Свет в нашей жизни
презентация к уроку (2 класс) на тему

AllaV

Формировать представления о солнце как источнике жизненно-важной энергии; активизировать поисковую деятельность; обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями; совершенствовать умения выполнять работу сообща, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

 

Презентация к уроку доступна по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0Bz_LjdXZV3nWRnFBa...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svet.docx388.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия:

«Свет в нашей жизни».

     Методы обучения, которые применяются на занятии,  направлены  на мыслительную и познавательную деятельность ученика.

 Словесные методы

(рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, компьютерная презентация), методы проблемно-поисковые и репродуктивные.

Используется групповая форма работы, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Цель:

 формировать представления о солнце как источнике жизненно-важной энергии; активизировать поисковую деятельность; обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями; совершенствовать умения выполнять работу сообща, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

Умения:

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения, формулировать простейшие выводы на основе изученного материала, умения анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления.

Познавательные УУД:

 понимание информации, представленной в изобразительной, модельной схеме, осуществление для решения учебных задач операций сравнения, установления причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение строить небольшие монологические высказывания.

Личностные УУД:

 положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.

Предметные УУД:

умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на модели и иллюстрации, обогащение природоведческого кругозора, усвоение природоведческих понятий на практическом уровне.

1. Основополагание.

-Для того, чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадку. 

Ничего дороже нет,

Чем Его волшебный свет!

Всех Своим теплом согреет!

Света людям не жалеет!

Утром, в каждое оконце,

Входит ласковое …(Солнце)

-Как бы вы объяснили своим младшим братьям и сестрам или ,например, инопланетянам, что такое «солнце»

(- Раскаленный  шар на небе,

-Звезда самая близкая и горячая к земле

- источник  жизни и энергии на земле

-как бы ядро, вокруг которого вращается земля

2. Мотивация учебной деятельности.

-Представьте  себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на планете

Земля?

(-Все  живое погибнет  т.к.  нет,  тепла  и света,

-планета станет необитаемой

- покроется ледовой коркой)

Миллиарды лет Солнце выделяет энергию, которая доходит до Земли в виде тепла и света. Солнце- это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца- 20 млн градусов. На самом деле Солнце очень большое . Оно в 109 раз больше Земли. Солнце – шар великан. Оно кажется нам маленьким кружочкам лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

Если можно бы было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.

От Солнца до Земли 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.  

Солнце – источник жизни на Земле, как вы правильно заметили. Правильно и то , что если солнце бы погасло, то через несколько недель на Земле  не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать всю Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь.

Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделение его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всей живой природы.

 3.     Послушайте стихотворение Я. Акима.

4.     Работа с текстом

- Перед вами текст. Прочитайте его.

 Познакомитесь с вопросами, ответы на которые вы должны найти в этом тексте.

Текст на столе у учащихся.

 Свет Солнца дает жизнь нашей планете.

Любят солнечное тепло и насекомые и ящерицы и змеи. От него они становятся подвижнее, быстрее. Солнечное тепло намного важнее животным  чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись ну могут.

Солнечный свет и тепло нужен  не только животным, но и растениям. Они растут, цветут , дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить  без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.

Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного света, улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д , Который активно участвует в укреплении костей, зубов ,ногтей. Витамин Д человек получает во время  пребывания  на солнце.

Вопросы

1.Какую пользу солнце приносит животным?

2. А для растений, чем важно солнце?

3. А как же солнце влияет на человека?

Ученики читают ответы на вопросы.

Вывод :

- Солнце – естественный  источник света и тепла , не будет солнца , не будет ни растений, ни животных, ни человека..

 А человек , видя удивительную красоту Солнца , восхищался ею и создавал замечательные художественные произведения. (фото восхода, заката, полдня)

Теплые тона использовали художники, работая над своими творениями, теплота содержится и в ласковых словах, адресуемых самым дорогим и любимым нами людям.

«Солнышко мое»

«Лучик мой ясный»

«Светик ты мой»- говорит мама своему любимому детя . В ее словах ласка, любовь, тепло.

5. Солнце у древних славян.

Вот и в древность, люди относились к солнцу с любовью и добротой.

 Солнце для них было  божеством. Только называли по- разному: в древней Греции  Солнце называли Гелиос, в Египте-Ра, а наши предки Ярила

Ярило - у древних славян почитался, как бог весны и весеннего солнца.  Ярило отождествлялся с обновлением природы после долгой зимы. Люди  благодарили солнце за тепло и свет, приветствовали по утрам.

Солнце просили о тепле и ласке, о щедром лете.

В качестве призыва использовались заклички:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес  дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

-Наблюдая за солнцем, люди  создавались пословицы и поговорки о солнце, о свете.

6. Работа в парах

Вам предлагается составить из частей несколько пословиц.

При солнышке тепло                                           солнечного свету

Лучше нету                   солнышко всходит- лентяй с ума сходит        

Свет победит тьму                    при матери добро

Солнышко садится лентяй веселится              а мир- войну

И в  сказках свету отводилось особая роль.

7.Игра : «Узнай сказку»

И вот она вышла взглянуть на белый свет в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и опять из земли торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла подальше от мышиной норки и протянула к солнцу руки:

– Прощай, солнышко, прощай! 

Дюймовочка  Г.Х. Андерсен

 Мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

«Он живой и светится»  В. Драгунский

Наступила темнота

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал

Заблудился и пропал.

«Краденое солнце»  К.И. Чуковский

Со страхом следила она затем, как заходит солнце,-одинокого морского утеса все еще не было видно. И еще ей казалось, что лебеди машут крыльями как бы через силу. Ах, это она виновата, что они не могут лететь быстрее! Вот зайдет солнце, и они обратятся в людей, упадут в море и утонут …

Вы помните ,что с заходом солнца  колдовство прекращалось и лебеди превращались в людей.

«Дикие лебеди» Г. Х .Андерсен.

Свет мой, зеркальце скажи

Да всю правду доложи

«Сказка о мертвой царевне…» А. С. Пушкин.

-А эту сказку, наверное , вы не  отгадаете   …

Жила-была большая восковая свеча; она-то уж знала себе цену. — Я — из воска и отлита в форме! — говорила она. — Я горю ярче и дольше других свеч; место мое в люстре или в серебряном подсвечнике!

— То-то, должно быть, счастливая жизнь! — сказала сальная свечка. — А я-то только из сала: фитиль мой макали в сало, и вот вышла я! Но все же я утешаюсь тем, что я настоящая толстая свечка, а не какая-нибудь захудалая! Бывают ведь и такие свечки, которые обмакиваются только два раза, меня же макали в сало целых восемь раз, пока я, наконец, растолстела как следует. Я довольна! Конечно, лучше, аристократичнее родиться восковой свечкой, а не сальной, но ведь не сами же мы выбираем себе положение в свете! Восковые свечи попадут в зал, в хрустальную люстру, я останусь в кухне, но и это не дурное место — кухня кормит весь дом!

«Свечи» Г.Х. Андерсен.       А вот что было дальше…вы прочитаете сами.

8.Физминутка

9. Искусственные источники питания

Вы услышали отрывок из   Андерсена про свечи,

-А что такое свечи и для чего они нужны ?

Палочка из воска, парафина с фитилём внутри, служащая примитивным источником освещения. Но свечи,  появились позже. А  история  освещения началась тогда, когда человек стал использовать огонь. Костер, факел и лучина стали первыми искусственными источниками света. Затем появились масляные лампы и свечи. В начале XIX века научились выделять газ и появилась керосиновая лампа, которая используется по сегодняшний день.

На улицах Москвы и Петербурга осветительные масляные фонари появилось в 30-х годах XVIII века. Затем масло заменили спиртово-скипидарной смесью. Позднее, в качестве горючего вещества, стали использовать керосин и, наконец, светильный газ, который получали искусственным путем.

 Изобретателем электрической лампочки накаливания считают русского электротехника А. Н. Лодыгина. В 1872 году он продемонстрировал образец лампы накаливания . Подобными лампами мы пользуемся и по сей день. 

Н. Кнушевицкая

В доме нашем солнышко

Есть и не одно,

Тут же загорается

Станет лишь темно.

Я нажму на кнопочку —

И сейчас же свет

Льется, освещает все,

Темноты уж нет.

Всюду отражаются

Яркие лучи:

В комнате — от зеркала,

В кухне — от печи.

Пусть темно на улице,

А у нас все день,

В дальний угол тень.

Солнышко послушное

В доме у меня:

Вот нажму на кнопочку

И не станет дня!

10. Электричество.

Но лампа не может работать сама по себе. Ей нужна  энергия.

- Что такое энергия?  Пока вам трудно ответить на этот вопрос.

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение

Основной источник энергии на планете – это природа: солнце, вода или ветер способны выработать огромное количество энергии. Вопрос только в том, как заставить эту энергию работать на нас. Человечество успешно решило эту проблему: мы научились использовать энергию природы, преобразуя ее в электричество .

- Можем ли мы представить свою жизнь без электричества?

Без электричества нам не прожить и дня. И холодильник, и телевизор, и настольная лампа, и компьютер – все эти устройства, которыми мы пользуемся каждый день, работают только благодаря тому, что в наши дома проведено электричество. А вырабатывают электричество электростанции.

-Кто знает, что такое электростанции? (  это крупные предприятия , которые вырабатывают электроэнергию)

-Откуда же она, эта электроэнергия,  берётся? Её вырабатывают на электростанциях особые машины — генераторы. Но чтобы генераторы давали электрическую энергию, их надо вращать. Вращать, не останавливаясь, днём и ночью. А у какого могучего великана хватает на это силы? Такая великанская машина называется турбиной, от латинского слова «турбо» — «вихрь». Бывает турбина паровая. В ней бушует вихрь горячего пара. Струи пара ударяют в лопатки колеса турбины и заставляют его вертеться. На каждой крупной электростанции работает несколько турбин.

Днём и ночью спешат к электростанции составы с УГЛЕМ. Зубастые дробилки с грохотом разбивают уголь на куски величиной с орех. Шаровые мельницы катают эти «орехи» вместе со стальными шарами, которые растирают уголь в мелкую пыль. Струя горячего воздуха вдувает угольную пыль в огромные топки. Днём и ночью пылает в этих топках яростное пламя.

Пламя кипятит воду в тысячах трубок,  проведённых внутри топки, превращает воду в пар. не такой, как у тебя в чайнике. Этот пар сжат под огромным давлением, а температура его такова, что в нём расплавились бы даже олово, свинец, цинк. Сильные струи этого пара вращают турбины. Днём и ночью крутятся генераторы, и электрическая энергия невидимой рекой струится по проводам.

Бывает турбина водяная. Струи воды ударяют в лопатки колеса турбины и заставляют его вертеться. Такая турбина работает на ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ.

Всюду, куда приходят эти провода, гудят моторы, сияют лампы, светятся экраны.

Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство. Мы свою жизнь теперь не представляем без………( ответы детей о том какую электротехнику они используют дома)

- Какое главное правило мы должны помнить при использовании электроприборов: надо быть осторожными с розетками, там живет ток.

Мы уже знаем , что Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для энергостанций, которые приносят в наши дома тепло и свет. Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.

      - Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам?  Как мы это можем сделать? (Ответы детей)

   - Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые)

   - Конечно, ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию, т.е. ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов  лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные  коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей  и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда.  Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , а Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

11.   КОЛЛЕКЦИЯ СПОСОБОВ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИ.

1. Установите двух тарифный счетчик

2. Установите датчики движения

3. Протрите электрическую лампочку от пыли

Хорошо протертая лампочка светит на 10-15% ярче запылившейся.

4. Замените лампы накаливания энергосберегающими лампами

Хотя энергосберегающие лампы стоят в дороже, чем привычные лампы накаливания, работают они гораздо

дольше и потребляют при этом в 4–5 раз меньше энергии. Например, компактная энергосберегающая

энергосберегающие лампы почти не нагреваются и тратят энергию только на свет, а не на тепло.

Средний срок службы обычной лампы накаливания – 1000 часов, а у люминесцентной – в 15 раз больше.

5. Не оставляйте электроприборы в режиме ожидания

6. Пользуйтесь бытовой техникой класса А

Бытовая техника класса А по энергозатратности – самая экономичная.

7. Правильно установите холодильник

Холодильник – один из главных потребителей электроэнергии в наших домах. Он «любит» прохладные

помещения. Если хотите сэкономить на электроэнергии, не ставьте его возле батареи или плиты.

Холодильник будет расходовать меньше энергии, если поставить его возле наружной стены.

8. Не ставьте в холодильник горячую пищу и не оставляйте дверцу открытой

9. Размораживайте холодильник два-три раза в год

10. Готовьте еду на медленном огне

11. Пользуйтесь посудой с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки

электроплиты

Электроплита – самый расточительный из бытовых электроприборов.

12. Почистите чайник от накипи

Для разумного использования энергии при кипячении чайника следует наливать ровно столько воды, сколько вам необходимо именно сейчас.

13. Пользуйтесь остаточным теплом бытовых приборов

14. Не пренебрегайте естественным освещением.

И главное : уходя - гасите свет!

Берегите свет!

Мы привыкли

жить с удобством:

Газ, вода и свет в дому.

Если что-нибудь пропало,

Как относимся к тому?

Свет погас, как неудобно,

Неуютно, тяжело.

Кажется, на всей планете

Свет погас, везде темно.

Вот ведь как бывает, люди!

Что имеем — не храним.

Экономить перестали,

Про «беречь» — не говорим.

Обращаемся с призывом

И даём вам всем совет:

 Берегите электроэнергию!

12  Рефлексия

- Кому занятие было полезным ?

Поднимите вверх улыбающееся солнышко.

- Что нового узнали?

- Что было для вас полезным?

 -Пригодятся ли вам знания по этой теме?

Спасибо за урок, за хорошие ответы, за отличную работу. И пусть ваш путь всегда освещается Солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни. Будьте веселыми и энергичными всегда.

        

Приложение:

Задания для работы в паре.

1.Прочитай текст, ответь на вопрос.

Свет Солнца дает жизнь нашей планете.

Любят солнечное тепло и насекомые и ящерицы и змеи. От него они становятся подвижнее, быстрее. Солнечное тепло намного важнее животным  чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись ну могут.

Солнечный свет и тепло нужен  не только животным, но и растениям. Они растут, цветут , дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить  без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.

Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного света, улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д , Который активно участвует в укреплении костей, зубов ,ногтей. Витамин Д человек получает во время  пребывания  на солнце.

Вопросы

1.Какую пользу солнце приносит животным?

2. А для растений, чем важно солнце?

3. А как же солнце влияет на человека?

2. Собери пословицы

При солнышке тепло,                                             солнечного свету

Лучше нету                                        солнышко всходит, лентяй с        ума сходит

Свет победит тьму,                                                 при матери добро

Солнышко садится, лентяй веселится                   а мир- войну

МБОУ – СОШ № 24  им. И.С. Тургенева  г. Орла.

Внеклассное занятие во 2 классе

по теме:

«Свет в нашей жизни»

Учимся беречьhttp://teef.com.ua/wp-content/uploads/2015/07/article46.jpg

электроэнергию

Автор: учитель высшей категории

Вознюк Алла Алексеевна

        2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика в нашей жизни" Интеллектуальная игра

Интеллектуальная игра (крестики-нолики) «Экономика в нашей жизни» ЦЕЛЬ: • Обобщить знания учащихся по разделу «Чему учит экономика». • Развивать мышление, умение делать выводы, рассуждать. ВОЗ...

презентация к уроку "Наша жизнь" 1

Приложение 1. Презентация Насти Петри к проекту "Моя семья"...

Приложение 1 к уроку "Наша жизнь".

Описание исследовательского проекта "Моя семья"...

Театрализованное представление "Наша жизнь в наших руках".

Мероприятие направлено на формирование правильного поведения детей  на дорогах  соблюдение пожарной безопасности, а также воспитание бережного отношения к собственному здоровью....

Классный час "Свет в нашей жизни"

Разработка классного часа...

Конспект урока: "Свет в нашей жизни"

На данном уроке дети узнают, что энергосбережение – это не только сэкономленные деньги из семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о ДЕТЯ...