Конфликты учителей и родителей
методическая разработка (3 класс) на тему

Карпова Елена Васильевна

В процессе работы в школе  часто возникают конфликты между родителями и учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_mezhdu_uchitelem_i_roditelem.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные конфликты между родителями и учителем.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, можно  добиться положительных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Так что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

Результаты  решения конфликтных ситуаций можно обозначить как деструктивные и конструктивные. Итогом деструктивного конфликта является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, обиды, неподонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

 Общей целью родителя и учителя должно стать желание сплотить отношения родителей, детей и учителя. Но к общему сожалению конфликты случаются довольно часто.Поводов для недовольства и претензий у родителей к школе хватает и поэтому часто возникают конфликты между  учителями и  родителями, хотя казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах ребенка.

Конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Каковы же причины конфликта между учителем и родителями?

Это могут быть

•        разные представления сторон о средствах воспитания

•        недовольство родителя методами обучения педагога

•        личная неприязнь

•        мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Как же конструктивным способом найти выход из сложившейся ситуации? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента или же есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера родителей, потому что часто  о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут. Формально учителю и родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но в жизни эта схема часто рассыпается под грузом объективных и субъективных факторов.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента. Этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Например, возьмем ученика ,у которого нет  незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Можно предположить, что классный руководитель  школьника мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал ребенок. Это говорит о его  внутренней неудовлетворенности  своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие к окружающим ребенка  в школе людям. Это вызвало отдачу, которая  отразилась  на отношениях  ребят к данному ученику. Какой же выход из сложившейся ситуации? Хороший результат может дать диалог учителя с учеником и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь ребенку.  Важно, чтобы ребенок  сам захотел измениться. Хорошо бы  поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

В этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль. Школа была, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Педагог-профессионал протягивает руку для союза, потому, что он знает, что он может предложить семье в целях достойного воспитания школьника.

И в заключение хочу сказать о том, что, несмотря на все сложности, взаимоотношения с родителями были, есть и будут и хочу вам пожелать, коллеги, терпения, такта, настойчивости и мудрости в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...

Учитель и родитель

Родительское собрание на тему "Педагогический треугольник:острые углы и позиции сторон"...

Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...

Детские конфликты. Памятка для родителей

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собст­венную стратегию поведения в случае ссор между деть­ми. Кто-то вынужден жить в режиме «и вечный б...

Конфликт учитель - ученик

Данная статья содержит материал о причинах возникновения конфликта в школьной среде....

Статья "Конфликт: учитель - родитель"

Статья раскрывает пути решения конфликтов между учителем и родителем ученика....

Презентация "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"

Курс по психологии. Занятие "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"...