Конкурс в начальных классах "Мы о войне стихами говорим"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Попова Татьяна Николаевна

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Для нас война - это история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне  мы посвящаем наш конкурс чтецов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

              Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим».

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Для нас война - это история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне  мы посвящаем наш сегодняшний конкурс чтецов. 

Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война

Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. Поэты уже с первых дней войны нашли своё место в строю сражающегося народа.  Лето и осень 41года… Стихи, написанные в этот период, несут на себе неизгладимую печать этого времени. В них звучит печальное чувство утраты земель, утраты городов, потери друзей. Эта общая  боль прозвучала в стихотворении Татьяны Лавровой

 «22 июня»

Вашему вниманию инсценирование стихотворения Сергея  Михалкова «Мы тоже воины»

Связист (ребенок сидит на стульчике, изображая связиста, на голове — наушники, в руках — микрофон).

Алло, Юпитер? Я — Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стульчике, он стонет)
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль на небо).
На горизонте самолет.
По курсу — полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить — истребитель наш.
Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете.

1-й летчик.
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.

2-й летчик.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас

Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) . 
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.
Все вместе.
Врага повсюду мы найдем.

Нет в России семьи, которую война обошла стороной. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Женщина и война.   Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Стихотворение Андрея Дементьева «Баллада о матери»  

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик:
- Алексей, Алешенька, сынок! -
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки,
- Алексей! - просили, - добеги!..

Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алешенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны

Монолог матери у Вечного огня


Мать:

Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью..
Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице.
Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся».      
(остаётся у монумента) 

 
Ученица:       Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
       Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел –  счастье и жизнь, которая только-только начиналась.

Ведущий:   Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.  Они рано и быстро взрослели…

Илья Резник «Дети войны»  (  запись)

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.

Стихотворение Людмилы Миланич « Война»  

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.


- На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом и страхом

Стихотворение Лоры  Тасси  «Оборванного мишку утешала»  

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Ведущий:   Война - Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов.  Для таких маленьких деток, как вы, выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего.  

Стихотворение Владимира  Тимина   «Хлеб военной поры»  

Очередь длинна.
Стою с другими.
Только до весов добраться мне б.
На тарелке легонькие гири,
На другой —
Такой тяжелый хлеб.
Хлеб…
Он умещался на ладошке.
И покуда ты идешь домой,
С этой пайки
Оберешь все крошки
Да чуть-чуть отломишь
От самой.
Нас, ребят,
Бомбежки не будили.
Но мы знали все —
Идет война!
«На-ше де-ло пра-во-е», —
Твердили,
Словно песню,
Как и вся страна.
Женщины хвалили нас:
«Родные,
Дружно собирайте колоски.
Победим —
Не только что ржаные,
Белые
Спечем вам колобки».
Дни войны,
Ребячьи наши годы —
Сумки с хлебом,
Рваные пимы.
Преодолевали все невзгоды
Наравне со взрослыми
И мы.

«Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит».

Эти слова принадлежат замечательному татарскому поэту Мусе Джалилю. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью.

Джалиль писал свои пламенные стихи в нечеловеческих условиях. Читаешь его произведения и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из 94 стихотворений 67 созданы им после вынесения смертного приговора. Но все они не о смерти, а о жизни.

Поэт мечтал увидеть победу, встретиться с друзьями, женой, дочерью. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни о детях, о близких, о Родине. Но и те, которые он создал, навеки бессмертны.

Когда-то Муса Джалиль сказал: «Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Хотя его уже нет среди нас, его стихи живы и будут жить вечно, пока мы их читаем.

Стихотворение «Варварство»

Стихотворение «Чулочки»

Ведущий:  город Ленинград….. 900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными,  коллекционировали марки и конфетные фантики. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.

видео

Стихотворение  Варвары Вольтман-Спасской «По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

Насмерть стоял на рубежах нашей Родины солдат России! Вёз хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней… Он принёс свободу узникам Освенцима, Дахау, Бухенвальда, Майданека… И порой ценою своей жизни.

Неугосима память поколений

И память тех, кого так свято чтим

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчи     Минута молчания

Борис Окуджава. В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава ушёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком. Значительная часть лирики Окуджавы написана под впечатлениями военных лет. Но эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: «Война же, согласитесь, — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну». До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, люди, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела.  Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен насчитывается около 200.

Стихотворение «До свидания, мальчики» читает Кытманова Виктория.

Ведущий:   Долгожданная Победа наступила! Ее ждали долгих 4 года. 1418 дней! День Победы мы празднуем каждый год 9 мая. Все меньше рядом с нами людей, прошедших великую Отечественную войну. Мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.

Автор неизвестен «Пусть дети не знают войны»  читает  Попова  Лера

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Ведущий:  Не хватит слов, чтобы описать то, насколько каждый из ныне живущих обязан нашим героям, героям Великой Отечественной войны. Сколько тепла и уважения хотелось бы отдать нашим ветеранам. Война не должна повториться. Люди хотят жить в мире.

(Звучат колокола  в записи, появляются папа с сыном)

сын: Что это? Ты слышишь?

отец: Это колокола. Колокола памяти …

сын: Памяти? А разве такие бывают?

отец: Бывают, слушай! Это говорит сама память …

пауза

сын: Но разве память бывает живой?

отец: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля

А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

Минули годы и десятилетия. Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к стихам и песням, помогавшим громить врага, запечатлевшим величие огненных лет. Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые конкурсы для начальных классов

В данном документе Вы найдете ссылки различных сетевых конкурсов для учащихся начальных классов....

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим».

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»....

Эхо Войны.Стих Самиковой Лилии

Стих собственного сочинения...

Классный час, посвященный 77-летию Победы в Великой Отечественной войне «Стихи, рождённые войной».

Классный час, посвященный 77-летию Победы в Великой Отечественной войне «Стихи, рождённые войной»....