Внеклассное занятие "Мир души"
классный час (3 класс) на тему
Создание условий для формирования внутреннего мира человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чучковская средняя школа»
Внеклассное занятие
для учащихся 3 классов
по теме:
Занятие разработано и
проведено учителем начальных классов Тамонкиной
Натальей Пантелеевной
Чучково, 2015 г.
Цель – Формирование представления о
внутреннем мире человека.
Задачи:
- Вызвать детей на размышление о внутреннем мире человека.
- Влиять на развитие у детей потребности пополнять свои знания.
- Способствовать созданию творческой атмосферы. Развивать мышление и речь.
- Демонстрировать способности уч-ся, развивать чувства уверенности в себе.
Оборудование:
- Записи произведений:
- Л. Бетховен. Симфония №5,
часть 1;
- В. А. Моцарт «Лакримоза».
- Рисунки детей.
- Листочки, разделённые на две
половинки: на одной написано слово
«душа», на другой – «тело».
- Карточки со словами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Поговорим? - А знаете о чём? - О разном, о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. - Поговорим? - Нам будет интересно. Тихо садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию («Времена года»). - Ребята, у нас сегодня очень серьёзная тема. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом (музыка затихает). - Посмотрите на доску. Здесь написаны имена прилагательные прекрасная страдающая широкая щедрая - К какому слову подходят эти имена прилагательные? - Правильно, душа. - Тема нашего занятия «Мир души». - Объясните смысл словосочетания.
- А сейчас послушайте два отрывка из музыкальных произведений и скажите, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка. - А как вы узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или трагических слов. - Да, вы почувствовали это душой. На доске написано высказывание немецкого романиста XIX века Бертольда Ауэрбаха о музыке. - Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? Чтец. - Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки. - Предлагает исполнить песню «Звуки музыки». - Издавна музыку считали важным и незаменимым средством воспитания человека, формирования его духовного мира. - У нас в классе есть близнецы Андрей и Александр Стрельцовы, они похожи друг на друга, как две капли воды. Но вы их можете различить без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? - Перечислите отличия, которые могут существовать между близнецами. (открываю табличку на доске) - Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, но, главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции. - Что, по-вашему, мнению, более важно – внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? - О внутреннем мире известных людей подготовила сообщение … Циолковский. Он сознавал, что если начинать с пользы для себя, не думать о близких, об отечестве, о человечестве, то обязательно родятся корысть, эгоизм, равнодушие – злейшие враги любого человека, которые тут же оборачиваются для него непоправимым бедствием, гибелью души. - Да, ребята, человек – это, прежде всего душа, а не тело. - Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? - Да, я с вами согласна. Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. - Как вы думаете, что является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование души и тела? - Нельзя забывать, что душа развивается в теле. Работа в парах (звучит музыка). Детям раздаются листочки, разделённые на две половинки: на одной слово «душа», на второй – «тело». На доске записаны слова: летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить. Задание детям – выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу, и записать их в соответствующие половинки). - Что заметили? - Но вы знаете, что тело может расти только до определённого возраста: взрослые не растут. - Как вы думаете, душа может расти и у взрослого человека и у ребёнка? - Тело ваше растёт независимо от вашего желания, а душа растёт, в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. - Ребята, а чем питается, благодаря чему растёт наша душа? (на доске рисунки о природе) - Послушайте одну (читает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Чудо рождения»). - Как вы думаете, почему Г.Х. Андерсен назвал эту сказку «Чудо рождения»? -Как вы думаете, что заставляет человека выбрать любимый цветок? - Теперь, ребята, сядьте прямо и положите ваши руки, ладонями вверх, опираясь на соединение бёдер и живота. Закройте глаза и представьте себя маленькой звёздочкой, падающей с небес (звучит музыка). - Что вы чувствовали во время звучания музыки? - Как говорят о человеке с большой душой? - Ребята, а как мы отличаем душевного человека? - Душевный человек всегда старается понять другого человека, посочувствовать, помочь другому. Душевность также проявляется в любви к животным. Но бывают случаи, когда душа может уменьшаться и становиться совсем незаметной. Как называют такого человека? - А как вы определите, что перед вами бездушный человек? - Душа становится слабой, если мы ругаемся, злимся, говорим плохие слова, обижаем людей, животных. Почему? - Русский народ очень мудрый, об этом говорят пословицы. Предлагаю поработать в группах и составить пословицы. - Как нужно жить, чтобы стать настоящим человеком, а не монстром? - Заканчивая наше занятие в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение Марины Скребцовой. С рожденья в каждом сердце доброта, Блаженны те, кто дар святой хранят, В нём Божьей сути вечна красота, Он вечным смыслом навсегда объят. О, души, вы носители любви, Призванье ваше – излучать тепло, В стремленья светлые во дни свои, О, не вносите, не включайте зло … Рефлексия (на фоне музыки). - Напишите своё отношение к сегодняшнему занятию. | - Поговорим. - О чём? Поговорим. Слушают. Дети слушают музыку. Читают все вместе. Дети высказывают предположения. Объясняют смысл словосочетания. Слушают. Ответы детей. Читают: «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа». Ответы детей. Василий Фёдоров «Музыка». Моя душа, Иссохшая в гордыне, Горячих звуков впитывает дрожь, Как влагу Опалённая пустыня, Когда над ней шумит спаситель дождь. И в свежести, И в солнечности всходной, И в чувстве, Убывающей тоски Моя душа, Как влажные пески Становится живой И плодородной. Дети поют: 1. Музыка, музыка входит в наш дом. Всех обогреет чудесным теплом. Звуки волшебные мы соберём И осторожно положим в альбом. 2. Каждый листочек альбома звучит, Музыка сказку для нас сторожит. Стойкий солдат, маршируя, идёт, Нежную песню нам мама поёт. 3. Дивная музыка с нами всегда, Нас с красотой подружила она. Будем же музыке верность хранить, Будем беречь мы её и любить. Ответы детей. Характер, способности, эрудиция, ум. Ответы детей. Гагарин. После блестящего окончания лётного училища Ю. Гагарин служил в истребительной авиации. Разными были его сослуживцы: суровые и нежные, весёлые и не очень. Но с Юрием Гагариным хотел дружить каждый. Искренность, весёлый нрав, чистая добрая улыбка, отзывчивая душа – кого не привлечёт такой человек. Чуковский. У Чуковского было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом. Весёлый добрый человек, к себе он относился строго, требовательно. Его душа не могла мириться с ложью, предательством. Носов. У этого талантливого человека вечно юная, детская чистая, чудесная душа. Ответы детей. В первую очередь развитие и совершенствование души. Хотя и тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье. Душа: Тело: летать мёрзнуть радоваться питаться восхищаться расти питаться жиреть любить расти Душа и тело питаются и растут. Да, душа совершенствуется и у взрослого человека и у ребёнка. Наша душа растёт, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыку, стихи, сказки. Слушают. Рождение – это всегда чудо. Ответы детей Садятся, закрывают глаза, слушают. Ответы детей. Душевный человек. Человек, любящий людей. И любовь проявляется через уважение, внимание к людям. Бездушный человек. Ответы детей. Души настроены на созвучие с прекрасным. Работают в группах, составляют пословицы. 1 гр. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. 2 гр. Вся семья вместе и душа на месте. 3 гр. Сердце ёкнуло, душа в пятки ушла. Ответы детей. Слушают. Пишут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-147-1580326715.jpg)
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147012-1353247620.jpg)
Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".
Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....
внеклассное мероприятие "Единство души и земли"
Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию учащихся, русские православные праздники....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-357907-1386660906.jpg)
Внеклассное мероприятие. Семейный праздник:"Вся семья вместе, так и душа на месте."
Шуточные и игровые конкурсы, танцевальные номера для семейных команд. Завершается праздник чаепитием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-132485-1384707791.jpg)
Внеклассное мероприятие по толерантности "Другу ты отдать сумей всё тепло души своей".
Занятие «Другу ты отдать сумей всё тепло души своей» проводится с участием родителей, воспитателей ГПД, учителей. Направлено на развитие толерантного отношения к окружающим людям. Проводится в форме и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-268384-1641234367.jpg)
Внеклассное мероприятие по православной культуре "Сергий Радонежский: душа Росси"
Внеклассное мероприятие, которое может использоваться для учеников 4,5,6 классов. Материал, подобранный в данном мероприятии соответствует уровню восприятия учеников, данного возраста.Большая часть вр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-419410-1395054937.jpg)
Внеклассное занятие для учащихся 3-4-х классов по произведениям кубанского поэта и прозаика Евгения Александрова "Уголок души моей"
На земле есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди. Но для нас самым замечательным местом является то место, где мы родились и живем – наша Родина. Родина – значит родная, именно т...