Главные вкладки

    Подборка к 9 мая
    методическая разработка (4 класс) на тему

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

    Подборка к 9 мая

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_maya.docx46.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Парад памяти. Театрализованное представление на 9 мая для учеников 3-5 классов

    Действующие лица:

    Ведущий

    1-й ученик

    2-й ученик

    3-й ученик

    4-й ученик

    5-й ученик

    1-я девочка

    2-я девочка

    Сашко

    .

    Ведущий.

    Победа!

    Славный сорок пятый!

    Друзья, оглянемся назад!

    Из сорок первого ребята

    Сегодня с нами говорят.

    Мы слышим их.

    Они нам близки

    Своим наследием прямым.

    Они для нас — не обелиски,

    Они — сегодняшние мы.

    На сцене противотанковые ежи, крест-накрест заклеенные окна либо иные атрибуты военного времени. Звучит фонограмма: далёкие разрывы, гул самолётов, мелодия

    песни А. Александрова «Священная война». Группа ребят (7 человек) сбились в кучку, прислушиваются, «следят» за небом.

    1-й ученик.

    Что теперь будем делать? Как жить?

    2-й ученик.

    Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.

    3-й ученик.

    Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь — и полка нет!

    4-й ученик.

    Так уж сразу и полка?

    3-й ученик.

    Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

    5-й ученик.

    А я буду сержантом, как мой отец.

    1-я девочка.

    А на каком он фронте?

    5-й ученик.

    Погиб под Смоленском. (Пауза).

    Ведущий.

    В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

    Начинается инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Концерт». Звучит песня о войне. Вперёд выходит группа «артистов». Они осторожно проходят по сцене, оглядываются, как в незнакомом месте.

    1-й ученик.

    Сорок трудный год. Омский госпиталь.

    2-й ученик.

    Коридоры сухие и маркие.

    1-я девочка.

    Шепчет старая нянечка:

    «Господи!.. До чего же артисты маленькие...»

    3-й ученик.

    Мы шагаем палатами длинными.

    Мы почти растворяемся в них

    С балалайками, с мандолинами

    И с большими пачками книг...

    2-я девочка.

    «Что в программе?»

    1-й ученик.

    В программе — чтение,

    Пара песен военных, правильных...

    2-й ученик.

    Мы в палату тяжелораненых

    Входим с трепетом и почтением...

    3-й ученик.

    Мы вошли. Мы стоим в молчании...

    1-й ученик.

    Вдруг срывающимся фальцетом

    Абрикосов Гришка отчаянно:

    2-й ученик.

    Объявляю начало концерта!

    Ребята поют песню «Катюша». Потом читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Почта военная».

    3-й ученик.

    Сын письмо писал отцу

    И поставил точку.

    Дочка тоже к письмецу

    Приписала строчку.

    Много дней письму идти,

    Чтоб дойти до цели.

    Будут горы на пути,

    Гулкие туннели.

    Будет ветер гнать песок

    За стеклом вагона.

    А потом мелькнёт лесок,

    Садик станционный.

    А потом пойдут поля

    И леса густые,

    Пашен чёрная земля — Средняя Россия.

    Через всю пройдут страну

    Два листка в конверте

    И приедут на войну,

    В край огня и смерти.

    Привезёт на фронт вагон

    Этот груз почтовый.

    Там получит почтальон

    Свой мешок холщовый.

    Долог путь от городка

    У границ Китая

    До пехотного полка

    На переднем крае...

    1-й ученик.

    А затем, не вполне совершенно,

    Но вовсю запевале внимая,

    О народной поём,

    О священной

    Так, как мы её понимаем.

    Хором поют припев песни «Священная война».

    2-й ученик.

    Мы поём...

    Только голос лётчика раздаётся.

    А в нём — укор:

    Раненый.

    Погодите,

    Постойте, хлопчики...

    Погодите... Умер майор...

    3-й ученик.

    Балалайка всплеснула горестно,

    Торопливо, будто в бреду...

    1-й ученик.

    Вот и всё о концерте в госпитале

    В том году.

    «Артисты» тихо уходят.

    5-й ученик.

    Тогда нам было десять лет.

    Мы помним ночь войны.

    Ни огонька в окошках нет,

    Они затемнены.

    2-й ученик.

    Кто прожил только десять лет,

    Запомнит навсегда,

    Как, потушив дрожащий свет,

    Ходили поезда.

    4-й ученик.

    Во тьме на фронт везли войска,

    Детей — в далёкий тыл.

    И поезд ночью без гудка

    От станций отходил.

    1-я девочка.

    Тот не забудет никогда,

    Хоть был он очень мал,

    Как дорога была вода

    И не всегда была еда,

    И как отец его тогда

    За счастье воевал!

    Часть ребят уходят. Остаются три мальчика и две девочки. Следует инсценировка стихотворения А. Барто «Сашко». Исходя из текста исполнители действуют.

    1-я девочка.

    Уходит отец в партизаны...

    Прощаться с отцом нелегко.

    И вслед, обливаясь слезами,

    Бежит босоногий Сашко.

    2-я девочка.

    Нет детскому горю предела...

    Отец наклонился в седле:

    1-й ученик.

    «За стремя хвататься не дело

    Ты лучше разведай в селе.

    И вот тебе в руки граната,

    Теперь ты готов ко всему.

    И вот тебе в руки граната,

    И дай я тебя обниму».

    1-я девочка.

    Скрылись вдали партизаны.

    Теперь и отец далеко.

    Спокойный, с сухими глазами

    Стоит на дороге Сашко.

    2-й ученик.

    Сашко примечает: у хаты,

    Где дворик, поросший травой,

    Фашистские ходят солдаты,

    Фашистский стоит часовой.

    Тут офицеры из штаба...

    В минуту Сашко на крыльце!

    В сердце недетская храбрость,

    Решимость на детском лице.

    Сашко.

    «Я видел — в лесу партизаны,

    Я шёл по опушке вчера.

    Я видел своими глазами:

    Кто-то сидел у костра!».

    2-я девочка.

    За пазухой холод гранаты.

    Гладкий холодный металл.

    Мальчик стоит среди хаты,

    Он всё хорошо рассчитал,

    Медленно, длинно, подробно

    Он продолжает рассказ...

    1-й ученик.

    «Довольно! — кричат ему злобно, —

    Где партизаны сейчас?».

    Ненависть больше не пряча,

    Сашко выпрямляется весь,

    И слышится голос ребячий:

    Сашко.

    «Тут партизаны! Здесь!»

    После слов:  «Тут партизаны! Здесь!» школьники закрывают собой от зрителей Сашко. К ним с двух сторон быстро присоединяются остальные ребята. Получается «живая» стенка. Исполнитель Сашко незаметно уходит из сцены.

    1-й ученик.

    Быстро метнулась граната

    В тех шестерых у стола:

    Быстро метнулась граната —

    К ним смерть, как расплата, пришла.

    Звучит музыкальный аккорд.

    1-я девочка.

    Сашко! Мальчуган босоногий!

    Не жить тебе в тихом селе,

    Не бегать по тёплой дороге,

    Спокойный лежишь ты и строгий,

    Величье на детском челе.

    2-й ученик.

    Грозной и яростной мести

    Детские жаждут сердца...

    Сашко! Мальчуган босоногий!

    Мы отомстим до конца...

    2-я девочка.

    За город, истерзанный боем,

    За мирную хату твою,

    1-й ученик.

    За юное сердце героя...

    Все.

    Погибшее в смертном бою.

    Ведущий.

    Тяжёлые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

    4-й ученик.

    Ветры в походные трубы трубили.

    Дождь отбивал барабанную дробь...

    Ребята-герои в разведку ходили

    Сквозь чащу лесов и болотную топь.

    5-й ученик.

    А нынче в разведку идут следопыты,

    Туда, где когда-то ровесники шли...

    Не будут,

    Не будут,

    Не будут забыты

    Ребята — герои родимой земли!

    3-й ученик.

    И кажется, снова в борьбе и в походе

    Сегодня в рядах твоих верных друзей...

    Ребята (по очереди).

    — Голиков Леня,

    — Дубинин Володя,

    — Валя Котик,

    — Матвеева,

    — Зверев,

    — Казей!

    1-й ученик.

    Мы не слышали взрывов бомб.

    2-й ученик.

    Не стояли холодными ночами за хлебом.

    3-й ученик.

    Мы не знали, что такое похоронки, но из рассказов взрослых знаем, что почти в каждой семье кто-то погиб или пропал без вести, или умер от ран.

    1-я девочка.

    Звонок шёлк,

    Слова его крылаты...

    Всплеск и всплеск...

    Никто не позабыт!

    2-я девочка.

    Слышите?

    Великий сорок пятый

    С прошлым

    И с грядущим

    Говорит.

    Звучит песня В. Харитонова и Д. Тухманова «День Победы».

    Ведущий.

    В девятый день ликующего мая,

    Когда легла на землю тишина,

    Промчалась весть от края и до края:

    Мир победил! Окончена война!

    Уже нигде не затемняли света

    В продымленной Европе города.

    Ценою крови куплена Победа,

    Пусть мир запомнит это навсегда!

    Песня постепенно смолкает.

    Ведущий.

    Ради счастья и жизни на свете,

    Ради воинов, павших тогда,

    Да не будет войны на планете

    Ребята (хором).

    Никогда!

    Никогда!

    Никогда!

    Ведущий.

    Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

    Ребята (хором).

    Пусть!

    Ведущий.

    Пусть мирные звёзды сияют над ней!

    Ребята (хором).

    Пусть!

    Ведущий.

    Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

    Ребята (хором).

    Пусть! Пусть! Пусть!

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Пусть всегда будет мама!

    Пусть всегда будет мир!

    Все ученики поют песню Л. Ошанина и А. Островского «Пусть всегда будет солнце» и группами выходят из зала.

    День победы - сценарий музыкально-литературной композиции

    Звучит музыка песни Д. Тухманова «День Победы». Дети входят в зал и садятся.

    1-й ведущий.

    Приближается праздник — День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

    2-й ведущий.

    А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

    Чтец-1.

    Мы здесь с тобой не потому, что дата,

    Как злой осколок, память жжет в груди,

    К могиле неизвестного солдата

    Ты в праздники и в будни приходи.

    Чтец-2.

    Он защитил тебя на поле боя

    Упал, ни шагу не ступив назад,

    И имя есть у этого героя:

    Российской армии простой солдат.

    3-й ведущий.

    У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт». Почтим память погибших минутой молчания.

    МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

    Исполняют песню «Вечный огонь», муз. Г. Комракова, стихи В. Рябцева, 1-й куплет.

    1-й ведущий.

    Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война — это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

    2-й ведущий.

    И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

    3-й ведущий.

    А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

    Исполняется песня «Березовые сны», муз. Гевиксмана, стихи Г. Фере.

    Чтец-1.

    Ах, война, что ты сделала, подлая,

    Стали тихими наши дворы,

    Наши мальчики головы подняли,

    повзрослели они до поры.

    На пороге едва замаячили

    и ушли за солдатом солдат...

    До свидания, мальчики, мальчики!

    Постарайтесь вернуться назад!

    1-й ведущий.

    Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

    2-й ведущий.

    Такие, как удалой солдат Василий Теркин — герой поэмы А. Твардовского.

    3-й ведущий.

    Этому литературному герою поставлен памятник на Смоленщине, на родине его автора.

    Теркин.

    Нет, ребята, я не гордый.

    Не загадывая вдаль,

    Так скажу: зачем мне орден?

    Я согласен на медаль.

    На медаль. И то не к спеху.

    Вот закончили б войну,

    Вот бы в отпуск я приехал

    На родную сторону.

    Буду ль жив еще? —

    Едва ли. Тут воюй, а не гадай.

    Но скажу насчет медали:

    - Мне ее тогда подай.

    Обеспечь, раз я достоин.

    И понять вы все должны:

    Дело самое простое —

    Человек пришел с войны.

    Чтец-2.

    Только взял боец трехрядку —

    Сразу видно: гармонист.

    Для начала, для порядку

    кинул пальцы сверху вниз,

    Позабытый, деревенский

    Вдруг завел, глаза закрыв,

    Стороны родной смоленский

    Грустный девичий мотив.

    Теркин садится, «играет на гармони», девочки вокруг него встают и исполняют песню «Огонек».

    Теркин.

    Вот пришел я с полустанка

    В свой родимый сельсовет.

    Я пришел, а тут гулянка.

    Нет гулянки? Ладно, нет,

    Я в другой колхоз и в третий,

    Вся округа на виду,

    Где-нибудь на этом свете

    На гулянку попаду.

    Теркин исполняет танец на мелодию русской народной песни.

    Теркин.

    Мне не надо, братцы, ордена,

    Мне и слава не нужна,

    А нужна мне больно Родина,

    Мне родная сторона.

    Все дети и Теркин поют 1-й куплет песни «С чего начинается Родина».

    Теркин.

    Страшный бой идет, кровавый,

    Смертный бой не ради славы —

    Ради жизни на земле.

    (Уходит).

    Нас песня вела к победе. Сценарий праздника 9 мая для 4-9 классов

    1-й ученик.

    Более шестидесяти лет отделяют нас от тех суровых и грозных лет. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Но не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, ветераны войны.

    2-й ученик.

    Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.

    3-й ученик.

    «Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

    4-й ученик.

    Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенную роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

    5-й ученик.

    И слова тех честных песен звали

    За Отчизну биться до конца,

    И от песен слёзы застывали

    Каплями смертельного свинца.

    На экране — документальные фотографии первых дней войны. Звучит запись песни «Священная война» в исполнении Краснознамённого ансамбля Советской Армии имени А. Александрова.

    6-й ученик.

    Для одних война стала далёким воспоминанием, для других — историей. Но и сегодня ни один не остаётся равнодушным, когда слышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны», написанную впервые её дни поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. «Священная война» — это «песня-воин, песня-полководец, песня-пророк». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песню впервые исполнили на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

    7-й ученик.

    Ветеран Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю. А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост — своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио... Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам — исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слёзы в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну».

    8-й ученик.

    С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя кремлёвских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озарённые пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших свою Родину.

    Звучит запись песни «Священная война». Затем предоставляется слово ветерану. Звучит вступление «Песни о Днепре» М. Фрадкина. На экране — вид города-героя Киева, фотопортреты авторов песни.

    9-й ученик.

    В начале войны поэт Евгений Долматовский работал корреспондентом «Комсомольской правды» на Украине. Вместе с одной из воинских частей он оказался в окружении на правом берегу Днепра. Шёл октябрь 1941 года. «Когда я шёл по селам оккупированной Украины, выбираясь из окружения, — вспоминал поэт, — когда переправлялся через Днепр, всё складывалась, складывалась песня...»

    Звучит вся песня.

    10-й ученик.

    Это была «Песня о Днепре» композитора Марка Фрадкина, одна из первых песен о войне, появившихся в самом её начале. В стихах Долматовского отразились боль и страдания украинского народа, вера в то, что Днепр будет ещё нашим, мы победим. Как весенний Днепр, всех врагов сметёт наша армия, наш народ.

    11-й ученик.

    Подобно другим произведениям, «Песня о Днепре» стала символом несгибаемого духа нашего народа, своеобразным памятником тем героическим дням. Мелодию песни разносят куранты в Херсоне, слова её выведены на обелиске в Новой Каховке, строки из песни высечены на мемориальной стене, воздвигнутой на берегу Днепра. Мелодия песни звучит в Киеве на могиле Неизвестного солдата, у обелисков и памятников героям Великой Отечественной войны.

    По ходу рассказа через эпидиаскоп демонстрируются открытки с видами перечисленных памятников или диапозитивы. Если на утреннике присутствует ветеран войны, боец Украинского фронта, ему предоставляют слово для небольшого рассказа-воспоминания.

    12-й ученик.

    В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих десен заключалась в том, что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершённые в тылу врага.

    13-й ученик.

    Это вы, народные мстители,

    Лихой комсомольский отряд.

    Над вами чуткими листьями

    В ночи деревья шумят.

    Вы только что вышли из боя —

    Уже отдохнуть пора,

    Но кажется вам пальбою

    Потрескивание костра.

    А кто-то, кажется, ранен —

    Белеют ленты бинтов,

    Но завтра утренней ранью

    Он вновь сражаться готов.

    14-й ученик.

    Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать... песню. Этот «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Авторы написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес», премьера которой состоялась в партизанском крае, окружённом со всех сторон врагами.

    Звучит фрагмент песни. Через эпидиаскоп показывают  открытку с видом монумента в Брянске, брянские леса.

    15-й ученик.

    На площади Партизан в Брянске высится величественный монумент в память тех, кто  отстоял свободу и независимость нашей Родины в годы войны. На постаменте выгравированы слова:

    Шумел сурово брянский лес.

    Спускались синие туманы.

    И сосны слышали окрест,

    Как шли с победой партизаны.

    Каждый час на площади звучат куранты,  выбивающие первые такты мелодии, которая  была грозным оружием в борьбе с врагами.  Так спустя десятилетия после освобождения Брянска песня зазвучала вновь — в музыке и граните. Ее мелодия стала позывными  Брянского областного радио.

    Звучит вся песня «Шумел сурово брянский лес». Затем  выступает ветеран войны, партизан.

    16-й ученик.

    Песни военных лет... Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной: героические и  патриотические, лирические и трагические, весёлые и грустные, общественные и личные. Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова «Заветный камень», которую сами авторы назвали «Черноморской легендой».

    17-й ученик.

    Писатель Леонид Соловьёв на страницах  газеты «Красный флот» рассказал легенду о  севастопольском камне.  После кровопролитных боёв наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из  вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям», отбил гранитный осколок от парапета. Кусок  серого гранита подобрал неизвестный моряк, который, уходя из Севастополя, поклялся вернуться сюда и положить камень на место.

    18-й ученик.

    Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Потом завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулемётчиков, лётчиков. Каждый стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю. Такова легенда, рожденная героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.

    Звучит песня «Заветный камень». На экране — открытки с видами Севастополя. Звучит вступление к песне «Прощайте, скалистые горы».

    19-й ученик.

    Среди лучших песен о море и моряках есть замечательная мужественная песня «Прощайте, скалистые горы». Боец морской пехоты, а позднее сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря», которое начиналось строками:

    Прощайте, скалистые горы,

    На подвиг Отчизна зовёт!

    Мы вышли в открытое море,

    В суровый и дальний поход.

    20-й ученик.

    Стихотворение было посвящено морякам героического гарнизона полуострова Рыбачий. В 1943 году композитор Евгений Жарковский, морской офицер, который почти всю войну воевал на Северном флоте, положил эти стихи на музыку. Написанная в форме солдатского вальса, песня стала одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья.

    Звучит песня «Прощайте, скалистые горы».

    21-й ученик.

    Война... Жестокая война

    Не первый месяц длится.

    Жизнь, как струна, напряжена,

    В опасности столица.

    Всё громче злобный вой ветров,

    На взрывы дни похожи,

    А сводки Совинформбюро

    Тревожней всё и строже.

    Звучит вступление к песне «Дорогая моя столица».

    22-й ученик.

    Песня о Москве «Дорогая моя столица» появилась почти случайно. Автор её не москвич, он родился у Чёрного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда и ушёл на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир», Лисянский успел передать секретарю редакции, своё стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор Исаак Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

    23-й ученик.

    Песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боёв за столицу Её знали и любили на всех фронтах и в далёком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей. Минули годы, выросло поколение, не знающее, что такое война, но и для них песня о Москве остаётся памятником мужеству, верности и долгу столице.

    24-й ученик.

    Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле. На 23-м километре Ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «ежа» из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе памятника символа высечены знакомые всем слова:

    И врагу никогда не добиться,

    Чтоб склонилась твоя голова...

    Звучит песня «Дорогая моя столица».

    25-й ученик.

    Через 25 лет после Победы автор песни поэт Марк Лисянский посвятил стихи этому памятнику под Москвой:

    На двадцать третьем километре

    По Ленинградскому шоссе,

    Где только вехи, только ветры

    И нависающие ветви

    То в снежной пене, то в росе, —

    Стоят открыто перед всеми

    У беспощадной той межи

    Противотанковой системы

    Окаменевшие ежи.

    26-й ученик.

    Битва под Москвой — первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора Константина Листова на слова поэта Алексея Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь...».

    Звучит вступление к песне.

    27-й ученик.

    Когда на смерть идут — поют,

    А перед этим можно плакать.

    Ведь самый страшный час в бою —

    Час ожидания атаки.

    Снег минами изрыт вокруг

    И почернел от пыли минной.

    И умирает друг.

    И значит, смерть проходит мимо.

    Сейчас настанет мой черёд.

    За мной одним идёт охота.

    Будь проклят сорок первый год —

    Ты, вмерзшая в снега пехота.

    28-й ученик.

    Алексей Сурков говорил о своей песне: «Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет не только лозунга и пафосного призыва, но и теплого лирического слова, чтобы разрядиться от перегрузки тем страшным, что обрушила на него жестокая война. А родилась эта песня случайно... Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что - нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...»

    Звучат первый и второй куплеты песни.

    29-й ученик.

    Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Шестнадцать стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя всё, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — были не только поэтическим образом, но и реальностью.

    Звучат третий и четвёртый куплеты песни. Об исторических днях обороны столицы рассказывает ветеран войны, защитник Москвы.

    30-й ученик.

    На фронте среди солдат очень популярны были весёлые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром Александр Твардовский устами своего бессмертного героя Василия Тёркина сказал:

    Жить без пищи можно сутки,

    Можно больше, но порой

    На войне одной минутки

    Не прожить без прибаутки,

    Шутки самой немудрой.

    Фронтовые концерты непременно включали весёлые стихи, комедийные сценки, частушки и, конечно, песни. И, пожалуй, самой распространённой из них была песня Василия Соловьёва-Седого на слова Александра Фатьянова «На солнечной поляночке».

    Звучит песня «На солнечной поляночке».

    31-й ученик.

    1945 год. Уже виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей всё чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен — «Дороги».

    Звучит песня «Дороги».

    32-й ученик.

    Автор песни — композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин — создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который трудными солдатскими дорогами шёл к Победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и несокрушимая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь на этих страшных дорогах войны:

    Снег ли, ветер —

    Вспомним, друзья.

    Нам дороги эти

    Позабыть нельзя.

    33-й ученик.

    Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, назвавший песню «Дороги» в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война» и «Соловьи»: «Это — бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».

    34-й ученик.

    Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

    35-й ученик.

    Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен — «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

    Звучит фрагмент песни «День Победы».

    36-й ученик.

    Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника — Дня Победы — песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

    Все участники праздника поют песню Д. Тухманова «День Победы».

    За край родной - сценарий вечера фронтовой песни

    Оформление:

    Выставка книг о Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов.

    Оформленные студентами плакаты с текстами песен военных лет.

    Фотографии военных лет из семейных альбомов студентов и преподавателей колледжа.

    1-й ведущий.

    Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

    2-й ведущий.

    От песни сердцу было тесно:

    Она вела на смертный бой,

    Чтобы громить врага под эту песню,

    Защищая Родину собой.

    1-й ведущий.

    Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

    2-й ведущий.

    Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

    Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

    1-й ведущий.

    С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

    2-й ведущий.

    В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

    Звучит финал песни «Священная война».

    1-й ведущий.

    Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

    2-й ведущий.

    Знали люди, что война — это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

    1-й Чтец.

    Этот маленький белый листок

    Посылаю в землянку к тебе,

    Чтобы строчками этими мог

    Часто думать в бою обо мне,

    Не давая пощады врагу,

    Чтоб, в землянке порой находясь,

    Знал: любовь я твою берегу,

    Вспоминаю тебя каждый час.

    Знаю я: презираешь ты смерть

    Ради нашей с тобою любви,

    И мне хочется чуть посмотреть

    На черты дорогие твои.

    Но ведь, милый, грохочет война,

    Рыщет враг по просторам родным,

    И любовь наша, наша судьба

    Проверяется в дыме войны...

    Не тоскуй же, герой дорогой!

    Этим самым хочу я сказать:

    Далеко ты, но в сердце с тобой,

    Вижу я дорогие глаза...

    Ветер песню мою унесет,

    Чтоб тебе помогала в бою.

    Помни: девушка верит и ждет

    И любовь, и победу твою!

    1-й ведущий.

    Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

    Исполняется песня «Катюша».

    2-й ведущий.

    Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

    1-й ведущий.

    С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках — и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

    2-й Чтец.

    Встал солдат, но не шагнуть солдату:

    Мать-старушка в деревенской хате

    Долго будет горько слезы лить,

    В тяжком горе рвать виски седые,

    Ждать и за околицу ходить...

    Мертвые остались молодыми,

    Сколько б мы ни продолжали жить.

    2-й ведущий.

    Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.

    1-й ведущий.

    Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет — грозное оружие, которого панически боялись враги! И об этом сложена песня. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню...

    2-й ведущий.

    Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Текст песни «В лесу прифронтовом» тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

    1-й ведущий.

    А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время — какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

    В заключение вечера включается запись одной из фронтовых песен по выбору организаторов.