Работа с детьми младшего школьного возроста
статья по теме

Степанова Ирина Александровна

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить «почву» для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

         Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nshou.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «Шаг в будущее»

        Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить «почву» для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

        Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

        Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе.

         Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой  и практикой установлено, что если к « творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.  Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

        С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы «Одаренные дети» на базе  школы было создано и функционирует научно-исследовательское общество «Эрудит», в котором занимаются дети с 3 по 11 класс. Дети разделены на группы: «звездочки» (учащиеся начальной школы), «юниоры» (5 –7 классов), «юные исследователи» (8 – 11классов), руководителем, которого я являюсь (приложение №5).

        Цель работы общества – воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.

                                      Основные задачи:

 – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при             выполнении наблюдений и опытов;

 – развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

 – развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

 – развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

 – сформировать чувство ответственности за порученное дело;

 – воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;  

 – привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

        Организация работы НШОУ «Эрудит» базируется на принципах интегральности, непрерывности и  межпредметного межпрофильного обучения. В рамках деятельности научного общества проходит ежегодная школьная конференция учащихся «Первые шаги». Участники защищают свои работы перед жюри – учителями предметниками нашей школы (приложение № 6).

           При  этом очень важно, чтобы у каждого научного руководителя секции была разработанная им долгосрочная программа исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

        В НШОУ я руковожу историко-краеведческой секцией. Для учащихся младшего школьного возраста мной составлена авторская программа «Кубань – моя малая Родина» (приложение № 7).

         Авторская программа историко-краеведческой секции составлена на основе региональной программы по кубановедению.  Главная цель программы: работать над углубленными знаниями по различным темам предмета; формировать и развивать творческую  личность учащегося.

.         Задачи программы: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе и историческому наследию родного края, формировать у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности.

        Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов.

        Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся старших классов самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Оформляются результаты исследований чаще всего в письменной форме, иногда – в электронном (компьютерном) виде. В результате умело организованной исследовательской деятельности выпускник школы, активно занимающейся ею, станет хорошим студентом и  будет обладать следующими качествами личности:

  • уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем;
  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов;
  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...

динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возроста.

Младший школьный возрост являеться наиболее благоприятным для развития двигательных спасобностей. Однтм из оснавных путей повышения двигательной подготовленности учащихся начальной школы - изучение ра...

Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся младшего школьного возроста.

Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся....