте, рыбалке и ведении домашнего хозяйства. Оберегай наш чум от всех бед и болезней.

Мать отдает куклу детям.

Мама: Теперь каждый из вас должен прикоснуться к этому символу огня и пожелать себе удачи.

Дети передают друг другу куклу, прижимая ее и желая себе удачи. Затем мама кладет куклу в огонь. Огонь разгорается, становиться ярче.

Мама: Посмотрите, как ярко стал гореть огонь в нашем очаге. Значит, он принял нашу молитву, и все что мы пожелаем, обязательно сбудется.

Танец огня (танцуют девочки).

Ведущий: Какой интересный обряд нам показали девочки, спасибо вам!

Кроме запретов у ханты много примет, которые передаются из поколения в поколение. Вот слова хантыйской песни, переведенной на русский язык.

Если солнце, как брусника,
Станет красным на закате –
Утром ветер заиграет,
Тучи в небе закачает.
Так говорят люди, совсем старые люди.
Если солнце желтым маслом
Обольет закат свой зимний –
Быть тогда морозу утром.
Так говорят люди, совсем старые люди.

Ведущий: Ребята, а какие приметы погоды вы знаете?

Дети рассказывают о приметах погоды.

Появляется Хозяйка тайги.

Хозяйка тайги:

Вы на карту посмотрите,
Муравленко на ней найдите.
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы, и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.

Ведущий: Ребята, назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края. (Муксун, нельма, пелядь, осетр, язь, плотва, окунь, сырок, налим, щука и т.д.)

Ведущий: Спасибо ребята, молодцы! Для всех нас дом – это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом – это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш город Муравленко, гостеприимная Ямальская земля. Живите в ладу с природой и с собой!

Список литературы

  1. История и культура хантов / Под ред. Н.В. Лукиной – Томск: Издательство Томского университета, 1995.
  2. Кулемзин, В.М.,  Знакомьтесь: ханты / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. — Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 2005.

 

Содержание

В Ханты-Мансийске коренные народы Севера совершили обряд угощения Луны

 17:58 06/03/2014  

   

   

Древние легенды гласят, что звезды, солнце и луна некогда были людьми «древнего рода».

Обские угры по-своему объясняют, почему луна бывает неполной. По преданию, жена месяца – Солнце и ее соперница разорвали Луну напополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Тогда Солнце скатала из того что ей досталось, ребенка, и стала его растить.Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять растить и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки.Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.С тех пор и пошла традиция угощать Луну. Представители коренных народов Севера обращаются к высшим силам с просьбами, чтобы рыба и звери размножались, просят здоровья и благополучия для себя и детей. «Тылащ поры» – в переводе с хантыйского, месяцу бескровная жертва.​

Аннотация. Открытое мероприятие «Я — житель Ямала» было проведено ко Дню округа. Ведущими принципами отбора материала и конструирования хода мероприятия являются: краеведческий, экологический и нравственно-эстетический принципы. Дети в доступной для них форме получают знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве. Материал насыщен произведениями фольклора (сказки, легенды, загадки), произведениями местных поэтов и писателей. Элемент новизны данного мероприятия состоит в использовании ИКТ. Компьютерная презентация позволила ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызвало интерес учащихся, позволило им почувствовать свою сопричастность к культуре и истории Ямальского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Таким образом, открытое мероприятие «Я — житель Ямала» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, развитие личности младшего школьника.

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями;

познакомить с играми народов севера;

закрепить знания о природных богатствах родного края.

Развивающие:

продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;

закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...

Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!

Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа....

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...

внеклассное мероприятие "В гостях у хантов"

Мероприятие направление на ознаклмление детей с природой Югры,традициями коренного народа хантов...