Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»
    классный час по зож на тему

    Маркина Екатерина Александровна

    Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий внеклассного мероприятия

    для учащихся 1-4 классов

    «Экологическая тропа».

    Цели мероприятия:

    Образовательные:

    - систематизировать у детей элементарные представления о растениях и животных, о ценности природы;

    - формировать ответственность человека за сохранение природы.

    Коррекционные:

    - развивать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

    - развитие двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве;

    - развитие аналитико-синтетической деятельности на основе узнавания лекарственного растения по описанию.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, умение работать в коллективе.

    Оборудование:

    - проектор;

    - секундомер;

    - звуковая презентация «Голоса леса»;

    - костюмы сказочных героев;

    - мультипликационный фильм «Да здравствует природа», режиссёр

      В. Скроденис, 1972 год;

    - воздушные шары, цветные ленты;

    - маршрутные листы;

    - ягоды (клюква, черника, брусника);

    - предметные картины «Болотные ягоды»;

    -  кочки;

    - муляжи съедобных и несъедобных грибов;

    - корзина;

    - ёмкость с водой;

    - деревянная ложка;

    - травяные чаи;

    - коробочки с растениями.

    Ход мероприятия:

    Рассказчик:

    Довелось мне как-то раз

    Услышать вот такой рассказ…

    В ночь чудес – на Иванов день,

    На поляне под сосной

    Заседал народ лесной.

    Под сосною той сидели:

    Лесовик, Лесная фея,

    Жаб Жабыч с сестрой своею.

    Только бабушка Яга

    Почему-то не пришла.

    Собранье это Леший вёл,

    Там шёл серьёзный разговор.

    Леший:

    Собрались мы на совет –

    Как избавиться от бед?!

    В лес, друзья, пришла беда,

    Помощь срочная нужна.

    Лесовик:

    Леса здесь когда-то стояли густые,

    Шумели липы молодые,

    Берёзки нежно всем кивали,

    В своих серёжках щеголяли.

    Осины протяжно скрипели,

    А птицы так радостно пели.

    Лесная фея:

    А сосны, как стражи, в бору здесь стояли,

    Дубы вековые, как старцы, ворчали,

    И ёлок пушистых зелёный народ

    Водил на поляне свой хоровод.

    Кикимора:

    В болотах такая была благодать!

    Во мху так приятно было лежать.

    И мягко, и влажно,

    И ягод не счесть –

    Бывало, что за день устанешь их есть.

    (обращаясь к Жаб Жабычу)

    А ты, братец мой,

    Отчего не речист?

    Ведь каждый ручей был прозрачен и чист!

    Жаб Жабыч:

    Да что говорить?

    Загрязнили озёра и реки.

    А виною все тому всё они – человеки!

    Леший:

    Верно ты, дружок, сказал:

    Человек не тот уж стал.

    Обогатиться все хотят,

    Вот и рубят всё подряд.

    Весёлые липки пошли на кули,

    За них заплатили большие рубли.

    Берёзы на ложки срубили,

    Дубовую мебель куда-то спустили,

    И сосны, и ёлки опять продают,

    Их рубят и пилят, куда-то везут.

    А люди- то не понимают,

    Что сами край свой разрушают.

    Нам пора вооружаться: дурман травою запасаться,

    Одолень-траву берите

    И на охрану все идите.

    (Герои расходятся по станциям).

    Рассказчик:

    Сейчас вы посмотрите мультфильм о том, как надо беречь природу.

    (просмотр мультипликационного фильма «Да здравствует природа», режиссёр В. Скроденис, 1972 год)

    Вы посмотрели мультфильм и надеюсь, что будите относиться бережней к природе, и выполните задания на всех станциях.

    (командам раздаются маршрутные листы, капитану дается ленточка с определенным цветом)

            Для того чтобы определить на какую станцию вы побежите сначала, вам необходимо лопнуть шарик, соответствующий цвету вашей ленты.

    (участники расходятся по станциям)

    Станция «Лесная»

    Леший:

    Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит…

    Слушай лес и радуйся его живым голосам! Весенний ручеёк в лесу…. Прислушайся к его журчанию.

    Чудесный концерт в лесу дают птицы. Каждая поёт по-своему. Слушай пение птиц, наслаждайся им.

    Если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса! Голоса животных – это их разговор.

    Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Ходите по лесу осторожно и аккуратно. Наслаждайтесь красотой родной природы, зелёными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек и стрекоз.

    Вы наверняка ходили с родителями в лес и знаете голоса животных и птиц. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Вам надо угадать какое животное или птицу вы услышали. За каждый правильный ответ, вы получаете по одному баллу ( аудиопрезентация «Голоса леса»).

    Какие вы молодцы и помните, что любить природу – значит не трогать её, не мешать ей жить по своим законам. А для того, чтобы продолжить свой путь дальше вам надо лопнуть шарик своего цвета.

    Станция «Грибная полянка»

    Лесная Фея:

    - Лес.… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь…. Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать, но, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

    Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать».

    - У меня на полянке выросло много грибов. Вам нужно за 1 минуту собрать только съедобные грибы.

    (Учащимся за одну минуту предлагается собрать с полянки  съедобные грибы)

    Какие вы прекрасные грибники. Вы можете отличить съедобные грибы от несъедобных. Но помните собирать грибы без взрослых нельзя. Вы готовы продолжить свой путь, давайте, с помощью воздушных шаров мы определим, куда вам бежать дальше.

    Станция «Зелёный друг»

    Лесовик:

    Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

    Где чистым воздухом так сладостно дышать,

    Есть в травах и цветах целительная сила,

    Для всех умеющих их тайну разгадать…

    Нас окружают очень много различных растений: цветов, трав, деревьев и кустарников. Многие из них имеют целебные свойства. Люди используют эти растения при изготовлении различных лекарств. Перед вами 6 коробок. В них находятся лечебные травы. Я буду по очереди читать описание каждой травы, а вы должны, отгадать какое лекарственное растение находится в коробочке.

    1. Подорожник

    Название этого растения говорит, где оно живёт. Выживает оно под ногами людей потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Его используют для лечения мелких ран, ушибов, ссадин.  

    Нам он - как хороший друг,
    Лечит ранки ног и рук

    Тонкий стебель у дорожки.
    На конце его – сережки.
    Лечит ранки и ожоги.

    Этот лекарь у дороги.

    1. Лопух

    Крупная трава с большими листьями.

    Это лекарственное растение, отвар и настой которого используются для лечения большого количества различных заболеваний. Листья этого растения в свежем или сухом виде можно прикладывать к различным ожогам или ранам. Это способствует более быстрому заживлению ран. Также отвар этого растения используют для укрепления волос.

    1. Крапива

    Это растение входит в состав многих аптечных сборов. Также крапивным отваром моют голову.

    Растет зеленый кустик,
    Дотронешься – укусит.

    1. Алоэ

    Это комнатное растение. Сок этого растения и препараты на его основе обладают сильными противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Также его используют при лечении насморка.

    1. Одуванчик

    Из листьев этого растения готовят салаты. Это растение пользуется широкой популярностью и в народной косметике. Также это растение широко используют при лечении многих заболеваний.

    Посмотри, какой цветок!
    Как вплести его в венок?
    В шапке беленькой стоит,
    А подуешь – улетит.

    1. Лук, чеснок

    Лук: это растение обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами. Оно улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

    Чеснок: это растение очень полезно для здоровья. Кроме его специфического вкуса, оно обладает многими полезными и лечебными свойствами и широко применяется в медицине для лечения многих заболеваний и недугов.

    Золотистый и полезный,
    Витаминный, хотя резкий,
    Горький вкус имеет он.
    Когда чистишь – слезы льешь.

    Маленький, горький, луку брат.

    Доброго вам здоровья. Живите дружно, друг друга берегите. Говорите друг другу только добрые слова – в них сила несметная. Они и врачуют и радуют душу. Любите доброе слово, не говорите дурного – и Матушка-Природа вам добром отплатит. Помните об этом!

    Вы замечательно справились с заданием, но вам надо продолжать свой путь. Лопнув шарик своего цвета, вы узнаете, куда вам бежать дальше.

    Станция «Болотная»

    Кикимора:

    Далеко-далеко раскинулось мое необъятное болото. Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются.

    Перед вами “кочки”. На кочку можно наступить и не провалиться в болото. Давайте вы попробуйте добраться до суши.

    (Каждая кочка имеет определенный номер (от 1 до 13). Учащиеся должны по порядку перепрыгнуть по кочкам, не попав в воду.)

    Ребята, а вы знаете, что на болоте растет много полезных ягод. А как вы думаете, какие ягоды растут на болоте? (выслушиваются ответы детей)

    На болоте растут: клюква, черника, брусника. Давайте познакомимся с ними по ближе.

    На болото мы пойдём,

    Много клюквы наберём –

    Кислой, приятной,

    Очень ароматной.

    Клюква: вечнозелёный кустарник. Её ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растёт в болотах, собирают её поздней осенью. Ягоды могут долго храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

    Черника: тоненький стебелёк, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зелёные листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти чёрные ягодки с синим налётом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего».

    - Как вы понимаете эту поговорку?

    Ягоды черники сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

    Брусника: кустарник. Из её ягод варят варенье, делают мармелад.

    А хотите попробовать эти вкусные ягоды? (Учащиеся пробуют ягоды)

    Молодцы. Я надеюсь, теперь вы полюбите болото и будите приходить сюда за ягодами. Вы замечательно справились с заданием, но вам надо продолжать свой путь. Лопнув шарик своего цвета, вы узнаете, куда вам бежать дальше.

    Станция «Речная»

    Жаб Жабыч:

    Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды.

    Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

    Зачастую люди не берегут воду и загрязняют реки, озера. Поэтому нам водным жителям, очень тяжело. Проходящие мимо туристы загрязнили мое озеро и чистой воды не осталось. Ребята помогите мне!

    Вам по очереди необходимо, за 3 минуты принести как можно больше воды в мое озеро. Для этого у вас есть деревянная ложка и тазик с чистой водой. Время пошло, но будьте аккуратнее.

    Какие вы молодцы, теперь у меня много чистой воды. А вам надо поторапливаться, вас  ждет еще много приключений. Берите шарик своего цвета, и вы узнаете, куда вам бежать дальше.

    Станция «Чайная»

    Вы немного устали и для того, чтобы вернуть вам силы, я предлагаю выпить по кружечки чаю. Но чай этот будет не простой, он заварен на целебных травах.

    Какие вы знаете лечебные травы?

    (Выслушиваются ответы учащихся)

    Попробуйте чай и попытайтесь догадаться, на какой траве он заварен.

    Подведение итогов

    Все команды возвращаются в зал и сдают маршрутные листы, по результатам которых определяется победитель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое внеклассное мероприятие для 1 класса коррекционной школы VIII вида "С Днем Победы"

    Данное мероприятие формирует у детей представление о празднике 9 мая, формирует понятие о празднике «День Победы», ...

    Математический КВН для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

    Материал готов для проведения математического КВНа в школе для детей с нарушением интеллекта во 2 классе.Материал подобран так, чтобы учащиеся могли справиться с заданием.Это развивает мышление, ...

    Тематическое планирование по изобразительному искусству и трудовому обучению для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

    Тематические планы по ИЗО и трудовому обучению на весь учебный год для детей с нарушением интеллекта....

    Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

    Формирование пространственных и геометрических представлений у  учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

    Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" по птицам для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида с презентацией

    Внеклассное мероприятие по развитию речи на основе изучения окружающего мира "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" , проведенное в рамках Декады начальных классов, построено в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 ...

    Альбом творческих дел учащихся 3 класса корекционной школы VIII вида

    Творческий потенциал младших школьников развивается в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.  Это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладени...

    Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида

    Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использова...