Внеурочная деятельность. " Школа вежливых наук".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Цель программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления " Школа вежливых наук" - познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Белоярский»

Рабочая  программа  внеурочная деятельность

«Школа вежливых наук»

 1-4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

 Ткаченко Н.А. 

  г. Белоярский

2014-2015г.

                                               Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Школа вежливых наук»   разработана на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373 (с последующими изменениями и дополнениями);

  Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научит ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

  Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого века разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

  Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Данная программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах» ( М.: Школа-Пресс, 1999г.) духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования, изменена с учётом особенностей образовательного процесса  СОШ№3, возраста и уровня подготовки детей, режима деятельности, индивидуальных результатов и реализуется в рамках программы внеурочной деятельности.

 Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.

Цели занятий: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи:

- продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

- развивать коммуникативные способности школьников;

- воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

- развивать речь;

- будить у учащихся желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично;

- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

 Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

Этика общения.

Этикет.

Этические нормы отношений с окружающими.

Этика отношений в коллективе.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).

Методические приемы программы:

- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

- проведение развивающих и словесных игр;

- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

   Программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Школа вежливых наук» разработана для учащихся 1 — 4 классов начальной школы.

Программа рассчитана на 135 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю: в 1 классе — 33 ч., во 2-4 классах – 34 ч. Продолжительность занятий: в1-2 классе 25 минут, в 3-4 классе – 40 минут.

 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

Самоопределение

- проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям;

- освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей;

- сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни;

- адекватная оценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие.

Смыслообразование

- заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю;

- сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;

- сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов;

- понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

- умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Морально-этическая ориентация

- сформировано осознание своей этнической принадлежности; проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя);

- сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей;

- способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальному способу оценки знаний;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям;

- ориентация на нравственное содержание и смысл поступков;

- сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

- умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;

- умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

- умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;

- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение находить наиболее эффективные способы решения;

- умение адекватно использовать речь и речевые средства;

- умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- понимание разных мнений и подходов к решению проблемы;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД

- умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;

- умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха;

- понимание причин своего успеха/ неуспеха;

- способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- умение осуществлять анализ объектов;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые воспитательные результаты:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания.

Формы учета оценки планируемых результатов:

Опрос.

Наблюдение.

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей.

6. Содержание программы «Школа вежливых наук»

                                                         1-й класс

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Доброе слово - что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово - что ясный день» Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо-невежливо». Анализ поступков. Не: большие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идешь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик - семицветик»

Тема 7. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 9. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 10. Веселые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах. Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 11. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 12. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 13. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 14-15. Просим к столу.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 17. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Прием свитка. Прием нахождения пословицы по ее частям. Игра в «Лепесток».

Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 19. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 20. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 21 Мы соберем большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 22. Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор», Благининой «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 24: Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «На лужайке». Народные изречения о природе.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 26. Мой класс - мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 27. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 28. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 31-32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

                                                              2-й класс

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить - себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу - время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу - время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость». Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?». Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека -уважаешь себя».

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица - сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13-14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку-лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты.

Тема 19. Мой дом - моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку- лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку-лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку-лесовичку.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Тема 26. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?».

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя, даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают и впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещается в газету. Оформление газеты.

Тема 32. Доброта - что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

                                                              3-й класс

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть - доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость - нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость - жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон - это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них - проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ...

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет - свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях, постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (12 часов)

Тема 16. Душа - это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда...», «Я смеюсь, когда.. .», «Я радуюсь, когда...».

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца - двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее - это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семьей собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы - в них Родины душа.

Цветы - это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25. Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие - праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что - плохим? Рассматривание сходных позиций по отношению к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем – нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе, снисходительнее к другим, помогли стать шей и добрей.

Тема 32. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

                                                                        4-й класс

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий «гражданин», «гражданственность, гражданская активность». Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других - шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой... Воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник школьного вальса.

Девиз: «Не жди, когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем». Роль вальса в школьной жизни.

Темы 6-7. Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...». Зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Раздел 2. Этикет (10 часов)

Тема 8. «Обычай - деспот меж людей» (АС. Пушкин).

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Темы 9-10. Твой стиль поведения.

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 11. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 12. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в оценке любого человека должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 13. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать - искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово - угроза здоровью, так оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 14. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 15. Доброта и доброжелательность.

Доброта - глубокое и широкое понятие - чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность - составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. «Поспешай делать добро» (Народная мудрость).

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра, Назначение человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 18. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени, грубости, несдержанности, капризов, претензий. Повседневные обязанности - это капли, из которых состоит море человеческого долга.

Тема 19. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 20. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 22. Умей быть щедрым.

Установление разницы между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 23. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 24. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя - анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции.

Тема 26. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно, легко.

Тема 27. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 28. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 30. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Очень опасный принцип: «Покупаю, добываю, костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей».

Тема 31. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого - собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

 

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя:

Белопольская, Н.А. и др. Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра [Текст] / Н.А. Белопольская. - М., 2002.

Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст] О.С. Богданова. - М.: «Просвещение», 1982.

Богусловская, Н.Е. Веселый этикет [Текст] / Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

Буйлова, J1.H. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / JLH. Буйлова. - М.: ЦРСДОД, 2000.

 Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках [Текст] / Л. Лихачева. - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.

Максимова, Т.Н. Классные часы 1 класс [Текст] / Т.Н. Максимова. - М.: «Вако», 2009г.

Насонкина С.А. Уроки этикета/ С-П.:Детство-Пресс,2001

Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.

Пахомова, О.А. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.А. Пахомова. - М.: Книголюб, 2006. - 88 с.

Смирнов, Н.А. Этика и этикет младших школьников [Текст]: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Н.А. Смирнов. - М.: «Школьная Пресса», 2002.

Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика,1990.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах [Текст]: В помощь учителю Часть1-2 / А.И. Шемшурина. - М.: Школа-Пресс, 1999.

Шорыгина, Т.А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера,2010.

Энциклопедия этикета [Текст]. - СПб.: Мим-Экспресс, 1996.

Этикет от А до Я для взрослых и детей [Текст]. - М.: «АСТ», 1998.

Этикет во все времена [Текст]: Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Астрель «Олимп», «АСТ», 2000.

Для обучающихся:

Андреев, Ф.В. Золотая книга этикета [Текст] / Ф.В. Андреев. - М.: «Вече», 2004.

Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках [Текст] / Л. Лихачева. - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.

Этикет во все времена [Текст]: Я познаю мир. Детская энциклопедия. — М.: «Астрель «Олимп», «АСТ», 2000.

Ягодинский, В.Н. Как себя вести [Текст] (практический курс культурного поведения) В.Н. Ягодинский. - М., 1991.

Шалаева, Г.П. Как себя вести? [Текст] / Г.П. Шалаева. — М.: Издательская группа ACT

2010.

Шалаева, Г.П. Как вести себя в гостях [Текст] / Г.П. Шалаева. - М.: Издательская группа ACT, 2010.

Шалаева, Г.П. Как вести себя дома [Текст] / Г.П. Шалаева. - М.: Издательская группа АСТ,2010.

Шалаева, Г.П. Как вести себя в школе [Текст] / Г.П. Шалаева. - М.: Издательская групп: ACT, 2010.

Художественные произведения

Барто, A.JL В театре.

Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города.

Линдгрен, А. Малыш и Карлсон.

Маршак, С.Я. Вот какой рассеянный.

Маяковский, В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все.

Некрасов, А.С. Приключения капитана Врунгеля.

Осеева, В.А. Волшебное слово.

Русская народная сказка. Лиса и Журавль.

Толстой, Л.Н. Волк и собака.

Чуковский, К.И. Федорино горе.

Чуковский, К.И. Мойдодыр.

Чуковский, К.И. Телефон.

Чуковский, К.И. Краденое солнце

Оборудование:

Мультимедийная система

компьютер

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...

Адаптационное занятие с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности «Школа вежливых наук».

Материал содержит проект адаптационного занятия с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности "Школы вежливых наук"....

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....

Программа внеурочной деятельности ««Школа вежливых наук»»

Формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности....

Внеурочная деятельность "Школа вежливых наук"

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...