Классный час " Блокада Ленинграда" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Твердохлебова Ольга Сергеевна

Классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_blokada_moy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: « Блокада Ленинграда»

2 класс

Подготовила : Твердохлебова О.С.

ГБОУ Школа №947

- Сегодня мы с вами поговорим о таком важном периоде в ходе Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда.

Слайд 1

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная  война советского народа против фашистских  захватчиков.  

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

 Слайд 2

     Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли

 

Слайд 3.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Слайд 4

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Слайд 5

    Началась блокада . Что такое блокада?

Слайд 6

Блокада длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)

Слайд 7

   Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Слайд 8

     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

    Слайд 9

  20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Слайд 10, 11         

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Слайд 12

     Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

Слайд 13

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Слайд 14

     Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня»

       "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.

Слайд 15,16

      В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Слайд 17

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

Слайд 18

   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Слайд 19

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Слайд 20

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым:

 - Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов

. - Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Слайд 21

 - Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

 - В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Слайд 22

 - Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

 Слайд 23

 Выстоял Ленинград. 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.

 Слайд 24.

 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой.

 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

 Слайд 25

 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них около 15000 детей.

Основания награждения: за участие в военных действиях по обороне блокадного Ленинграда; работу на предприятиях, в учреждениях; участие в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации; организацию и обслуживание транспорта и связи; организацию общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения;  уход за больными и ранеными; организацию ухода за детьми и проведение других мероприятий по обороне города.

 Медаль «За оборону Ленинграда» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За спасение утопающих».

 Автор медали Москалев Николай Иванович.

 Слайд 26

 Описание медали Медаль «За оборону Ленинграда» — из латуни, имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали, на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части медали — пятиконечная звездочка и надпись по краю медали «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА».

 Лицевая сторона медали окаймлена выпуклым бортиком. На оборотной стороне медали надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображены серп и молот. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине. Ширина ленты 24 мм, ширина полоски — 2 мм.

 -Перед вами эскиз медали. Теперь, давайте подумаем, какие медали вы могли бы вручить своим ровесникам? Детям блокадного Ленинграда.

 Детям выдаются шаблоны медалей. И они рисуют свою собственную медаль. Выставка медалей на доске

Слайд 27

-Огромный мемориальный памятник о прошедших событиях – это Пискарёвское кладбище.

 Слайд 28

 В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Слайд 29

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

(минута  молчания)

Слайд 30

Заключительная  часть.

- Вот  наш классный час подошёл  к  концу. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла  навсегда. Будем  помнить!

- Классный час окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час в 1 классе "Блокада Ленинграда"

Содержит презентацию к классному часу...

Классный час «Блокада Ленинграда» 2 класс

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.Класс: 2.Тип занятия: лекция с мультимедийным приложен...

Классный час "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне" 1 класс

В ходе занятия учащиеся 1 класса узнают, что такое блокада, война. Воспитывается чувство патриотизма, любви к родине. Учащиеся осознают трудность победы для ленинградцев....

Презентация Классный час "Блокада Ленинграда" 3 класс

классный час к 75-летию ВОВ: Блокада Ленинграда...

Классный час для 3 класса на тему: "Освобождение города Ленинграда от блокады"

Классный час для 3 класса на тему: "Освобождение  города Ленинграда от блокады"...

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения проводился в рамках курса внеурочной деятельности &laq...