Музыкально-литературная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне "Помните!"
методическая разработка на тему

Шидловская Марина Леонидовна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания учащихся. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Мои ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, создают проекты, принимают участие в творческих конкурсах и выставках. Одну из наших работ мы представляем вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pomnite.docx28.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция,

посвящённая Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

«Помните!»

Учитель: Шидловская Марина Леонидовна

ГБОУ СОШ №112 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою Родину

Задачи:

- познакомить ребят со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического и музыкального творчества

- пробудить чувство гордости за свой народ

- способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения и любви к истории своей Родине

- раскрытие творческих способностей учащихся

- создавать условия для получения эмоционального опыта и встраивания его в систему личных ценностных приоритетов

Оборудование: презентации, музыка, костюмы, проектор, экран

Звучат колокола … (в записи)

Ведущий ребенок: Что это? Ты слышишь?
Ведущий взрослый: Это колокола. Колокола памяти …
Ребенок: Памяти? А разве такие бывают?
Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память …
Ребенок: Но разве память бывает живой?
Взрослый: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля

А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

Стихотворение «Помните!» читают все.

 

           Помните!

          Через века,

                           через года –

          помните!

          О тех,

          кто уже не придет

                                        никогда, -

          помните!

          Не плачьте!

          В горле

                     сдержите стоны,

          горькие стоны.

          Памяти

                     павших

                                 будьте

                                           достойны!

         Вечно

         достойны!

         Хлебом и песней,

         мечтой и стихами,

         жизнью

                    просторной,

         каждой

                    секундой,

         каждым

                    дыханьем

         будьте

         достойны!

         Люди!

         Покуда сердца

                                 стучатся, -

         помните!

         Какою

         ценой

         завоевано счастье, -

         пожалуйста,

                            помните!

         Песню свою

                            отправляя в полет, -

         помните!

         О тех,

         кто уже никогда

                                   не споет, -

         помните!

         

         Детям своим

                             расскажите о них,

         чтоб

         запомнили!

         Детям

                  детей

         расскажите о них,

         чтобы тоже

         запомнили!

         Во все времена

                                  бессмертной

                                                      земли

         помните!

         К мерцающим звездам

                                              ведя корабли, -

         о погибших

         помните!

        Встречайте

                          трепетную весну,

        люди земли.

        Убейте

                    войну,

        прокляните

        войну,

        люди земли!

         Мечту пронесите

                                     через года

         и жизнью

         наполните!...

         Но о тех,

         кто уже не придет

                                      никогда, -

        заклинаю, -

        помните!

Все участники  поют песню

«От героев былых времён…»

На рассвете, в воскресенье, ровно в 4 часа утра, 22 июня 1941 года, когда все люди ещё спали, без предупреждения и объявления войны германские войска двинулись на нашу страну и застали её врасплох.

Мы были слишком наивными и верили, что если Гитлер подписал со Сталиным договор о ненападении, то уже бояться нам нечего. Но вышло всё иначе.

Вальс (сцена проводов на войну)

Ещё вчера люди ходили по мирным улицам, не подозревая, что уже завтра будут греметь взрывы, рваться снаряды, будут гибнуть невинные женщины, старики, дети. А почти всё мужское население уйдёт на фронт.

Стихотворение «Накануне»

Начинается день предвоенный

С громыханья приморских платформ.

Дождик в пальмах шумит

И мгновенно

Затихает,

А на море шторм.

Мутно море,

В нём накипи вдоволь,

Налетает

Каскад на каскад,

Миноносец идёт в Севастополь.

 Завтра

Бомбы в него полетят.

Завтра, завтра

На раннем рассвете

Первый бой загремит,

И опять

Первый врач

Первых раненых встретит,

Первый беженец

Будет бежать.

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра

Птиц не признают леса.

Это всё

Только завтра случится,

Через двадцать четыре часа.

А сегодня –

Рассвет предвоенный.

Громыханье приморских платформ,

Грохотанье волны неизменной.

Дождь над морем,

А на море шторм.

(Морской танец)

Стихотворение «Казалось, было холодно цветам…»

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки,  закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Весь народ встал на защиту своей Родины. Кто не мог взять в руки оружие, оставался в тылу и помогал фронту, чем мог.

           Матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата; мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка… А многие воевали рядом с мужчинами.

           Ах, если бы вы знали, сколько героических подвигов совершали юные девчонки.… Под свистящими пулями, они ползли к раненным солдатам… Они, спасали их жизни, поддерживали боевой дух и вселяли надежу.

            Им снились танцы, тем девчонкам —

Под грохот вражьих канонад

И где-то там в родной сторонке

Сиренью пахнущий закат.

            Им снились робкие мальчишки

И звёзды падавшие в пруд

И были сны, как передышки,

Всего на несколько минут.

И снова в бой, под свист снарядов,

Где всё смешалось; кровь и пот,

И шли они с бойцами рядом

На штурм, на фрица, на окоп.

Их звали ласково — сестрёнки,

Душой, как первый снег, чисты…

Носили хрупкие девчонки

На сумках красные кресты.

            Нельзя, себе представить в полной мере, как юные, хрупкие девчонки, не боясь взрывов и смертельных пуль, шли спасать наших бойцов. Нельзя представить, нельзя забыть!

Стихотворение «Зинка» (инсценировка)

                          1

Мы легли у разбитой ели,

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против

                                               грусти.

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – приказ: «Выступать

                                               вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

                             2

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

                             3

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Где-то в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Что б тебя она не ждала?

Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших... Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны.

Фашисты так близко подошли к городу, что могли обстреливать ленинградские улицы прямо из пушек. А на фронт можно было доехать на трамвае.

Стихотворение «Армия»

Мне скажут – Армия…

                                   Я вспомню день – зимой,

январский день сорок второго года.

 Моя подруга шла с детьми домой –

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен,

                                     хоть и недалёк.

И подошёл к ним человек в шинели,

взглянул –

                     и вынул хлебный свой паёк,

трёхсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серую, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице…

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

… Они расстались. Мать пошла направо,

Боец вперед – по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня – нет, не помня- зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком  тяжелеет автомат

добрёл до фронта и пополз в засаду

на истребленье вражеских солдат…

…Теперь ты понимаешь – почему

нет армии на всей земле любимей

нет преданней её народу своему

великодушней и непобедимей!

Днём и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые. Полыхают пожары.

Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде через Ладожское озеро. Она спасла жизни многим ленинградцам, поэтому её назвали Дорогой жизни.

Больше двух лет, днём и ночью, шли корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти.

Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои простреленные машины.

Солдатам Ленинградского фронта не хватало оружия. В тылу день и ночь работали заводы – делали танки, самолёты, пулемёты. И доставляли их одним путём – через Ладожское озеро. Скорей, скорей! Вперёд, к победе!

Песня «Нам нужна одна победа..»

Но всё равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, сахара, овощей.

Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца.

Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печь.

Холодно и темно в комнате.

Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты  ленинградцев.

А в комнатах темно даже днём, потому что стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой.

Нет и воды в ленинградских квартирах. Замёрз, не работает водопровод. Рано утром тянутся к Неве голодные, замёрзшие ленинградцы. Кто с ведром, кто с кастрюлькой, кто с большим чайником.

А доберутся до дому, смотрят – вода в лёд превратилась, замёрзла на морозе.

Стихотворения о блокаде.

Помертвело стоят дома.

Далеки

В мутном небе звёзды.

Рядом –

Только густой туман

И пропитанный болью

Воздух.

Пол ходит

Под снарядным гулом,

В палате –

Сумрак, как всегда.

Чай недопитый

Затянуло

Коричневатой плёнкой льда…

Мы –

Проруби невской снова.

Кто-то шепчет

Сквозь горький смех:

- Не толкайтесь,

Чего другого,

А воды тут –

Пока на всех.

Бомбы – ночью,

Обстрелы с рассвета.

От печей, как от окон, -

Холодом.

Только самое страшное –

Это

По ночам

Просыпаться от голода.

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград.

Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал.

Как потом оказалось,

Впереди

Оставалось ещё восемьсот.

Там, у высокого дома, мимо сугробов люди тянут детские санки. На санках лежит человек, замотанный в тряпку. Это похороны. Так ленинградцы хоронили погибших от голода, убитых при обстреле и бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище.

            А вот как учились в эту страшную зиму школьники. В классе – мороз. Все сидят в шубах, шапках, рукавицах.

Только учительница сняла на минутку варежку с правой руки. Надо поставить ученику оценку.

Не положено ставить отметки карандашом, а она ставит, потому что чернила в чернильнице замёрзли и превратились в ледышку.

Раненую девочку зовут Женя. Когда началась война, ей было 4 года. В дом, где она жила, ударил снаряд и разорвался. Девочку засыпало. Много часов искали Женю сапёры. Её нашли под грудой обломков. Она была без сознания. Женю отправили в больницу, и там врачи увидели, что у четырёхлетней девочки от страха поседели волосы.

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания.

Песня «Дети войны» (танец)

Война шла 4 года, 1418 дней и 20 миллионов погибших русских людей. Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек в каждую минуту.

Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, сожгли сотни людей. Повсюду, где появлялись гитлеровцы, они оставляли свои кровавые следы. Одно из таких зверств было совершено в белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей. 

Стихотворение «Варварство»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Детей внезапно охватил испуг -  

Прижались к матерям, цепляясь за

                                              подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

            Прервав проклятье,

            Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо

                                                    умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может

                                                            дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу… Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И  хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож,

-  Не бойся, мальчик мой. Сейчас

                                    вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет

                                                  больно. –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь,

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

           Нам не забыть ад фашистского террора. Нам не забыть женщин, стариков, детей, погибших от голода, холода, бомбёжек, обстрелов. Нам не забыть выжженные до тла деревни, сёла, города. Мы вечно будем помнить подвиги наших солдат, стоявших насмерть, защищая родную землю. Мы вечно будем помнить и чтить героев той войны.

Танец (свечи,цветы) под музыку Мориконе

Омелькала беда, словно кадры в кино,

В чёрно-белых разрывах фугасных.

И в большом кинозале эпохи – темно.

И что дальше покажут – не ясно.

Я не видел войны, я смотрел только фильм,

Но я сделаю всё непременно,

Чтобы весь это мир оставался таким

И не звался потом довоенным.

Песня «О той весне». (все)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса

Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, 1 - 2 класс

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, начальные классы...

Сценарий литературной композиции, посвященной Великой Отечественной войне

Сценарий литературной композиции, посвященной Великой Отечественной войне...

сценарий агитбригады, посвящённой Великой Отечественной войне

сценарий для обучающихся начальной школы...

Сборник кроссвордов «Познавательная переменка», посвящённый Великой Отечественной войне.

laquo;Познавательная переменка» – это блок небольших заданий, направленных на определенную тему. К Великой Отечественной войне был подготовлен блок кроссвордов....

"Женщина и война" литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе.

Внеклассное коллективное мероприятие для ребят начальной школы, посвящённое Великой Победе....