Внеклассное занятие для учащихся 3-4-х классов по произведениям кубанского поэта и прозаика Евгения Александрова "Уголок души моей"
классный час (3 класс) по теме

Калачева Галина Алексеевна

На земле есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди. Но для нас самым замечательным местом является то место, где мы родились и живем – наша Родина. Родина – значит родная, именно тут живут ваши родители, ваши родственники. Родным для вас является Краснодарский край. Каждый человек должен хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать его творчество и людей, которые своим трудом или подвигом прославляют его. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу называется патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_ugolok_dushi_moey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

УГОЛОК ДУШИ МОЕЙ

(Внеклассное занятие для учащихся 3-4-х классов по произведениям кубанского поэта и прозаика Евгения Александрова)

Подготовила для начальной школы

учитель кубановедения

КАЛАЧЕВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

с. МАРЬИНА РОЩА

2008-2009

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством кубанского писателя и поэтаЕвгения Александрова.

 2. Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к  культурным традициям.

   3. Расширить литературный кругозор детей, пополнить их словарный запас.  

     УЧИТЕЛЬ.  Ребята, на земле есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди. Но для нас самым замечательным местом является то место, где мы родились и живем – наша Родина. Родина – значит родная, именно тут живут ваши родители, ваши родственники. Родным для вас является Краснодарский край. Каждый человек должен хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать его творчество и людей, которые своим трудом или подвигом прославляют его. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу называется патриотизм. Сегодня вы познакомитесь с произведениями настоящего патриота нашего края, кубанским поэтом и прозаиком Евгением Александровым. А называется наше занятие «Уголок души моей» по одной из стихотворных строк Е. Александрова.

   1-й УЧЕНИК.

Аромат степей бескрайних,

Шелест стройных тополей,

Звоны жаворонков ранних-

Звуки Родины моей.

Всюду вольные станицы,

Свежесть бархатной земли,

Хлеб душистый колосится,

Песня слышится в дали.

Красота родного края,

Воркованье голубей,

Здесь Кубань моя родная-

Уголок души моей!

     2-й УЧЕНИК.

Мне дороги кубанские рассветы

И свежий запах скошенных полей,

Степных цветов красивые букеты,

Пуховые седины тополей.

Мне дороги кубанские равнины,

Сады и реки, горы и моря -

Все эти живописные картины

Живут с любовью в сердце у меня!

           

 3-й УЧЕНИК.

КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ

Сквозь лунный свет и шелест тополей

Я слышу песню области моей.

Через Кубань несется, через бор.

Я слышу: то поет станичный хор.

И слезы на глаза от чистоты

И радость от казачьей простоты.

Гуляй да пой кубанская душа,

Казачья песня, до чего ж ты хороша!

     

        (Звучит запись песни «То не вечер»

 в исполнении Кубанского казачьего хора.)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, как вы думаете, какие чувства хотел передать Е. Александров в своих стихотворениях? А вы свое чувство любви к родному краю, гордость за прошлое и настоящее нашей Кубани передавали в своих сочинениях «Наша Родина – Кубань».Давайте послушаем некоторые из них. (Несколько учеников зачитывают свои сочинения.)

Кроме стихотворений, Евгений Александров пишет и казачьи сказки. Вы знаете о том, что в устном народном творчестве Кубани тесно переплелись языки двух народов – русского и украинского. И этот неповторимый язык смог сохранить в своих сказках Е. Александров. Цикл его сказок называется «Батькины сказки». Как вы думаете, почему именно «батькины», а не «отцовские», или «дедушкины» сказки?

Итак, послушайте несколько сказок.

 

КАЗАК И ПТИЦЫ

    Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.

    Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.

       Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.

  Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань - быстрая и бурлящая - покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.

  Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

  Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.

       Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

       И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит - шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” - думает, и вышел во двор.

        Глядит , а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.

       Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

       А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.        

КАЗАК И СОЛНЦЕ

 Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.

 Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.

  Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.

Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:

- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.

      И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба и теплого солнца.

Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.

      А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:

- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.

      Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.

      По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула.

      Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.

Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.

И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.

       С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.

       И счастье после этого никогда не покидало казака.

КАЗАК И ПАДАЛЬЩИКИ

        Однажды после кровопролитного боя остался в степи лежать раненый казак.

        Вот лежит он, кровью истекает, в одной руке шашку держит наголо, а в другой—ружье наготове, чтобы если кто приблизится, то он мог бы себя защитить. Лежит казак, в небо глядит, а там гриф кружится, ждет пока он погибнет, чтобы насытиться его плотью.

        Гриф смотрит вниз, а там, недалеко от казака, шакал сидит и ждет того же самого, чего и он.

        Спустился гриф к шакалу и спрашивает:

- Чего это ты здесь сидишь?

- Добычу стерегу, - отвечает, - когда казак умрет, я его съем.

- Неверно ты говоришь, шакал, - воскликнул гриф, - это моя добыча, я давно этого казака приметил и стерегу.

- А я его раньше увидел, - настаивает шакал.

- Нет, я.

- Нет, я.

      И до того жаркий спор у них начался, что дело до драки дошло. Послышался вой и свист. И только перья летели и шерсть в клочья рвалась.

      Приподнял раненый казак голову, взглянул на них, вскинул ружье и метким выстрелом убил и шакала и грифа.

      А вскоре и братья кубанцы подоспели, взяли раненого и повезли к доктору. Тут и сказки конец. А из тех, кто за зло борется -победителей не бывает.

      УЧИТЕЛЬ. Ребята, понравились ли вам сказки? Какая больше всех? Почему? Чему могут научить нас эти сказки?

Любовь к родному слову, к своим традициям делают человека культурным, патриотичным и ответственным за судьбу своей Родины. Наш Краснодарский край является частью России. И закончить это занятие хочется такими строками:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России ни бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.              

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по теме «Игра – здоровью не помеха и для души потеха»

музейный урок, проведённый на семинаре-практикуме "Организация здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС"...

Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов

Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении....

Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

«Пасха – праздник праздников»Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классовЦели:образовательные:  познакомить с историей праздника Пасхи,  сказаниями, обычаями, традициями,  примета...

Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"

Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке  помещений, средствах используемых при уборке....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...