Классный час "Все, все на свете друг другу нужны"
классный час (4 класс) на тему

Пронина Фатыма Халимовна

2017год объявлен Годом экологии. В школах проводим большое количество мероприятий, уроков, классных часов, акций. Думаю, что из моего сценария Вам что- то пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_vse_na_svete_drug_drugu_nuzhny.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ ДРУГ ДРУГУ НУЖНЫ»

Цель:

- Пропаганда и закрепление экологических знаний.

- Формирование нравственного отношения к природе.

Оборудование:

- глобус

-  «Красная книга» природы;

- картинки птиц нашей местности;

– правила по охране природы;

- выставка рисунков.

                                               Ход занятия:

Чтец: (в руках глобус)

            Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

            Я так устала.… Плоть моя покрыта

            Рубцами ран – живого места нет.

            Терзает сталь моё земное тело,

            И яды травят воды чистых рек,

            Всё то, что имела и имею,

            Своим добром считает человек.

Ведущий: К большому сожалению это так. Бывая на природе,

люди ради любопытства, без всякой нужды срывают ценные

растения – красивые создания природы, гоняются ради озорства за

птицами, животными и насекомыми. Вытаптывают лужайки, оставляют мусор, вырезают «автографы» на стволах деревьев.

    Природа безгранично разнообразна, красива и удивительно щедра, но при этом нельзя допускать, чтобы богатство и щедрость природы оборачивались для неё разорением.

    Сегодня мы поговорим с вами о белой, зелёной, жёлтой, красной и чёрной

страницах Красной книги природы. Красная книга подобна сигналу светофора. Она будит у людей тревогу о судьбе природы. Она говорит «Остановись, человек, подумай, будь осторожен».

-Какого цвета страницы Красной книги?

- О чём они говорят?

                          2017 год назван годом  (хором) ЭКОЛОГИИ,

Чтец: Красная книга.

Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа,

Уже не в силах сделать ничего.

И поползёт проказа запустения,

И пересохнуть ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

                                     (С.Островой)

Ведущий: 

Открываем  Белую  страницу.  На  ней записываются «Наши соседи» - растения и птицы, животные и насекомые,  с  которыми  вы  встречаетесь  в  

окрестностях населённого пункта. Белая страница сообщает, как им

живется, не становится ли их все меньше и меньше.

Викторина в загадках

1. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья – известная персона. Это … (ворона)

2. Трещала с самого утра: Пор – р – ра! Пор – р – ра!

А что пора? Такая уж с ней морока, когда трещит…. /сорока/

3. Не пугает её снег, оттого и раньше всех в поле серебрится.

Хоть и сбросят колпачки почки – пуховички. Им не простудиться. /Верба/

4. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,

А о чём она грустит никому не говорит. /Ива/

5. Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное. /Одуванчик/

Ведущий: открываем зелёную страницу – это страница

надежды. Сюда из Красной и жёлтой страниц «переводят» виды,

которые благодаря заботе людей больше не угрожает опасность.

Чтец: 

       Хорошо, когда на свете есть зелёные берёзы.

       Хорошо, что солнце светит, громыхают где-то грозы.

       Хорошо, когда фиалки тихо, скромно распустились.

       Хорошо, что ветки-палки молодой листвой покрылись.

       А когда закат пылает, то малиновый, то красный,

       Или озеро вздыхает – это так, друзья, прекрасно!

       Ведь в обыденном, конечно, красота всегда найдется.

       И она тихонько, нежно в сердце счастьем отзовётся.

                                                                      (Красота. О. Звонорёва)

Ведущий: не всем раскрывается красота природы, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.

Чёрствый и эстетически ущербный человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, а в реке – ничего, кроме воды, в небе – ничего кроме облаков. Скучно и грустно жить такому человеку.

Чтец: А здесь на берёзе на этом суку

Кормушку повесить у птиц на виду.

Чтоб были сыты они лютой зимой

И пользой ответили лесу весной.

Ведущий: Ребята, а кто из вас зимой подкармливал птиц? (Ответы).

Посмотрим, узнаете ли вы их на картинках? (Показывает птиц, обитающих в районе).

Ведущий:

Сейчас я зачитаю вам несколько ситуаций. Если поступок правильный, вы ответите аплодисментами, а если нет, то произнесёте «у-у-у». В случае

разногласия учитель нам поможет.

1. девочка на экскурсии нарвала для мамы охапку цветов…

2. болотце,  заросшее  камышом  и  тростником,  засыпали гравием…

3. мальчики покрыли крышу старого скворечника жестью…

4. идет месячник очистки села от мусора…

5. на прогулке ребята увидели греющуюся на солнце змею. Уйти ей не удалось…

6. строя  дорогу  вдоль  реки,  бульдозер  срезал  дёрн  и кустарники…

7. рыбалка в этот день была удачной. Каждый наловил по ведру карасей…

8. старшеклассники очистили пустырь за школой и посадили деревья…

9. деревья целое лето не поливали и они засохли…

Ведущий: Жёлтая страница. В неё занесены редкие виды растений и животных, вписанных в Красную книгу природы. Этих растений на земле мало, очень мало. Их надо беречь. Ни в коем случае нельзя рвать букеты, топтать и мять их.

Чтец: С целым миром спорить я готов,

           Я готов поклясться головою

           В том, что есть глаза у всех цветов

           И они глядят на нас с тобою.

           В час раздумий наших и тревог,

           В горький час беды и неудачи

           Видел я: цветы как люди плачут

           И росу роняют на песок.

Чтец: В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

             И тихо просят родник: «Ты береги нас, береги».

Ведущий: Говорят, что поведение человека в природе –это зеркало его души.

Давайте, заглянем в своё «зеркало» и узнаем кто мы!

1) Вы гуляете по лугу и увидели очень красивый и редкий цветок. Ваши действия:

a) полюбуетесь и пройдете мимо

b) сорвёте и поставите в красивую вазу

c) сорвёте и, понюхав, выбросите

2) Ваши друзья пригласили вас на прогулку за берёзовым соком. Ваши действия:

a) Откажитесь идти с ними

b) Пойдёте с друзьями

c) Узнаёте сначала всё у биолога или прочитаете всё о берёзовом соке

3) Вы увидели маленьких птенцов в гнезде. Ваши действия:

a) Полюбуетесь и пройдете мимо

b) Позовёте друзей и покажите

c) Пройдете мимо, не обратив внимание

4) Природой называется – всё то,

a) что нас окружает

b) что сделано руками человека

c) что не сделано руками человека

Чтец: Все-все-все на свете, на свете нужны!

            И мошки не меньше нужны, чем слоны.

            Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

            И даже без хищников злых и свирепых.

            Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

            Мы всё-таки очень друг другу нужны.

            А если нам кто-нибудь лишним покажется

            То, это, конечно, ошибкой окажется.

            Все-все-все на свете, на свете нужны

            И это все дети запомнить должны!

                                              («Про всех на свете». Б. Заходер)

Ведущий:

Только что почтальон принес нам письмо. В нем жалобы, и нам их нужно разобрать. Определить кто прав, кто виноват. Если нужно – то помочь.

Послушайте и решайте.

1. Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо? (Это сова). С 1994 г. совы находятся под охраной Закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылей, как о нас. Не нравится, что мы любим темноту, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такие уродились! Обижают нас люди без всякой вины». (За час ночной охоты летучая мышь уничтожает 160-170 комаров, а за ночь – до 600).

3. «Сама знаю, что я не красавица. Окажись я рядом, многие кричат от страха, шарахаются, а то и камнем запустят или ногой пнут. А за что? Не всем же красивыми быть! А ведь польза от меня людям большая». (Жаба одна сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, нужно принести домой жабу и они исчезнут).

Ведущий: Рассмотрели мы все жалобы и решили, что люди не правы. И делают они это от своей неграмотности и равнодушия. Нужно рассказать всем – братикам и сестричкам, соседским ребятишкам и тетям и всем, кто живёт рядом о пользе растений и животных.

Ведущий: как вы думаете, какую страницу нам осталось открыть?

это будет чёрная страница – страница печали и тяжелых раздумий. Она содержит список исчезнувших животных.

С 1500 по 1973 год с лица Земли исчезло 63 вида млекопитающих и 94 вида птиц.

Почему так получается?

Чтец: «Забывчивый охотник на привале, не разметал, не растоптал костра.

             Он в лес ушёл, а ветки догорали и, нехотя чадили до утра.

             А утром ветер разогнал туман и ожил потухающий костер.

             И, сыпля искры впереди поляны, багровые лохмотья распростёр.

             Он всю траву с цветами вместе выжег,

             Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,

             Как спугнутая стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

             И лес гудел от огненной метели,

             С морозным треском падали стволы,

             И, как снежинки, искры с них летели

             Над серыми сугробами золы».

Ведущий: Грустная история. Такого леса на Земле уже никогда не будет, в огне погибли все растения, их семена, гнёзда птиц и, животные, которые не могли убежать и их детеныши. Кто же в этом виноват? (Ответы)

Чтобы жить с природой в дружбе, сохранить её, нужно очень много о ней знать и уметь её защитить.

Чтец: Надо ж было так случиться:

            Вышла с птенчиком беда –

            Он пытался в небо взвиться –

            И сорвался из гнезда!

            Плачет, плачет меж ветвями мама-ласточка над ним,

            Сын ушибся – больно маме…

            Чем помочь в несчастье им.

            И не медля ни минуты, - не могу я видеть слёз, -

            Взял в ладони я малютку и назад в гнездо понёс.

          Я накрыл его руками. Вмиг затих он, как во сне.

          Все ж под крылышком у мамы лучше птенчику… и мне!

                                                           («Птенец ласточки». М.Шевченко)

Ведущий: Степи привольные, горы высокие, бабочки пестрые, птицы

свободные. К вам обращаются – люди...

Чтец: Чтобы реки и ручьи не мутнели,

             Рыбы резвились и птицы бы пели,

             Зелень от солнца в жару бы спасала,

             Каждому правила знать не мешало бы!

1. Берегите лес от пожара, отводите беду до удара.

2. Не ломайте зелёные насаждения.

3. Никогда не обижайте и никогда не мучайте никаких животных.

4. Защищайте всех птенцов и пташек.

5. Никогда не разоряйте гнёзд и не тревожьте птенцов. Никогда не убивайте и не раньте их.

6. Развесьте зимой кормушки для птиц, а весной сделайте для них скворечники.

7. Увидели родничок – укрепите начавшийся размыв, счистите и

благоустройте его.

8. Заметили рану на дереве – залечите её.

9. Так всегда и во всём старайтесь делать только доброе природе и она ответит вам добром.

Чтец: Нор звериных, птичьего гнезда

            Разорять не будем никогда.

            Пусть птенцам и маленьким зверятам

            Хорошо живётся рядом с нами!

Чтец: Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

            Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

            Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.

            И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо.

            Береги свою планету, ведь другой на свете нету.

                                                       (Береги свою планету. Я.Аким).

Ведущий:

 Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом.

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиды её никому не дадим.

ОБРАЩЕНИЕ К ВЗРОСЛЫМ

Чтец: Люди, знаете, чего бы мне надо?

            Синего дождика утром над садом;

            Надо мне слышать над полем пшеницы,

         Как заливается радостно птица;

         Надо, чтоб зайцу, и лису, и лосю

         Место в лесу поуютней нашлось бы

Надо побольше лещей, красноперки,

В реченьках чистых и чистых озёрах;

Надо, чтоб после речного купанья

Я от мазута не парился в бане;

Надо арбузов, огурчиков надо,

Но хорошо бы совсем без нитратов.

Надо, выходит немного всем детям

Разве вам трудно подумать об этом?

                             (Что мне надо. А. Пархоменко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Классный час "Лучший способ найти хорошего друга - самому стать хорошим другом"

Цель классного часа: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом....

Классный час с элементами тренинга по теме: "Мы нужны друг другу".

В двнном материале учитель помогает понять учащимся значимость каждого человека по отношению к другим....

Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе «Учимся понимать друг друга»

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков...

Классный час. "Давайте говорить друг другу комплименты".

Классный час "Давайие говорить друг другу комплименты"....

Этическое игровое шоу "Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Классный час "Этическое игровое шоу "Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть" проведен на районном конкурсе "Классный руководитель -2009"...