Урок общения. Тема: "Моя родословная"
методическая разработка (2 класс) на тему

Цель: Восприятие ребенком в качестве главных ценностей следующего: родные и близкие люди, их любовь и забота. Вызвать у детей желание больше узнать об истории своего рода, своих родственниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshcheniya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок общения.

Тема: "Моя родословная"

Цель: Восприятие ребенком в качестве главных ценностей следующего: родные и близкие люди, их любовь и забота. Вызвать у детей желание больше узнать об истории своего рода, своих родственниках.

                                  Ход  урока.

Ведущий 1:      Ребенок учится тому,

                          Что видит у себя в дому,

                          Родители,  пример ему.

                                                                         С. Брандт.

Раньше о доме, да о семье больше с теплотой, да с улыбкой говорили. Из этого далекого " раньше", до нас дошли легенды, сказки, пословицы да поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а вы продолжайте.

      Вся семья вместе, так и ...душа на месте.

      На что и клад, когда...в семье лад.

      В гостях хорошо, а...дома лучше.

      Не красна изба углами, а...красна пирогами.

      Каково на дому,...таково и самому.

      Дом вести... не бородой трясти.

Ведущий 2:

Нехитрая наука, правда? А какая нужная! Да только у кого ее перенимать, если стараются молодые ребята уехать подальше от родителей, бабушек, дедушек. А ведь в книжках не все написано, и уж тем более семейные традиции не по книжкам передаются, а из уст в уста, от стариков к молодым. Вот и получается, что рвется ниточка. А раньше жили семьями большими, все друг другу помогали, малышей учили старость уважать, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота... А почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка.

А самый младший я.

Какая же у нас семья?

--Ох, как сложно! А раньше люди очень хорошо в этих "терминах" разбирались.

--Шесть: брат, сестра, их родители и родители папы (бабушка и дедушка), потому что невестка- жена сына по отношению к его матери.

Ведущий 1:

Благодаря этому шуточному стихотворению мы с вами коснулись очень интересной темы: родственных отношений. Кто-то из вас может впервые сегодня услышал слово "невестка", теперь не спутает его со словом "невеста". Получается, что каждый из нас только родившись, уже оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребенка может не быть еще имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук, внучка, брат или сестра, племянник или племянница. Иногда сложно разобраться кто кому кто.

(Инсценировка)

Кто кому кто?

                           Яков Аким.

--Бабушка, бабушка, я чья дочка?

--Ты Федина дочь, моего сыночка.

--Мой папа большой, а совсем не сыночек!

--Сыночек, брат четырёх моих дочек.

Помнишь мы были у старшей Авдотьи?

--Да разве у дочки мы были? У тёти...

--Тётю твою я в люльке качала...

--Бабушка, стой, объясни мне сначала,

Кто мне Наташа и два её братца?

--Ладно попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа, сестра

Маленькой ох и была шустра

А ты им доводишься...Хитрое дело...

--Бабушка, что-то у нас пригорело...

--Ох ты, пока я соображала

Всё молоко из кастрюли сбежало.

Ведущий 2:

Итак, вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого незримыми ниточками- одной кровью. И каждый из нас не только продолжение своих папы и мамы, но и бабушек, дедушек.

Это корни каждого Рода, как корни дерева. Они каждого питают, хотим мы этого или нет и держат  на земле. И тот род силён, кто предков ценит, помнит и бережёт. Как то дерево сильно, что кроной своей корни укрывает от солнца, дождя и ветра.

Ведущий 1:

Рассматриваем  Древо Жизни:

Корни- дедушки, бабушки, предки- прабабушки, прадедушки.

Крепкий ствол- родители.

Ветки- сын, дочь (это вы)

Листья- внуки (ваши будущие дети)

Будет расти это дерево всё вверх и вверх- с каждым годом крепнуть.

Мы стараемся своими знаниями сделать свой род сильным. Много интересного узнали о своём родовом дереве. Много труда и терпения ушло на его составление.

Откройте свои записи.

--Назовите вершину вашего "дерева"

И каждая девочка или мальчик - это вершина каждого родового дерева.

--Кто были ваши бабушки? дедушки? прабабушки? прадедушки?

--А кто узнал о прапрабабушке или прапрадедушке?

Из всех этих записей можно составить семейную книгу: это и ваши родовые деревья и ваши рассказы о бабушках и дедушках.

Ведущий 2:

(Подходит к выставке, где на ватманах, как на стенах у "старых бабушек" приклеены фотографии )

Вот ваши родители в детстве, такие похожие на вас. Вот ваши бабушки и дедушки, такие молодые и красивые. А вот на твердом картоне фотографии никогда не виданных предков- прабабушек, прапрадедушек. Мы видим спокойные лица, в которых вы тоже узнаёте свои собственные черты.

До этого момента, ребята, вам задавали вопросы и вы на них нам отвечали. А вот сейчас попробуйте ответить на вопросы только самому себе, ничего не говоря вслух.

    Вопросы самому себе:

--Кто-то из ваших родных живёт далеко от вас, в другом городе или посёлке. Как часто вы пишите им письма, смс, говорите по телефону?

--Есть ли в вашем доме семейный альбом? Как часто вы смотрите фотографии? Можете ли по именам назвать людей, изображённых на фотографиях?

--Знаете ли откуда родом ваши родители, бабушки, дедушки?

А вот на последний вопрос, думаю, можно ответить. У нас на выставке вещи. Эти вещи- память о прошедших годах, грустные и весёлые воспоминания. Расскажите о них.

  (Рассказы детей)

Ведущий 1:

Кропотливая работа по записям историй, легенд семьи. Такую работу можно назвать летописью.

--Как можно объяснить слово "летопись"? ( возможна работа со словарём).

Именно эти записи в упорядоченном виде и составляют "родословную роспись". В больших родословиях древних родов и фамилий, где количество родственников разных поколений в сумме достигало 200-300 человек, их описание составляло до 300 страниц.

Когда-то и ваши записи могут иметь такой же объём, если их будут продолжать ваши дети и внуки.

--У кого из вас самое большое родовое дерево? Какая последняя запись?

Ведущий 2:

Народная мудрость гласит: "Каждый человек имя своё знает".

"Названья зим".         Давид Самойлов.

У зим бывают имена.

Одна из них звалась Наталья.

И было в ней мерцанье, тайна,

И холод, и голубизна.

Еленою звалась зима,

И Марфою и Катериной.

И были дни, и падал снег.

Как тёплый пух зимы туманной...

А эту зиму звали Анной,

Она была прекрасней всех.

--А что вы узнали о своём имени?

-- Кто его вам дал?

Есть древние имена, которые в разных языках звучат по-разному. Иван (рус.), Ян (польс.), Йонас (литов.), Ованес (арм.), Джон (англ.), Хуан (исп.), Жан (франц.), Иоганн (нем.), Джиованни (итал.).

Ведущий 1:

А теперь практическое исследование.

1.Некоторые имеют пары- мужское имя и женское. Вспомните такие имена.

(Олег- Ольга, Василий- Василиса, Евгений-Евгения, Виктор- Виктория, Александр- Александра, Валентин- Валентина)

2.В русском языке принято называть человека по отчеству.

--Какое у тебя отчество? Почему?

--Какое отчество у мамы, папы? Почему?

3.Фамилии, обычно, связаны с историей предков и указывают на род занятий- Кузнецов, на внешность- Кривоносов, на место жительство- Архангельский, на национальность- Поляков, и т.д. Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно.

--Расскажите, что вы узнали о своей фамилии.

--Обратитесь к своим родовым деревьям. Какие фамилии встретились в вашем роду?

Традиционно, вновь образовавшаяся семья, берёт фамилию мужа.

--Чью фамилию носите вы? Какая девичья фамилия вашей мамы?

Ведущий 2:

А ещё, ребята, давно, в Средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз (или орден) должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево, а внизу этого дерева был изображен герб рыцаря. Мы с вами попробуем составить свой герб, характеризующий ценности вашей семьи. А сегодня наша встреча подошла к концу.

Давайте вспомним:

--Что вам понравилось?

--Что удивило?

--Что узнали нового?

--Что захотелось узнать?

--Чем вы довольны?

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"

Пропедевтический курсначального  исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся  с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...

2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России

Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию  своей родословной.Планируемые результаты...

Технологическая карта урока по теме: «Родословная»

Тема урока: «Родословная»Цели урока: познакомить детей с темой «Родословная», дети представляют свои проеты.Планируемые результаты:·       Предметные:ü узнать определение...

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»

План-конспект урока по теме: Обобщение знаний по теме «Мир общения»Класс: 2 Тип урока: закрепление пройденного материала...

Конспект урока во 2 классе по теме "Проект Родословная"(УМК "Школа России")

Окружающий мир, 2 класс, УМК "Школа России", "Проект Родословная"...

Конспект урока по Окружающему Миру Тема: «Проект - Родословная», 2 класс, УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУТема: «Проект - Родословная»...