Классный час для 3 класса на тему: "Освобождение города Ленинграда от блокады"
методическая разработка (3 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Классный час для 3 класса на тему: "Освобождение  города Ленинграда от блокады"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvobozhdenie_goroda_leningrada_ot_blokady.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Освобождение города Ленинграда от блокады»

Ход

Учитель:

Санкт – Петербург, Ленинград…  Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.

Но не красоте этого города я хочу сегодня с вами поговорить, а о тех страшных событиях, которые происходили в Ленинграде 78 лет назад. В этом году 27 января исполняется 78 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда. (2)

                Звучит отрывок песни «Священная война».

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух,

когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

 -Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. (3) Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады. (4)

- Как вы понимаете слово «блокада»? (5)

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на слайде).

Фашистские бомбардировщики(6) днем и ночью сбрасывали на город бомбы, бомбили фабрики и заводы,(6-1) школы и больницы.(6-2) Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». (7)

- Как вы думаете, почему эти объекты города фашисты обстеливали в первую очередь?

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей. Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе. Вот строки из некоторых:

1 ученик: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Учитель: В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей.  20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…(показать образцы) и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

            Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

2 ученик: «Нам выдали карточки на хлеб, талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

3 ученик: Из меню столовой лета 1942 года:

                    Щи из подорожника

                    Пюре из крапивы и щавеля

                    Котлеты из свекольной ботвы

                    Оладьи из клея казеина

                    Суп из дрожжей

                    Соевое молоко

 

4 ученик: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Учитель: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

5 ученик: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».


          6 ученик: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
          7 ученик: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть пояса».


           8 ученик: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

 Учитель: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище (8) в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.). (9)

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

 9 Ученик:

Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечет.
И она, буквально, по два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы умерли. И снова:
Умерли, и добавляет -все.
За окном - весеннее дыханье,
А она сиротски занесла
В свой дневник:
"Осталась одна Таня",
Даже не поставила числа.

- При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

10 ученик:

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Учитель: Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. (10)Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование.

      Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым:

   - Мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

  - Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

  - Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

  - В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

  - Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. (11) Целые семьи гибли от холода и голода. (12)

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

 «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала,

потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

         Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия.(13) (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

 11 Ученик:

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

        - Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Свободной  оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу.(14) От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была  прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой». (15)

       14 января 1944 года войска Советской армии начали операцию по ликвидации вражеской армии. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. (16)

12ученик:

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...

Учитель: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: (17)

"Их имена благородных мы здесь перечислить не можем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт и ничто не забыто".

         Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". (18)

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

       Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.(19)

      Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! (20)

(Минута молчания).

       - Прошу всех садится. Сегодня мы говорили о людях, которые выстояли в этой нелёгкой борьбе с фашизмом, среди которых были и дети. Давайте представим, что они пролетают над нашими головами в виде красивых птиц – голубей. Давайте разукрасим их и поместим на наш праздничный плакат, посвящённую  дню освобождения города Ленинграда от блокады, потому что без этих героев не было бы и мира.

Вырезают голубей, разукрашивают их, приклеивают на плакат, приготовленный заранее,  в это время звучит мелодия песни «Журавли».

Класс исполняет песню «О той войне»

                                                                 

                                                                         Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                       Зайруллина С.В.

                                                                                      МАОУ СОШ №8 г. Белебей РБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленинград в блокаде

Материал для классного часа...

Проект «Ленинград в блокаде»

Представлено описание проекта "Ленинград в блокаде", который проходил в 4 классе и приурочен к дате начала блокады Ленинграда. В результате проекта был создан фильм с рисунками детей, фотографиями, ст...

Презентация к 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады

Презентацию можно использовать на классном часе....

Классный час, посвящённый 70- ой годовщине освобождения Ленинграда от блокады

Данный материал содержит в себе: 1. Разработку классного часа. 2. Презентацию к классному часу....

Классный час: 27 января - День полного освобождения города Ленинграда от блокады

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа Цели и задачи:Воспита...

Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"

 ... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...