Главные вкладки

    Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов
    классный час (4 класс) на тему

    Бударова Любовь Алексеевна

    Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Школа вежливых наук61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК

    Цели: научить детей речевому этикету, познакомить с правилами вежливого общения; показать, что вежливость - это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении.

    План  подготовки:

    1.        Отбор соответствующего материала.

    2.        Распределение материала по индивидуальным интересам и возможностям детей.

    1. Совместное с детьми обсуждение предстоящего мероприятие
    2. Работа в библиотеке.
    3. Оформительские работы.
    4. Индивидуальная работа с детьми.
    5. Изготовление костюмов и декораций.

    Оборудование: книжный просмотр «В стране, где вежливость в почете»; плакаты к цитатам; полукругом расставлены стулья, цветы, все красиво и уютно.

    Ход мероприятия

    I. Вступительное слово ведущего.

    Уважаемые гости, сегодня мы расскажим о семи чудесах.

    Выходят 7 ребят, каждый держит в руках табличку со словами: любовь, дружба, добро, Родина, красота, труд, родители.

    Почему мы считаем эти слова чудесами?

    II. Правила приветствия.

    1.Для  чего люди здороваются.

    Ведущий. Сегодня, ребята, мы посвятим наше мероприятие  понятию «красота» - красоте поведения, красоте речи, правилам этикета, вежливого поведения. Вежливость, честность, доброта радуют людей, делают их стойкими, веселыми, коммуникабельными.

    Внимание! Новое слово - «коммуникабельный». Что оно означает? Прежде всего, вежливый.

    Дети читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».

    Ведущий. Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, развеять плохое настроение. Ребята! А знаете ли вы, откуда пошла традиция приветствовать друг друга?

    В глубокой древности люди, еще не умея говорить, при встрече друг с другом в лесу что-то бурчали вместо приветствия (некоторые люди так делают и сейчас, но особенно гордиться здесь нечем). Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. И египтяне здоровались, когда строили пирамиды, и индусы, и греки, и варвары, и татары... Рабы приветствовали своих господ, господа - дам, подданные - рыцарей. Люди всегда выполняли этот ритуал, чаще всего из уважения к другому человеку. Если человек не поздоровается -это очень плохо, если не ответит на приветствие - еще хуже, из-за этого дрались даже на дуэли.

    Здороваясь, люди протягивают друг другу руки. Как вы думаете, откуда взялся такой обычай? Не знаете? Тогда послушайте. Давным-давно это было. Люди ходили всегда вооруженными, встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку, показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией русских и других народов -дружеское рукопожатие.

    2. Практическая  отработка жестов приветствия.

    Дети за педагогом повторяют правила и под его руководством демонстрируют названный прием.

    Правила подачи руки:

    • старший подает руку первым;

    • пожимая руку, не старайтесь демонстрировать силу;
    • ни в коем случае нельзя здороваться сидя - нужно встать;
    • пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в
      глаза тому, с кем здороваемся;
    • нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчатки, но
      если взрослый в перчатках, мы можем их не снимать.

    Рукопожатие - традиционный символический жест.

    Если вы вошли в комнату, где находится несколько человек, и хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, вам придется протянуть руку всем. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина должен обязательно снять перчатку. Когда мужчину представляют женщине, она первой подает ему руку.

    Правила приветствия.

    В приветствии постарайтесь выразить свою доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не поленитесь улыбнуться человеку. Первым всегда в любом случае здоровается мужчина, проходящий - со стоящим. Приветствие сопровождается рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном и т. д. Приветствие - приличный способ и вполне допустимый для того, чтобы вступить в разговор или завязать знакомство.

    3. История  приветствия.

    А как приветствуют друг друга военные люди?

    Этот вид приветствия пришел к нам из далекого средневековья. Древние рыцари были закованы в латы, на голове носили шлемы с опущенным забралом. Здороваясь, они хотели знать, кого приветствуют. Поэтому и поднимали забрало. Это движение делают сейчас военные, правда, руку поднимают к фуражке - ведь теперь никто не носит лат и шлемов.

    А вот еще история одного приветствия: приветствуя друг друга, мужчины иногда приподнимают шляпу. Эта традиция берет свое начало в древнем Риме - встречая господина, рабы должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову - знак рабства.

    «Другая страна - другие обычаи», - говорит пословица. Другие обычаи - другие приветствия, так тоже можно сказать. Потому что на земле живут самые разные люди и приветствуют они друг друга по-разному. Русские обнимаются и целуются в обе щеки. Китайцы кланяются друг другу, индусы касаются друг друга лбами. Калмыки от чистого сердца трутся носами, а эскимосы, выражая своё уважение и почтение, высовывают язык во все стороны.

    4. Сценка «Приветствие вождей индейских племён».

     (исполняют два мальчика).

    5. Речевая работа со словами приветствия, прощания, знакомства, извинения.

    - Послушайте слова приветствия (написаны на плакатах):

    Здравствуйте!

    Приветствую вас!

    Добрый день (утро, вечер)!

    Я рад вас приветствовать!

    С неба солнце смотрит миллионы лет. Льет на землю солнце, и тепло, и свет. Но посветит солнце и уходит прочь, А живое сердце греет день и ночь. Значит, сердце лучше солнца самого, Никакие тучи не затмят его!

    Д. Гумм (пер. С. Маршака).

    Ведущий.  Да, сердечные, добрые, вежливые люди - украшение любого народа. Они умеют и приветить человека, и красиво проститься с ним. Какие слова прощания вы знаете? (До свидания! До завтра! До встречи! Всего хорошего! Всего вам доброго! Пока!) Открываем надпись на занавеске:

    Ничто не дается нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость.

    Ведущий.

    Я прочту вам несколько пословиц, а вы поможете мне понять их смысл. Кто как их понимает?

    1. Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
    2. Худое слово и сладким медом не зальешь.
    3. Слово лечит, но слово и ранит.
    4. Слово - серебро, а молчание - золото!

    Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Вежливость требует от нас самообладания в словах и поступках: это правило проиллюстрирует нам (имя ученика) с помощью стихотворения.

    Ребята, в жизни мы с вами исполняем сотни ролей - пассажиры, покупатели, зрители, прохожие. В разных ролях мы все независимо от возраста и образования пользуемся готовыми заготовками, которые называются шаблонами. Они заставляют нас пользоваться одинаковыми выражениями, чтобы быть понятыми.

    6.        Разыгрывание сценки.

    Слова знакомства:

    Ответы:

    Меня зовут Наташа, а тебя?

    - Таня, очень приятно!

    Я хотела бы с тобой познакомиться!

    - Хорошо, давай знакомиться.

    Познакомьтесь, пожалуйста!

    - Рады познакомиться.

    Разрешите вас познакомить с Катей

    - Мы уже знакомы.

    - Михаил, будем знакомы!

    Ведущий. Какие слова благодарности вы знаете? (Спасибо! Большое спасибо! Благодарю вас! Спасибо, все было очень вкусно! Спасибо, было приятно с вами общаться!)

    7.        И г р а «Догадайся».

    1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо!»).
    2. Зазеленеет старый пень, когда услышит: («Добрый день!»).
    3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: («Здравствуйте!»).
    4. Когда нас бранят за шалости, говорим: («Простите нас, пожалуйста!»).
    5. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: («До свидания»).

    6)        Если больше есть не в силах, скажем маме мы: («Спасибо!»).
    Ученица. Добрым быть совсем не просто.

    Не зависит доброта от роста.

    Доброте все люди рады,

    И взамен она не требует награды.

    Ведущий. Ребята, нам часто приходится извиняться. Давайте вспомним, как правильно извиниться.

    (Извините. Прошу прощения. Прошу простить. Я очень огорчен. Мне неприятно. Боюсь, что я вас задел. Я не хотел вас обидеть. Не сердитесь, что я. Мне неловко. Виноват. Позвольте попросить прощения. Я виноват перед вами. Я не могу не извиниться за то, что. Извините, я не хотел. Позвольте принести вам извинения.)

    Ответ на извинения:

    Не стоит извинений...

    Не беспокойтесь...

    Ничего страшного...

    Я принимаю ваши извинения...

    -        Ребята, я советую запомнить речевые этикетные выражения в общении между людьми:

    Будьте добры...

    Извините, пожалуйста!

    Будьте так любезны...

    Не затруднит ли вас...

    Не сочтите за труд...

    Простите, вы не подскажете...

    Вы так любезны...

    Благодарю вас...

    Не стоит благодарности...

    Ученик читает стихотворение «Трудный путь» Э. Мошковской:

    Я решил, и я отправляюсь.

    Я иду в этот трудный путь.

    Я иду в соседнюю комнату,

    Где, молча сидит моя мама.

    И придется открыть дверь

    И сделать шаг... и еще,

    И еще, может, десять шагов!

    И тихо подойти,

    И тихо сказать: «Прости»...

    III. Итог  мероприятия.

    Ведущий подводит итогои мероприятия в беседе с детьми.

    Рейтинг слов: здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста.

    • Кто хочет рассказать о происхождении и значении вежливых слов?
    • Какими мы с вами будем в обращении друг с другом, в отношении к взрослым?

    На мероприятии присутствовали учащиеся 4, 5 «А», 5 «Б» классов.  В классах по 12 человек. На мероприятии присутствовало 31 человек. Дети были не только зрителями, но и активными участниками, старались поделиться своими познаниями  в «вежливых науках», интересно им было узнать что-то новое.  При подведении итогов, дети старались не просто называть вежливые слова, но и называли кому они адресуют эти слова сегодня, завтра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарии внеклассных занятий по ОБЖ в начальных классах

    «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни» \2- 3 класс\   "Огонь – друг или враг? \4 класс\«Дорожные приключения Бабы-Яги».\1 класс\...

    Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

    Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

    Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

    «Пасха – праздник праздников»Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классовЦели:образовательные:  познакомить с историей праздника Пасхи,  сказаниями, обычаями, традициями,  примета...

    Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

    Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

    Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся 1-2 классов начальной школы "Спички детям - не игрушки!"

    Внеклассное мероприятие "Спички детям - не игрушки!" посвящено "Дню пожарной охраны". Целью мероприятия является закрепление знаний о пожарной безопасности у школьников начальных к...