Родительское собрание "Детская агрессия"
методическая разработка (2 класс) на тему

Корягина Тамара Николаевна

Рассматриваются типичные причины агрессивного поведения детей. Для родителей даны психологические упражнения, которые они легко могут повторить дома вместе с детьми. Они учат ребенка распознавать свое эмоциональное состояние, а значит адекватно оценивать его. Помогают выработать навык сознательного расслабления, что поможет ребенку в дальнейшем управлять собой в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Детская агрессия»

Цели: обратить внимание родителей на значимость решения проблемы детской агрессивности, познакомить с наиболее типичными причинами агрессивного поведения детей, с практическими приемами по коррекции детской агрессии; помочь выработке правильного стиля семейного воспитания.

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

 Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, проведение исследования по проблеме детской агрессивности.

Участники родительского собрания:

Учитель, психолог, родители учащихся третьего класса.

План родительского собрания

1.        Вступительное слово психолога или учителя.

2.        Экспресс-анкетирование родителей.

3.      Анализ педагогических ситуаций, с целью знакомства с причинами детской агрессии.

4.        Родительский тренинг.

5.        Свободная дискуссия. Советы психолога.

6.        Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Ход собрания.

Тема встречи серьезна и трудна — это проявление жестокости и агрессии детьми. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение? Именно об этом я хочу поговорить.

Родителям предлагается отметить те пункты в экспресс-анкете, которые характеризуют поведение ребенка в последние полгода При этом, психолог обращает внимание на то, что экспресс-анкетирование проводится только для родителей, и поэтому бланки экспресс- анкет останутся у них.

Экспресс-анкета

Ребенок за последние полгода:

1)        часто теряет контроль над собой;

2)        часто спорит, ругается с взрослыми;

3)        часто отказывается выполнять правила;

4)        часто специально раздражает людей;

5)        часто винит других в своих ошибках;

6)        часто сердится и отказывается сделать что-либо;

7)        часто завистлив, мстителен;

8)        чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Оценка результата: если отмечено хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Если отмечено большее количество пунктов, ребенку необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Родителям предлагается подумать, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, «взрываются» и бушуют?

(Родители высказывают предположения: в семье, с телеэкранов и т.д.)

Получается, что в агрессивном поведении детей виноваты сами взрослые. Давайте разберемся в этом, попробуем найти причины детской агрессивности и, если это возможно, пути коррекции поведения детей.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия

агрессии. Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).

Участникам собрания предлагается разыграть три сценки, в каждой из которых родитель в ответ на агрессивное поведение ребенка демонстрирует различное поведение.

Вариант 1: родитель резко подавляет ребенка: «Прекрати! Не смей так делать!» Шлепает и ставит в угол.

Вариант 2: родитель делает вид, что не замечает неправильного поведения ребенка. Ребенок продолжает действовать агрессивно.

Вариант 3: родитель переключает ребенка на игру; способствующую снятию гнева. После объясняет, как надо было себя вести в конкретной ситуации.

После проводится подробный анализ каждой ситуации: в первом случае, несмотря на то, что ребенок в данный момент прекратил в результате наказания действовать агрессивно, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время в другом месте. Кроме того, ребенок в дальнейшем будет копировать родителей, повторяя их агрессивные формы поведения.

Во втором случае ребенок думает, что он все делает правильно, агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

Детская агрессивность всегда вызывает у взрослых недоумение, растерянность.

Ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно

вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

Детская агрессия может быть следствием разного рода проблем: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учебе. В некоторых случаях такое поведение вызывают определенные заболевания. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребенка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это - следствие проблем личностного развития. Но чаще всего, агрессия возникает от неверно выбранного родителями стиля воспитания.

Если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей - и тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Второй — когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Это происходит также, если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности маленького человека (не столько материальные, сколько духовные).

Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Необходимо найти такое сочетание

снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и

жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап

приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети

импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Взрослые должны дать осуждение агрессии ребенка, обсудить с ним причины ее проявления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.

Можно выделить несколько способов контроля поведения ребенка: позитивные способы, нейтральные и негативные.

К позитивным способам контроля относятся просьбы и мягкое манипулирование (можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.п.)

Нейтральным способом контроля поведения ребенка является модификация поведения. Она предполагает использование поощрения «за выполнение определенных правил) и наказание (за их игнорирование). Несмотря на кажущуюся универсальность, данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способом контролирования ребенка. Они заставляют его чрезмерно под свой гнев, что способствует появлению в характере пасс агрессивных черт. То есть ребенок в последствии будет проявлять скрытую агрессию, с целью вывести из себя родителей — плохо учится, например, или капризничать на улице без причины.

Конечно, говоря только об одной узкой стороне семейного воспитания, а именно, о контроле поведения, следует помнить, что это является лишь малой частью общего стиля семейного воспитания.

Если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений? Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.

Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека. Итак, советы которые вам помогут:

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за собственной речью.
  • Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от
  • ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Наиболее часто встречается все же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая

агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

• желание самоутвердиться;

• защита (а лучшая защита, как известно, нападение);

• от безысходности;

• от несдержанности.

Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться

договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это

нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому

внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать, наказывать его?

Так вот, задача родителей в том и заключается, чтобы научить ребенка не столько сдерживать, скрывать свои эмоции, столько в том, чтобы научить их управлять ими. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность это понятная реакция на обиду. Так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

Агрессивным детям, каковы бы ни были причины их поведения, не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо

понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Психолог говорит родителям, о том, что агрессивному ребенку обходима помощь. Часто дети выражают агрессию потому, что не знают, как поступить иначе в конкретной ситуации. Значит, надо показать детям приемлемые, неразрушительные способы выражения гнева.

Предлагается провести тренинг. Он адресован в первую очередь тем, кто испытывает

трудности в общении с ребенком, у кого его поведение вызывает тревогу, кто готов изменить взаимодействие с ним, сделав его более открытым и доверительным.

      Это несколько психологических упражнений, которые они легко могут повторить дома вместе с детьми.

     Первые два учат ребенка распознавать свое эмоциональное состояние, а значит адекватно оценивать его. Кроме того, они помогают выработать навык сознательного расслабления, что поможет ребенку в дальнейшем управлять собой в конфликтных ситуациях.

 Упражнение  «Черная рука — белая рука».

Изобразить «черную руку» — руку, готовую к агрессии: напряженную, со сведенными пальцами. А затем, по условному сигналу, превратить ее в «белую» — расслабленную, готовую приласкать.

Упражнение «Разозлились — одумались».

По сигналу «Разозлились!» — напрягается все тело, сжимаются кулаки. По сигналу «Одумались» — все расслабляются и улыбаются друг другу.

Упражнение «Рубка дров» (Фопель К., 1998).

Цель — прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и истратить ее во время игры.

Участники встают так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Поднимают воображаемый топор над головой и с силой опускают его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Упражнение «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998).

Цель — снять негативные настроения и восстановить силы. Учитель на правах ведущего объясняет правила: «Сейчас я сообщу вам слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется говорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-пресердито произносите эго волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Примечание (которое заранее родителям сообщать не стоит): этой игре заложен комичный парадокс. Хотя слово «тух-тиби-дух» должно произноситься сердито, через некоторое время никто уже не может не смеяться.

Исследования психологов показали, что агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии —- способности чувствовать другого человека. Заключительная игра поможет детям развить его.

 Упражнение «Доброе животное» (Кряжева H.JI., 1997).

Цель — учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Все встают в круг и берутся за руки. Слова ведущего: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем — два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед, выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе!»

Затем психолог поясняет, что при условии проведения регулярных тренировок ключевые слова из этих несложных упражнений помогут детям сознательно контролировать свой гнев.

Родителям предлагается обсудить итоги тренинга и поразмышлять о том, как можно справиться с детской агрессивностью.

Психолог делает акцент на том, что агрессивность нельзя снять только упражнениями, необходимо найти правильный стиль воспитания в семье.

Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубости,

жестокости. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения - вот что

формирует у детей сдерживающие начала.

2. Постараться быть внимательными к ребенку и почувствовать его эмоциональное напряжение.

З. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в

каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.

4. Учиться слушать и слышать своего ребенка.

5. Уметь принимать его таким, какой он есть.

6. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

На прощание каждому родителю вручается памятка.

Помните, что агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта и неумения аде- кватно реагировать на происходящие вокруг него события!

Рекомендации родителям агрессивных детей:

1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубости,

жестокости. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения - вот что

формирует у детей сдерживающие начала.

2. Постараться быть внимательными к ребенку и почувствовать его эмоциональное напряжение.

З. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в

каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.

4. Учиться слушать и слышать своего ребенка.

5. Уметь принимать его таким, какой он есть.

6. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Способы выражения (выплескивания) гнева

1. Громко спеть любимую песню

2. Пометать дротики в мишень.

З. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Побороться с братом или сестрой.

6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.

8. Устроить «бой» с боксерской грушей.

9. Пробежать по коридору школы, детского сада.

10. Полить цветы.

11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

13. Погоняться за кошкой (собакой).

14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

17. Постирать белье.

18. Отжаться от пола максимальное количество раз.

19. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

20. Устроить соревнование «Кто громко крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

21. Стучать карандашом по парте.

22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

Решение собрания.

1)        Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

2)        Рекомендовать родителям учащихся, испытывающих трудности в поведении, записаться на  индивидуальную консультацию психолога.

      3)        Делать установку на положительные эмоции.

      4) Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Презентация к родительскому собранию в начальной школе....

Родительское собрание "Агрессия"

Рассматриваются вопросы агрессивного поведения детей....

Родительское собрание "Агрессия или крик о помощи"

Конспект  тематического   родительского собрания . Для родителей учащихся  начальной школы....

презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...

Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...

Родительское собрание "Агрессия"

Презентация к родительскому собранию в начальных классах на тему: "Агрессия"...

Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".

В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...