Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся младшего школьного возроста.
статья

Маслийчук Наталья Анатольевна

Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_razvitiya_sposobnostey.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок способен созидать и творить.

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить"

Модель образовательного процесса по развитию учебно-познавательных и творческих способностей учащихся

1. Актуальность темы.

Каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты радости.  Когда  мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем  озарение  творчеством. Как  же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои творческие  способности в той  или  иной  сфере,  как учебной, так и внеурочной  деятельности?

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

     Психологи давно пришли к единому мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.

   Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача развития творческой активности учащихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей развития учебно-позновательных и творческих способностей учащихся. В современной школе творческое развитие личности, развитие культуры мышления и интеллекта - побочный процесс, зависящий от активности самого учащегося, а не от действий педагога.

   На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития учебно-позновательных, мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

2. Условия  формирования  учебно-познавательных и творческих способностей учащихся.

       Способность мыслить и творить – очень ценный дар, который человек получает при рождении. Развивать и воспитывать способности очень сложно. Способности - это свойства личности, которые раскрывают глубину и прочность приобретённых знаний, умений и навыков и обеспечивают результат и успешность деятельности. .

      Большое значение в развитии  способностей у детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Прежде всего, дети должны чувствовать психологическую защищенность. Учителю, родителю необходимо помнить, что критическое высказывание в адрес детей и переживание ощущения, что их действия неприемлемы или глупы,- это сильнейшее средство для подавления их способностей. Взрослому необходимо с уважением относиться к мнению, которое высказывает ребёнок. Важно помнить, что учитель должен поощрять детей за то, что они берутся за решение сложных задач, предлагают новые нестандартные пути решения ситуаций или проблем.

     Личность учителя является одним из условий успешного развития  способностей.  Школа должна учить детей не только логическому, но и творческому мышлению. Учащиеся должны научиться находить творческий подход в поступках, уметь выделить необычное в явлениях, предметах окружающей действительности. При этом учитель должен учитывать интересы ученика, личные качества, склонности. Необходимо в ходе уроков и мероприятий создавать такие ситуации, когда решение, какой либо творческой задачи не даст никто, кроме самого ученика. Это должны быть такие задачи, в ходе решения которых можно пофантазировать. Такая среда будет стимулировать к творчеству. Выполнение этого условия способствует более успешному развитию способностей.

     Учитель должен не навязывать своего решения творческой задачи, а только подсказать, намекнуть на правильное решение и, конечно, поощрить за нестандартное решение. Учитель выполняет функцию контроля над происходящим, даёт возможность самостоятельно строить творческий процесс. Дети сами собирают информацию, изучают её со всех сторон и доводят начатую работу до завершения.

       Следует помнить о том, что педагог должен применять различные формы и методы организации творческой деятельности. Это могут быть комбинированный урок, проблемный урок, творческая самостоятельная работа, создание проектов, творческие отчеты по выполнению заданий. Предпочтительнее использовать коллективные и групповые формы работы. Совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек. Необходимо применять современные средства информационных технологий. Так, например, можно использовать компьютер при изучении материала, а потом при закреплении предложить учащимся поработать над заданиями творческого характера. Такие приёмы формируют учебно-познавательную, творческую деятельность. Кроме применения различных форм и методов организации творческой деятельности необходимо осуществлять межпредметные связи. В процессе решения творческих задач, как правило, приходится применять знания с разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний необходимо применять.

       Многим детям необходимо помочь формировать у себя устойчивые волевые качества, помогающие преодолеть неудачи и добиваться успеха в решении творческих задач. Среди таких качеств можно выделить самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство. Эти качества формируются и развиваются в процессе самостоятельной деятельности учащихся в работе над творческими заданиями. Различные препятствия требуют от ученика организации самоконтроля и самоорганизации.

        Развитие учебно-позновательных и творческих способностей учащихся является одной из важнейших задач школы. Обществу необходимы люди, умеющие неординарно, креативно мыслить. При обучении в школе более благоприятным периодом для развития  способностей считают начальное обучение. Очень важно насколько сам учитель и окружающие ребенка взрослые сами являются творчески мыслящими.

       Развитие способностей будет проходить успешно, если будут выполняться ряд условий:

  • создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений;
  • предоставление самостоятельности при решении творческих задач;
  • педагог должен применять различные формы и методы организации творческой деятельности;
  • детям необходимо помочь формировать у себя устойчивые волевые качества, помогающие преодолеть неудачи и добиваться успеха в решении творческих задач;
  • задания творческого характера должны даваться всему классу.

3. Педтехнологии

        Технология  – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я выбрала следующее: это такое построение деятельности учителя, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективную систему обучения;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и др.


        На мой взгляд, большей эффективности в развитии творческих способностей обучающихся можно добиться, используя информационно – коммуникационную технологию, технологию развития критического мышления, проектную деятельность, прием «кроссенс».

        Информационно – коммуникационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование. Для того, чтобы сделать свой рассказ на уроке более насыщенным, иллюстративным использую презентации. Они позволяют мне не только читать лекцию, но вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предложения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать информацию, многообразие сортов чая, кофе), обобщать, делать выводы, тем самым, развивая творческое мышление.

Эту технологию применяю не только я в процессе своей работы, но и обучающиеся, выполняя презентации, печатные сообщения в форме рефератов, докладов и т.п. 

    Технология развития критического мышления. Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

    В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова;
2. Осмысление;
3. Рефлексия.

     Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить обучающихся в совместную деятельность.  Технология развития критического мышления заинтересовала меня, потому что она является основой нравственного и эмоционального воспитания личности, а также способствует развитию творческих способностей обучающихся.  Здесь я применяю такие приемы педагогической технологии развития критического мышления как: синквейн, «ключевые слова», «ассоциация», кластер. Я считаю, что написание синквейна на уроке− это свободное творчество, способствующее развитию творческих способности учащихся, их мышление и воображение.

Примеры синквейнов:

Проект.

Выполнимый, творческий.

Конструируем, кроим, шьём.

Проект позволяет много достичь.

Деятельность.

Кулинария.

Разнообразная, национальная!

Готовить, украшать, сервировать.

Искусство приготовления пищи.

Блюда.

Приём «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:
-О чём может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите словосочетание: «—»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Прием «Кластер».

    Метод проектов .Работая над проектными работами обучающиеся составляют представление об изделии с момента его зарождения до реализации в действительности. При этом дети приобретают опыт решения нестандартных задач. Таким образом технологии проектирования создают условия для развития творческих задатков личности обучающегося. Так, например, при выборе темы проекта, акцент делаю на самостоятельности её придумывания. В своих рекомендациях по работе над проектом, предлагаю подходить к решению разделов творчески, разрабатывать только свои модели, изделия. Большое внимание уделяю оформлению дизайн-папки проекта, поощряя творческую фантазию.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

     Прием  “Кроссенс” – это некая загадка, ребус, головоломка, он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету.  Применение кроссенса разнообразно, так на уроке я его использую:

- при формулировке темы и цели урока;

- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

- при закреплении и обобщении изученного материала;

- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.

4. Направления работы.

        Для реализации задачи  по формированию познавательного интереса и творческого, я стараюсь работать по двум направлениям: учебное и внеурочное.
      В учебной деятельности формирую познавательный интерес через:
-подбор занимательного материала;
-правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности учащихся начальных классов;
-умения планировать и контролировать собственные действия;
-формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
-умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать  предпосылку для формирования учебной деятельности и развития  познавательного интереса.
      Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников,  занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и познавательных поездок различной направленности продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

       Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игры, направленные на развитие познавательной активности и формирование УУД учеников, используемые мной на уроках в начальной школе знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности, формируется самооценка

       Регулятивные - развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки, а также развитие устойчивости внимания, организация детей.

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие.  

     Познавательные- на развитие мышления, на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

      Коммуникативные -развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

     Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности– это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

      Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаю в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , использую сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.

       Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках стараюсь больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

-отстаивают своё мнение;

·принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

·задают вопросы друг другу и учителю;

·анализируют ответы друг друга;

·оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

·консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

·самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

·находят несколько вариантов решения проблемы;

·находят “ошибкоопасные места”.

Самостоятельная работа может быть:   индивидуальной,  в парах,  групповой.

        Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеурочной работы я воспитываю общий интерес к знаниям. Моя цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, тематические поездки. Важным моментом этого вида деятельности по развитию познавательных способностей учащихся является мотивация: зачем, с какой целью организуется мероприятие.

      Развитие познавательных и творческих способностей, помогает мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

     Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Таким образом, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.

Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию:

•  они умеют самостоятельно работать с источником знаний.

•  понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу

напарника, ведут контроль над своими действиями;

•  дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;

•  с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

•  а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Как развить у школьников творческие способности? Предлагаю задания и упражнения.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее...

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Как развивать у детей творческие способности? Как научить их и себя быть креативным? Все это вы найдете в данном материале.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала детей. В статье представлены результаты исследования образного мышления и творческих способностей младших школьников на конста...

Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста»....