Отечественная война 1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников
статья на тему

Iris11

Статья  "Отечественная война 1812 года на уроках эестетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников решает задачи же заключаются в следующем:

·                   расширять исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

·                    привлекать широкий круг  краеведческого материала по данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности; значимости событий 1812 года для дальнейшего развития Смоленского края, его культурной и научной жизни;

·                   актуализировать сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года, о влиянии неординарных личностей на исторические события, о проявлениях масс и отдельных личностей в событиях Отечественной войны 1812 года;

·                   развивать умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;

·                   способствовать использованию методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отечественная война  1812 года на уроках эстетического цикла и                во внеучебной деятельности младших школьников

      В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время обращение к страницам героического прошлого нашей страны особенно актуально. Общество  ведет поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

В последние годы российская образовательная система является объектом  значительного реформирования. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что еще более важно -  реформирование продолжается. Сегодня школа  выполняет «социальный заказ общества в духе времени», восполняя пробелы, в воспитании подрастающего поколения, в их нравственном оздоровлении, в формировании активной жизненной позиции. Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в  основополагающих документах Российской  Федерации и, прежде всего, в программе «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

 Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в российской школе на разных этапах существования системы образования. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. О значимости же победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005, где в перечень дней воинской славы России включено 8 сентября – день Бородинского сражения.

       Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершением и достойным страницам прошлого.

      Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А учащиеся, которые не усвоили уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.

Цель проведения уроков и мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, состоит в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории.

Задачи же заключаются в следующем:

  • расширять исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;
  •  привлекать широкий круг  краеведческого материала по данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности; значимости событий 1812 года для дальнейшего развития Смоленского края, его культурной и научной жизни;
  • актуализировать сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года, о влиянии неординарных личностей на исторические события, о проявлениях масс и отдельных личностей в событиях Отечественной войны 1812 года;
  • развивать умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
  • способствовать использованию методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности.

Далее покажу, как заявленные задачи реализуются мною в ходе уроков эстетического цикла.

      Отечественная война 1812 года на уроках музыки в начальной школе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина изучается в 3 классе. Тема четверти «Россия – Родина моя», тема урока «Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава». Урок начинала с краткого исторического экскурса по Отечественной войне 1812 года. Рассказывала о том, что в 1812 г. музыканты были в штате каждого полка. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии - трубачи, а в гренадерских полках еще и «флейтщики». В знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так, русская народная песня «Вспомним, братцы, россов славу» родилась среди смоленских партизан, призывавших на защиту Смоленска в 1812 г. Затем слушаем виватные канты неизвестных композиторов 18 века «Радуйся, росско земле» и «Орле российский». На этом же уроке разучивали песню «Солдатушки, бравы ребятушки». Песня проникнутая  бодрым настроением,  звучит в мажоре, как бы доносит до нас мужественный оптимизм русского воинства. Слушали старинную солдатскую песню «Славны были наши деды», из которой родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка» (его еще называли «Петровским маршем»), который был одним из звучащих символов России. Эту мелодию до революции 1917 г. били куранты Спасской башни Московского Кремля.           Продолжаю  работу и вне урока. В музыкальной гостиной, показывая образы защитников Отечества в различных музыкальных  жанрах, слушали «Торжественную увертюру1812года»  П.И.Чайковского, песню, написанную героем войны Денисом Давыдовым «Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской!», дети сами сочиняли частушки.

     На уроках изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н.Неменского события 1812года представлены  темами в  3 классе «Памятники архитектуры», «Музей в жизни города», «Картины исторические», «Изображение исторического события» и в 4 классе «Герои, борцы, защитники». Работая с детьми на этих уроках, я представляла для ознакомления  выставку портретов «Герои Отечественной войны 1812года» и слайд-шоу «Календарь 1812 года». Ребята с удовольствием приносили из библиотеки книги, соответствующие данной  исторической теме,  и мы готовили книжную выставку. Массовые формы работы включали: чтение вслух и рассказ о содержании книг. Все эти формы выявляют и развивают у детей интерес к книге вообще, и к военно-патриотической литературе в частности.

На уроках я  использовала занимательный материал об Отечественной войне 1812года: исторические кроссворды, игры, викторины, загадки, шутки,  анекдоты, песни, пословицы и поговорки. Многие их них были подобраны детьми, например,  от бородинской пушки под Москвой земля дрожала. Пришел Кутузов бить французов. Докалывай француза вилами! Был не опален Наполеон, а из Москвы вышел опален. Особый интерес вызвали загадки - шарадки с бородинского поля:

Возьмем предлог, местоименье,

Меж ними – место для сраженья.

Все вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовется.

И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем.

(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)

     Продолжением этой работы стало сочинение детьми собственных загадок и стихотворений.

          Всадник бравый и лихой,  

          Он без страха рвется в бой,

          Быстро скачет на коне,

          Саблю держит он в руке.

(Гусар)

       Ребята с удовольствием принимали участие в художественных конкурсах: конкурсе рисунка «Взгляд их настоящего на войну 1812 года» и конкурсе юных дизайнеров «Модель французских пуговиц образца 1812 года».

       Во внеурочной деятельности я организовывала и проводила виртуальную экскурсию «Недаром помнит вся Россия…», урок мужества «Подвигу доблести – памяти честь», день исторической книги «Произведения С. Адексеева об Отечественной войне 1812 года», заочное путешествие «Улицы Смоленска, носящие  имена героев Отечественной войны 1812 года».

 Ребята посетили смоленский исторический музей, смоленский государственный музей-заповедник, экспозицию войны 1812 года школьного музея. В школьном музее  вместе с волонтерами старших классов мы подготовили и провели «Смотр патриотической песни», на котором исполнили песню «Солдатушки – бравы ребятушки» и  конкурс чтецов патриотических стихотворений. А в литературной гостиной я познакомила учащихся с баснями И.А.Крылова «Ворона и курица» и «Волк на псарне»,  которые помогли расширить представления об образе русского полководца М.И.Кутузова.

     Вместе с детьми мы составили маленький словарик исторических понятий, относящихся к временам Отечественной войны 1812 года, в который вошли такое слова как «гренадер», «гусар», «рекрут»  и др.

    В творческой мастерской я организовала выставку моделей пушек, изготовленных из пластилина, эскизов моделей гусарского мундира,  закладок для книг по теме « Бородинскому сражению посвящается…».

     Одной из распространенных форм  военно-патриотической работы  в данном направлении является литературный  утренник. Он сочетает элементы художественной самодеятельности с конкурсами, викторинами, играми, что способствует высоко эмоциональному восприятию содержания прочитанных книг.  При подготовке к утреннику, посвященному Отечественной войне 1812 года я использовала видео, аудио-медиотеку, а также  компьютерную технику и возможности Интернета. Опыт мой показал, что детям понравился  такой утренник. Какой удивительный мир творчества, открытий дал он, зажигая детей, включая их в ту созидательную работу при подготовке, а главное, к участию в самом празднике. При этом мероприятие готовилось в союзе педагога, детей и родителей, где каждый творец, талант и единомышленник. Праздник прошёл через сердца детей.  К празднику  мы готовились заранее, в его сценарий включили литературные композиции, концертные номера, викторины, выставку творческих работ. Старалась, чтобы ребята сами готовили мероприятие. Это способствовало развитию организаторских способностей учащихся.

Таким образом, изучение Отечественной войны 1812 года на уроках эстетического цикла и  во внеучебной  деятельности младших школьников  имеет богатую палитру форм и приемов. Эта  героическая страница  истории России –  благодатный материал для воспитания  патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения! Каждое занятие или мероприятие, затрагивающие тему 1812 года истории России – это уроки патриотизма, уроки любви к своей Родине. Именно эти качества я стараюсь прививать своим ученикам.

Внеурочные  занятия позволяли уделить более пристальное внимание именно воспитательной стороне учебного процесса, т.к. изучение дополнительной литературы, экскурсии и заочные путешествия   помогали ярче осветить наиболее важные стороны общественной жизни.  При этом, используя дополнительные знания из разных источников, учащиеся могли  высказывать свои собственные точки зрения, аргументировать свою позицию.

На мой взгляд, воспитание патриотизма  и гражданственности на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно. Актуальность данной проблемы очевидна, т.к. страна переживает сложный период социальных перемен. Нам, взрослым, важно создать условия, при которых ценности патриотического воспитания станут убеждениями, а эффективность будет определяться готовностью взять на себя ответственность за будущее малой Родины, России.

Литература:

1. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. - М.: Просвещение, 1995.
2. Зимин В.И., Ашурова С.Д. Русские пословицы и поговорки. – М.: Школа-Пресс, 1994.
3. Побединская Л.А. Дни воинской славы России: Сценарии праздников в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. http://www.niro.nnov.ru/?id=855&&download=1
5. http://www.museum.ru/1812/library/poetry/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» для учащихся начальных классов...

Использование мультфильмов на уроках и внеучебной деятельности младших школьников.

В статье рассказывается о возможности  использования мультфильмов в учебном процессе и внеучебной деятельности в начальной школе....

Отечественная война 1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников

Статья  "Отечественная война  1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников" решает следующие задачи:·расширять исторических знаний учащихся о событ...

Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38.          4. Цель:...

Статья "Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

В статье рассматривается альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности детей начальной школы....