Главные вкладки

    Памятка для родителей. "Что должен знать и уметь будущий первоклассник"
    консультация (1 класс) на тему

    Наталья Александровна Виноградова

    Требования к будещему первокласснику. Что должен знать и уметь ребёнок в области математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

    Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях: (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)  Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир  животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

    А для расширения общего кругозора будущего первоклассника лучшим способом является чтение книг с обязательным обсуждением прочитанного.

    Речь. Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать.

    При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков (так называемой мелкой моторики).

    То есть малыш должен побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь вырезать, делать аппликации, надевать бусинки на нитку, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. – всё это развивает также внимание и усидчивость.

    Если же ребёнок просит научить его писать, пусть пишет печатными буквами. Только проследите, чтобы он правильно держал ручку.

    Умение считать:

    состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

    умение ориентироваться в числовом ряду («соседи» числа 5 – это 4 и 6);

    Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

    Математические представления:

    • Числовая последовательность в пределах 20.
    • Сложение и вычитание в пределах 10.
    • Понятие «больше – меньше».
    • Основные геометрические фигуры.
    • Ориентировка в пространстве.
    • Измерение предметов при помощи линейки.
    • Цвета и их оттенки.

    Главное на уроке в школе – умение слушать и понимать. Задумайтесь, умеет ли Ваш ребёнок слушать? Понимает ли он, когда ему что-то объясняют? Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

    Умеет ли отвечать на вопросы? Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Для этого больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

    Способен ли он подолгу (не менее 20 минут) выполнять работу, требующую сосредоточенного внимания: рисовать, лепить, собирать конструктор?

    Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

    Чтобы научить ребёнка справляться с трудностями школьной жизни, необходимо помочь ему стать ответственным, организованным и самостоятельным. Как этого добиться? Здесь главное правило такое: откажитесь от мелочной опеки, не делайте за ребёнка то, что он может и должен делать сам.

    Психологическая подготовка к школе

    Даже если ребёнок ходит в «Школу будущего первоклассника», родители не должны сидеть, сложа руки. Их главная задача – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Ведь малышу сначала будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила.

    Обсудите с ребёнком его новые обязанности в школе и дома, ведь он уже большой и самостоятельный. Познакомьте с правилами, с которыми он столкнётся в школе, объясните, зачем нужны эти правила.

    Задача родителей — сформировать у будущего ученика положительное отношение к школе и учёбе. Вспоминайте свои школьные годы, одноклассников, учителей. Рассказывайте о школьной жизни, не преукрашивая, и не пугая.

    Объясните малышу, что когда человек учится, у него не сразу может получаться. Ошибаться — это нормально, и его никто за это не будет ругать. Главное — стараться, и тогда, пусть не сразу, обязательно получится.

    Обещайте малышу, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь, если у него что-то не будет получаться.

    Если у будущего первоклассника есть логопедические проблемы, важно постараться справиться с ними к началу обучения.

    Если Вас сильно беспокоит, справится ли Ваш ребёнок со школьной нагрузкой, обратитесь за советом к школьному психологу.

    Обычно малыши испытывают энтузиазм по отношению к школе и очень ждут 1 сентября. Уделите достаточно внимания вопросу подготовки Вашего ребёнка к предстоящей учёбе, и тогда школа оправдает его ожидания.

    Итог:

    Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

    Материал для распечатывания.

    Памятка родителям.

    Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс

    Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:

    знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

    знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

    знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

    объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.

    назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)

    назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

    знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

    привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

    назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

    какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

    показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.

    дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.

    как называется город, в котором живем.

    какие профессии знает.

    какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.

    какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.

    ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

    иметь представления о природных и погодных явлениях;

    знать основные цвета;

    знать понятия «право-лево»;

    знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

    уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

    знать праздники;

    уметь рассказать, чем он любит заниматься;

    самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Интеллектуальное развитие

    В этой области ребенок должен уметь:

    решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

    находить лишний предмет в группе;

    добавлять в группу недостающие предметы;

    рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

    группировать предметы по признаку и называть его;

    восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

    Слух, зрение, внимание, память, речь

    Здесь дошкольнику нужно уметь:

    находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

    точно копировать простой узор;

    описывать по памяти картинку;

    запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

    писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

    прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

    пересказать услышанный рассказ;

    составлять рассказ по картинке!

    Основы математики

    Перед поступлением в первый класс необходимо:

    уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

    выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

    знать понятия «больше-меньше-поровну»;

    знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

    уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

    решать простые арифметические задачки;

    уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

    Чтение

    Важно, чтобы ребенок:

    отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

    чем отличаются гласные звуки от согласных.

    мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

    подбирал слова на заданную букву;

    делил слово на слоги;

    читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

    Навыки письма

    Для успешного начала учебы в школе требуется:

    правильно держать ручку и карандаш в руке;

    проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

    обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

    уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

    копировать с образца геометрические фигуры;

    уметь продолжить штриховку рисунка;

    уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.



    Предварительный просмотр:

    ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

    Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях: (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)  Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир  животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

    А для расширения общего кругозора будущего первоклассника лучшим способом является чтение книг с обязательным обсуждением прочитанного.

    Речь. Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать.

    При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков (так называемой мелкой моторики).

    То есть малыш должен побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь вырезать, делать аппликации, надевать бусинки на нитку, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. – всё это развивает также внимание и усидчивость.

    Если же ребёнок просит научить его писать, пусть пишет печатными буквами. Только проследите, чтобы он правильно держал ручку.

    Умение считать:

    состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);

    умение ориентироваться в числовом ряду («соседи» числа 5 – это 4 и 6);

    Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).

    Математические представления:

    • Числовая последовательность в пределах 20.
    • Сложение и вычитание в пределах 10.
    • Понятие «больше – меньше».
    • Основные геометрические фигуры.
    • Ориентировка в пространстве.
    • Измерение предметов при помощи линейки.
    • Цвета и их оттенки.

    Главное на уроке в школе – умение слушать и понимать. Задумайтесь, умеет ли Ваш ребёнок слушать? Понимает ли он, когда ему что-то объясняют? Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

    Умеет ли отвечать на вопросы? Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Для этого больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

    Способен ли он подолгу (не менее 20 минут) выполнять работу, требующую сосредоточенного внимания: рисовать, лепить, собирать конструктор?

    Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

    Чтобы научить ребёнка справляться с трудностями школьной жизни, необходимо помочь ему стать ответственным, организованным и самостоятельным. Как этого добиться? Здесь главное правило такое: откажитесь от мелочной опеки, не делайте за ребёнка то, что он может и должен делать сам.

    Психологическая подготовка к школе

    Даже если ребёнок ходит в «Школу будущего первоклассника», родители не должны сидеть, сложа руки. Их главная задача – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Ведь малышу сначала будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила.

    Обсудите с ребёнком его новые обязанности в школе и дома, ведь он уже большой и самостоятельный. Познакомьте с правилами, с которыми он столкнётся в школе, объясните, зачем нужны эти правила.

    Задача родителей — сформировать у будущего ученика положительное отношение к школе и учёбе. Вспоминайте свои школьные годы, одноклассников, учителей. Рассказывайте о школьной жизни, не преукрашивая, и не пугая.

    Объясните малышу, что когда человек учится, у него не сразу может получаться. Ошибаться — это нормально, и его никто за это не будет ругать. Главное — стараться, и тогда, пусть не сразу, обязательно получится.

    Обещайте малышу, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь, если у него что-то не будет получаться.

    Если у будущего первоклассника есть логопедические проблемы, важно постараться справиться с ними к началу обучения.

    Если Вас сильно беспокоит, справится ли Ваш ребёнок со школьной нагрузкой, обратитесь за советом к школьному психологу.

    Обычно малыши испытывают энтузиазм по отношению к школе и очень ждут 1 сентября. Уделите достаточно внимания вопросу подготовки Вашего ребёнка к предстоящей учёбе, и тогда школа оправдает его ожидания.

    Итог:

    Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

    Материал для распечатывания.

    Памятка родителям.

    Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс

    Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:

    знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

    знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

    знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

    объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.

    назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)

    назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

    знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

    привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

    назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

    какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

    показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.

    дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.

    как называется город, в котором живем.

    какие профессии знает.

    какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.

    какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.

    ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

    иметь представления о природных и погодных явлениях;

    знать основные цвета;

    знать понятия «право-лево»;

    знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

    уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

    знать праздники;

    уметь рассказать, чем он любит заниматься;

    самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Интеллектуальное развитие

    В этой области ребенок должен уметь:

    решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

    находить лишний предмет в группе;

    добавлять в группу недостающие предметы;

    рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

    группировать предметы по признаку и называть его;

    восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

    Слух, зрение, внимание, память, речь

    Здесь дошкольнику нужно уметь:

    находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

    точно копировать простой узор;

    описывать по памяти картинку;

    запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

    писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

    прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

    пересказать услышанный рассказ;

    составлять рассказ по картинке!

    Основы математики

    Перед поступлением в первый класс необходимо:

    уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

    выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

    знать понятия «больше-меньше-поровну»;

    знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

    уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

    решать простые арифметические задачки;

    уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

    Чтение

    Важно, чтобы ребенок:

    отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

    чем отличаются гласные звуки от согласных.

    мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

    подбирал слова на заданную букву;

    делил слово на слоги;

    читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

    Навыки письма

    Для успешного начала учебы в школе требуется:

    правильно держать ручку и карандаш в руке;

    проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

    обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

    уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

    копировать с образца геометрические фигуры;

    уметь продолжить штриховку рисунка;

    уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

    Проблема  подготовки волнует многих родителей будущих первоклассников. В этой статье даны краткие рекомендации для родителей по подготовке детей в 1 класс....

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник

    В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник

    В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

    Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не с...

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

    Подготовить ребенка к школе – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей, это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как перес...

    Памятка для родителей "Что должен знать и уметь будущий первоклассник"

    В данном материале представлены основные умения и навыки, которые необходимо развивать у ребенка до поступления в школы для успешного обучения....