Главные вкладки

    Школа развития речи
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Котова Лидия Артёмовна

    Программа курса «Школа развития речи», 3 класс

                  Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3_klass_shkola_razvitiya_rechi.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса «Школа развития речи», 3 класс

                  Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

    Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

    Слово

    Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

    Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

    Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

    Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

    Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

    Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

    Предложение и словосочетание

    Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

    Текст

    Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

    Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

    Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

    Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

    Культура общения

    Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

    знать:

    - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

    - изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

    - стили речи: разговорный и книжный;

    уметь:

    - распознавать типы текстов;

    - устанавливать связь предложений в тексте;

    - распознавать стили речи;

    - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

    Тематический план.

    Содержание тематического блока

    Всего часов

    Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

    Слово (17 часов)

    Многозначные слова.

    1

    Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

    Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

    Дать объяснение устаревшим словам.

    Омонимы, омоформы омофоны.

    1

    Фразеологизмы.

    1

    Сравнения.

    1

    Олицетворение.

    1

    Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

    1

    Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

    1

    Откуда приходят слова.

    1

    Этимология.

    1

    Как тебя зовут?

    2

    Наши фамилии.

    2

    Топонимы.

    1

    Устаревшие слова.

    1

    Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

    1

    Проверочная работа.

    1

    Текст (10 часов)

    Типы текстов.

    1

    Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

    Темы текстов. Опорные слова.

    1

    Связь предложений в тексте.

    1

    Цепная связь предложений в тексте.

    2

    Параллельная связь предложений в тексте.

    1

    Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

    1

    Единый временной план текста.

    3

    Стили речи (7 часов)

    Стили речи.

    2

    Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

    Культура общения.

    1

    Научный стиль.

    1

    Словари.

    1

    Проверь себя.

    2

    Календарно-тематическое планирование

    Условные обозначения:

    К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

    Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

    Дата

    Тема занятия

    Тип занятия

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    04.09

    Вводный урок. Многозначные слова.

    ОНЗ

    Знакомство с многозначными словами.

    С, В

    Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

    2

    11.09

    Омонимы, омоформы, омофоны.

    ОНЗ

    Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

    С, В

    Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

    3

    18.09

    Фразеологизмы.

    ОНЗ

    Познакомить с понятием «фразеологизмы».

    С, В

    Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

    4

    25.09

    Сравнения.

    ОНЗ

    Познакомить  с понятием «сравнение».

    С, В

    Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

    5

    02.10

    Олицетворение.

    ОНЗ

    Познакомить с понятием «олицетворение».

    С, В

    Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

    6

    09.10

    Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

    ОНЗ

    Познакомить с эпитетами, их назначением.

    С, В

    Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

    7

    16.10

    Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

    ОНЗ

    Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

    С, В

    Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

    8

    23.10

    Откуда приходят слова.

    ОНЗ

    Познакомить с заимствованными словами.

    С, В

    Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

    9

    30.10

    Этимология.

    ОНЗ

    Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

    С, В

    Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

    10

    13.10

    Как тебя зовут?

    ОНЗ

    Познакомить с происхождением и значением имен.

    С, В

    Уметь объяснять происхождение имен.

    11

    20.10

    Как тебя зовут?

    ОНЗ

    Познакомить с происхождением отчеств.

    С, В

    Уметь объяснять происхождение отчеств.

    12

    27.10

    Наши фамилии.

    ОНЗ

    Познакомить с происхождением фамилий.

    С, В

    Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

    13

    04.12

    Наши фамилии.

    ОНЗ

    Познакомить с происхождением фамилий.

    С, В

    Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

    14

    11.12

    Топонимы.

    ОНЗ

    Знакомить с топонимами.

    С, В

    Уметь объяснять топонимы.

    15

    18.12

    Устаревшие слова.

    ОНЗ

    Исследовать устаревшие слова.

    С, В

    Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

    16

    25.12

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

    К

    Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

    Р

    Уметь употреблять фразеологические обороты.

    17

    Проверочная работа.

    К

    И

    18

    Типы текстов.

    ОНЗ

    Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

    С, В

    Уметь различать типы текстов.

    19

    Темы текстов. Опорные слова.

    ОНЗ

    Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

    С, В

    Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

    20

    Связь предложений в тексте.

    РФ

    Обсуждение признаков текста.

    С, В

    Уметь из предложений составлять текст.

    21

    Цепная связь предложений в тексте.

    ОНЗ

    Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

    С, В

    Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

    22

    Цепная связь предложений в тексте.

    РФ

    Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

    С, В

    Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

    23

    Параллельная связь предложений в тексте.

    ОНЗ

    Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

    С, В

    Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

    24

    Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

    К

    Р

    Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

    25

    Единый временной план текста.

    ОНЗ

    Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

    С, В

    Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

    26

    Единый временной план текста.

    ОНЗ

    Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

    С, В

    Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

    27

    Единый временной план текста.

    РФ

    Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

    С, В

    Уметь редактировать повествовательные тексты.

    28

    Стили речи.

    ОНЗ

    Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

    С, В

    Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

    29

    Стили речи.

    ОНЗ

    Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

    С, В

    Уметь находить текст в разговорном стиле.

    30

    Культура общения.

    ОНЗ

    Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

    С, В

    Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

    31

    Научный стиль.

    ОНЗ

    Обсудить признаки научного стиля.

    С, В

    Уметь различать научный текст от других текстов.

    32

    Словари.

    ОНС

    Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

    С, В

    Уметь работать со словарями.

    33

    Проверь себя.

    К

    И

    34

    Проверь себя.

    К

    И

    Литература:

    1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
    2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
    3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
    4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
    5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
    6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
    7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
    8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
    9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
    10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
    11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
    12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
    13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
    14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979
    15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
    16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
    17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
    18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
    19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
    20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
    21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
    22. Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
    23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
    24. Соколова Т.Н. Речь. – М.: Просвещение, 2013

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

    В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

    Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

    ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

    Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

    4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

    Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...