Классный час на тему "Спешите делать добро"
классный час (1 класс) на тему

знакомство детей с  понятием "толерантность", воспитание у первоклассников  желания делать добрые дела, развитие эмоциональноценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_speshite_delat_dobro.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»

1 класс

         

Сведения об авторе: 

Сурьянинова Ольга Васильевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»,

классный руководитель 1-в класса

г. Муром

Цели:

- дать представление о понятии «толерантность»;

- воспитывать у детей желание делать добро.

Задачи: 

-формировать умения совместно работать в группе, вести рассуждения, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Оборудование: презентация, карточки 5 цветов по количеству учащихся класса, 5 конвертов с буквами (1-ый: Д, О, Б, Р, О, Т, А;  2-ой: Л, Ю, Б, О, В, Ь;  3-ий: П, Р, О, Щ, Е, Н, И, Е;  4-ый: У, В, А, Ж, Е, Н, И, Е; 5-ый:  Т, Е, Р, П, Е, Н, И, Е), 5 конвертов с частями пословиц (1 конверт: Доброе слово человеку, / что дождь в засуху; Час в добре пробудешь - / всё горе забудешь;

2 конверт:  Жизнь дана / на добрые дела; Доброе слово / и железные ворота открывает;  3 конверт: Мир не без добрых / людей, Про доброе дело / говори смело; 4 конверт: Доброе слово / доходит до сердца; Учись доброму, / дурное на ум не пойдёт; 5 конверт: Кто добро творит, / того бог благословит; Добрый человек / надёжнее каменного моста), ватман в количестве 5 штук, полоски бумаги на каждого учащегося.

Предварительная подготовка 2-ух учащихся (разучивание наизусть  стихотворения М.Садовского «Доброе сердце», «На огромной на планете»).

Форма проведения: беседа на основе активного взаимодействия всех участников процесса. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия.
       
Характерной чертой классного часа является то, что ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его, а так же  приучаются к работе в группе.

Ученики делятся на 5 групп (при входе в класс каждый ученик выбирает цветную карточку).

Ход мероприятия:

1.  Создание позитивной атмосферы. Игра «Друг к дружке»

- У вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- нос к носу!

- спина к спине!

- Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!

- бедро к бедру!

 - пятка к пятке!

(дети должны поменять 4-5 партнёров)

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.

- А начнём мы его с просмотра  мультфильма  «Финли».

3. Просмотр мультфильма «Нехватка бензина».  СЛАЙД 2.

- Чему нас учит мультфильм? Какой жизненный урок получил Финли и его друзья?

4. Работа в группах. Составление слов.

- Ребята, на столе у вас лежат конверты с буквами. Вам нужно собрать из этих букв слово.

(Слова: ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.)

- Какое слово получилось у первой команды?  (СЛАЙД 3: появление слов по щелчку)

- У второй?

- У третьей?

- У четвёртой?

- У пятой?

5. Актуализация.

- Как вы думаете, что такое доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»?

- С чем можно сравнить доброту?

- Когда у нас в классе всё по-доброму, какое у всех настроение?

- Как вы считаете, можно ли научиться доброте?

                                                    Ответы детей

- Давайте посмотрим ещё один  мультфильм «Лёлик и Барбарики».

6. Просмотр мультфильма «Лёлик и Барбарики».   СЛАЙД 4.

- Чем была огорчена Бьянка?

- Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к  толковому словарю.            

(СЛАЙД 5: ДОБРОТА: Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)  

- Люди издавна стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

7. Работа в группах. Совместная работа учащихся по составлению пословиц.

- Возьмите на столах конверты с цифрой 2. В них лежат разрезанные на две части пословицы. Вам нужно из частей собрать пословицу, наклеить её на полоску бумаги, обсудить в группе, в чём заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Пословицы

1 конверт: Доброе слово человеку, / что дождь в засуху.

                   Час в добре пробудешь - / всё горе забудешь.

2 конверт:  Жизнь дана / на добрые дела.

                   Доброе слово / и железные ворота открывает.

3 конверт: Мир не без добрых / людей.

                   Про доброе дело / говори смело.

4 конверт: Доброе слово / доходит до сердца.

                   Учись доброму, / дурное на ум не пойдёт.

5 конверт: Кто добро творит, / того бог благословит.

                  Добрый человек / надёжнее каменного моста.  

СЛАЙД 6:  появление пословиц по щелчку.

                      (Рассуждения детей, как они понимают смысл пословиц)

 -  Непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.

 -   Вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю сказочного героя, если это добрый герой, то вы хлопаете в ладоши, если злой – топните ногой.

8. Игра «Сказочный герой: добрый и злой».   СЛАЙД 7

- Иван-царевич, Карабас – Барабас, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, доктор Айболит, Дюймовочка, Крокодил Гена, старушка Шапокляк, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, папа Карло, Снежная королева.  

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

(Ответы детей)

- Люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Вспомните случаи, когда ваши сверстники, окружающие бывают по отношению друг к другу недружелюбными и равнодушными.

9. Рассказы детей из наблюдений за сверстниками, окружающими людьми.

- А теперь расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли.  

- Ребята, когда вы сейчас говорили о  доброте, вы были такими красивыми…! Доброта, как и любовь, словно солнышко, согревает весь мир. Всё живое и неживое, что нас окружает, нуждается в нашей любви и заботе. Те, кого любят, всегда полны жизни и радости, с каждым днём становятся красивей, сильней, добрей. 

- Кому и чему можно подарить свою любовь?

- Кого и за что можно любить?

10. Рассказ учителя «Притча о шоколадке». СЛАЙДЫ 8 - 10

- А сейчас, ребята, послушайте историю, которую однажды рассказал мне один знакомый юноша.

Когда старший брат уходил на занятия, маленький пятилетний попросил его:

- Купи мне шоколадку, а?

Старший брат обещал. И вечером, когда он вернулся, маленький бросился к дверям:

- Принёс шоколадку?

Старший огорчился:

- Забыл! Я плохой, я очень плохой, я забыл, я не принёс!

- Нет, ты принёс! – маленький бросился к сумке брата и раскрыл «молнию»…

- Как вы думаете, что было дальше?

- Да нет же, я забыл, я плохой, - повторил старший.

А маленький пошарил в сумке с книгами и протянул пустую ладошку:

- Видишь? Ты принёс, ты хороший!

И побежал к своим игрушкам.

Старший сказал, что он тогда впервые в жизни понял, что такое любовь.

11. Совместная творческая работа учащихся.

- Напишите на полосках бумаги на ваших столах, кого, по-вашему мнению, можно любить.

                 

(Мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка, брат, родные, школа,  природа,  Родина,  жизнь, книга)    

- Приклеим на ватман наши полоски как лучики к солнышку.

 

                             (В центре солнышко со словом ЛЮБОВЬ.)

- Что необходимо для того, чтобы кругом были любовь, красота, мир,  порядок и спокойствие?  (уважение к окружающим, любовь, доброта, терпение, прощение)

 

   12. Знакомство с понятием «Толерантность».

- Ребята, все эти слова можно объединить одним словом «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Цветок толерантности         СЛАЙД 11

- Что же такое толерантность?

(Толерантность – это милосердие, доброта души, сострадание, уважение, дружба,терпение принятие другого таким, какой он есть)

13. Чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся

На огромной на планете очень разные есть дети:               СЛАЙД 12

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.

                                                                                            СЛАЙД 13

- 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.    

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Толерантный человек -  это терпимый и терпеливый;

Считающийся с чужим мнением и интересами;

Умеющий решать конфликты путём убеждения;

Приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

Уважающий окружающих и уважаемый ими;

Уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

Патриот своей школы, города, России.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?                          

14. Чтение стихотворения М.Садовского «Доброе сердце».

Чтение стихотворение заранее подготовленным учащимся

Я как-то в дом принёс щенка,

 Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

 - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

 Он поживёт немножко,

 В глазах его такая грусть!

 Найдётся супа ложка…

 Я во дворе нашёл потом

 Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

 Он поживёт немножко,

 В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут –

в квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдётся место!

– Какие добрые поступки совершил мальчик из этого стихотворения?

- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая  их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

15. Вручение благодарственных писем  участникам акций «Пушок» и «Тепло родного дома».                                                СЛАЙД 14.

- 28 октября ученики нашего класса приняли активное участие в акциях «Пушок» и «Тепло родного дома».

Благодарности вручаются Белову Андрею, Сурковой Анастасии, Миронину Егору, Нагорновой Анне, Сорокиным Максиму и Егору, Семикову Семёну, Смирнову Алексею, Беловой Варваре, Гудкову Кириллу, Дементьевым Любе и Вере, Дубову Андрею, Рябокожушной Татьяне, Князеву Владимиру, Лобаненковой Алине.

16. Вывод.

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, живому существу, будь то кошка или щенок, - это и будет проявление доброты.

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Высказывания учащихся

- Ребята,  наполняйте свою жизнь добрыми словами и добрыми делами.

                                                И если кому–то поможет           СЛАЙД 15.

   Твоя доброта, улыбка твоя,

            То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

-  Я  благодарю вас за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И 

закончим наш классный час песней «Доброта» в исполнении группы «Барбарики».       СЛАЙД 16.

Прогнозируемые  результаты классного часа: 

учащиеся понимают важность и необходимость правил общения и поведения в обществе; ориентируются на выполнение моральных норм (как в учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях), адекватно оценивают свои поступки;  допускают существование различных точек зрения,  умеют обмениваться мнениями в группе, вступать в речевое общение, учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строят монологическое высказывание; владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя), умеют формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами; проявляют желание оказать помощь нуждающимся.

Используемая литература:

1. К. Фопель // Как научить детей сотрудничать? // Психологические игры и упражнения. Москва. Генезис 2001. стр.68

2. Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10 С.3-11.

3. Коровина И. Давайте будем дружить // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2004. №12. С.13-16

4. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. ЭКСМО.2002 С. 47-49

5. Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» //

ПедСовет. 2005. №3. С.10-13

6. Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2005. №11. С.45-47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...