"Домашний кукольный театр" методическая разработка учебного занятия
методическая разработка (3 класс) на тему

Семенова Наталья Анатольевна

 Это занятие входит в    раздел «История театра кукол »  второго года обучения. Оно  знакомит    учащихся    не только с историей появления кукольных театров   в России, но и нацелена на то, чтобы активизировать познавательный интерес детей к народным традициям, зародившимся  в России ещё в  XVIII – начале XIX века, когда   кукольный театр прочно становится  средством  домашнего воспитания.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebgogo_zanyatiya.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр дополнительного образования  для детей»

  «Домашний кукольный театр»

(методическая  разработка  учебного занятия )

   

                                          Семёнова Наталья Анатольевна,    

                                                    педагог дополнительного  

                                образования

Тяжинский

Пояснительная записка

Обучение по образовательной программе «Куклы вокруг нас» вводит ребенка в  удивительный мир кукольного театра, который  даёт   возможность  ему   раскрыть  свой  творческий потенциал и поверить в себя. Данное  занятие   посвящено    знакомству с ещё одним видом кукольных театров.  Тема   занятия «Домашний кукольный  театр ». Эта тема входит в    раздел «История театра кукол » на втором году обучения. Она  знакомит    учащихся    не только с историей появления  их   в России, но и нацелена на то, чтобы активизировать познавательный интерес детей к народным традициям, зародившимся  в России ещё в  XVIII – начале XIX века, когда   кукольный театр прочно становится  средством  домашнего воспитания.  

  Цель:   знакомство  с   домашним    кукольным  театром.

  Задачи:

  Обучающие:

 1. Познакомить с историей   домашнего  кукольного  театра;

2.Научить  изготавливать мимическую  куклу из носка  
 Развивающие:   

1.Развивать творческий потенциал детей.
2.Развить образное мышление и фантазию детей.

 Воспитывающие:  

 1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.

 Тип занятия : усвоение новых знаний.

Материально – техническое  обеспечение: 

  • Мультимедийное оборудование
  • Перчаточные и тростевые куклы: лягушка, девочка  и  баба  яга
  • Ширма
  • Куклы из бросового материала
  •  Короб для кукол
  • Инструменты
  • Заготовки и  материалы для изготовления кукол,

 Методы обучения: объяснительно - иллюстративный,  эвристический,

демонстрационный,  практический, метод мотивации и стимулирования.

 Методическое обеспечение занятия: презентации

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр , выставка  разных  видов  кукол, ширма, инструменты и материалы для изготовления кукол,  

 форма проведения  – урок творчества, фантазирования.

 

Ход занятия

(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова)

 I . Организационный  момент. 
Педагог:
Здравствуйте  ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня у меня собрались самые  творческие,   симпатичные и  добрые  мои кукольники.

Психологический настрой

Те, в чьих  маленьких  сердцах  зародилась ещё одна любовь – любовь к кукольному театру.  Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Это наш мотор энергии.  Пусть сегодня   на нашем  занятии   наши сердца будут нам помощниками. Положите правую ладонь себе на сердце, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как оно.   Попросите его дать вам силу для работы на занятии, энергии, терпения, доброты. Теперь положите свою ладонь на мои ладони.  Пусть энергии наших сердец соединяться воедино и помогут нам сегодня.  
Пусть у нас сегодня всё получится. Энергии и творчества вам. Садитесь.

 

 II. Основная часть.  

(Постановка темы занятия.  Повторение пройденного материала)

(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова)

  Педагог:  Сегодня мы  продолжим   знакомство  с увлекательный миром – миром  кукольного театра. И познакомимся  с «Домашним кукольным театром». Только в кукольном театре рождаются  и оживают  сказки и их герои.

Вы любите сказки?

А какие ваши любимые сказки?(ответ)

Каких писателей вы знаете? (ответ)  

 Чем она так интересна?(ответ)

 Что происходит в сказках? (ответ)  

В сказках происходит волшебство и всегда добро побеждает зло( слышится плач). Ой, кто здесь?

Голос: Это я.

 Педагог (поворачивается к ширме):  Лягушка?

 Лягушка: Нет, я  Алёнушка. Это меня злая Баба-Яга превратила в лягушку, чтобы я  не нашла своего брата Иванушку.

Педагог:  Алёнушка? Ребята,  а из какой сказки  наша героиня? (ответ детей )   Как же тебе помочь?

(На ширме  появляется кукла Баба-Яга)

 Б-Я: Не бывать этому! Никто не сможет разрушить мои заклинания. Будешь  работать у меня вместе со своим братцем. (лягушка квакая уходит)

(Педагог уговаривает Бабу-Ягу расколдовать лягушку)

 Педагог:  Бабулечка-Ягулечка  не будь такой злюкой. Ребята, покажите, какая баба яга злая. Мы же знаем, что ты и доброй можешь быть. О тебе мы много сказок знаем. Ну-ка ребята назовите сказки, где была наша Баба-Яга?(ответ) Давайте попросим  её.

   Б-Я: Хорошо!.. Выполните мои задания – расколдую, а не выполните – вас превращу в лягушат. Ха-ха-ха, скоро у меня будет целое лягушачье царство.

 Педагог:   Не испугаешь ты нас  Баба-Яга. Ну что,  ребята, поможем

                 Алёнушке (ответ детей). Давай свои задания.

  Б-Я:А вот вам первое моё задание(слайд).  Посмотрю, что вы знаете, помните и чему научились.

 Есть у меня волшебные яблочки. Каждое яблоко – это загадка. Сложите их в корзинку. Если ответ даёте правильный, то яблоко оказывается у вас в корзине, а если нет – то у меня. 

(Игра «Корзина с загадками ». На экране высвечиваются кучка яблок и  две корзины с надписями « педагог» и «дети»  )

Педагог:

 1. Артист на  ширме – (кукловод),

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

 2. Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу  правильно  ведет? -

Ведет по  ширме- (кукловод)

3. Стоит на ширме загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется? - Просто. (ширмой)

4. Можно куклой покрутить,

Потянуть ее за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто? (марионетки)

5. То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

 6. Какой необычный кукольный театр рождается  зимой на Рождество (Вертеп)

7. В  старые времена вертепом называли …(Пещеру)

8. И каждый год в Рождественском вертепе играли  пьесу про то, как:

    ( Родился  Иисус  Христос)

9. «Вертеп» представлял собой  (Деревянный ящик)

 Педагог:  Ну что, корзина полна. Ребята, вы молодцы, справились с первым заданием. Получай   Баба-Яга свои волшебные яблоки.

 Б-Я:  Не радуйтесь. У меня ещё  задание есть. Длинными, зимними вечерами скучно и одиноко мне бывает в моей избушке. Кикиморы спят, леший по лесу бегает, а Кошеюшка  всё болеет. Так вот, сделайте мне такое, что бы меня и моих друзей  веселило и развлекало  вечерами в моей избушки.

 Педагог:  Ягулечка, а ты кукол сделай  да организуй  в свой домашний кукольный театр.

 Б-Я: Слыхом не слыхивала  про такое. Расскажите.

  Педагог:  А ты бабулечка садись поближе, да послушай(берет куклу и садит её на стол)

 

III. Изучение нового материала 

(Презентация №1)

          Педагог:  (слайд 2) В конце XYIII - начале XIX  веков  в России стали появляться  домашние кукольные  театры.   В это время кукольный театр был очень  популярен в большинстве  европейских стран.

           (слайд 3)Кукольные представления можно было встретить не только на ярмарочной площади, но и в королевском дворце, на пышном балу, в  доме небогатой семьи и даже в стенах монастыря. В конце восемнадцатого века в Россию  поспешили иностранные кукольники. Они и познакомили русских с новым увлечением и стали открывать  в России «кукольные театры для детей».

           (слайд 4) В печати публикуются первые русские кукольные пьесы. Самая ранняя, напечатана в 1841 году пьеса «Царь-девица», написанная  Владимиром Одоевским.

            (слайд5) Это пьеса-загадка для детей. Сюжет разворачивается в антикварной лавке, поэтому на сцене — смешение эпох, костюмов и декораций, которые, кажется, собраны из разных спектаклей: здесь и китайский император, и средневековый рыцарь, и странствующий Одиссей,  и сарафаны из русских сказок. Зрителям предстоит разгадать все ребусы, обнаружить все «несоответствия» и «ошибки».

             (слайд 6)  К концу XIX века,  среди интеллигенции возникает интерес к народному театру кукол, к «Петрушке». Кукольника приглашали на детские праздники: на елки, балы, именины.

           (слайд 7) Кукольный театр  становится  средством  домашнего воспитания. Печатаются брошюрки с «детскими» вариантами «Петрушки», издаются«Руководства, как построить маленький», публикуются инсценировки сказок с объяснениями, как их поставить на кукольней сцене

       (слайд 8) Так домашний кукольный театр вместе с европейской культурой    вошли в  жизнь  российской  семьи. Часто бывали за границей русские тетушки и бабушки. Они привозили в подарок своим племянникам и внукам кукол и помогали устраивать представления наподобие тех, что видели в Европе.

        (слайд 9 ) Так тетушка Миши Лермонтова посылает ему «воски» для кукол. Мещериновы  затеяли делать дома кукольный театр. Столяру был заказан корпус театра – ящик. Дети усердно обклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол - тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Лермонтов   придумал ещё несколько небольших пьес.  

         (слайд 10) Саше Бестужеву (будущему декабристу и писателю) позволяют брать с фабрики нужные инструменты и материалы. Из которых он делает себе кукол.

         (слайд 11 ) Л.Н.Толстой вырезает из бумаги фигурки для кукольных представлений своим детям.   Репертуар   состоит  из пьес, сочиненных  самими детьми.  

        (слайд  12) А этот   домашний кукольный театр, принадлежал цесаревичу Алексею – сыну  русского императора Николая II.   Театр цесаревича Алексея представляет собой небольшой куб более метра в высоту. Ширма была создана в Париже, в знаменитом магазине

«Детский рай » по индивидуальному заказу для царской семьи.

        (слайд 13) К ширме прилагалось семь кукол, в том числе Арлекина, Капрала и Невесты. При внимательном  рассмотрении оказалось, что образ капрала очень  похож на Николая II.

               (слайд 14 ) Взрослые пробуют использовать кукольный театр как учебное пособие – так в московской семье Постниковых для подрастающего сына, изучавшего древнюю историю, родители устраивали представление «Гибель Трои»;

а воспитанницам Мариинского балетного училища с помощью кукольного театра объясняли танцевальные движения.

        (слайд 15) В 18 веке  некоторые  печатные издательства стали выпускать   листы   для детей.  

В комплект  входили   тексты пьес, декорации к ним, задники, кулисы, занавесы, мебель. И, конечно- куклы в костюмах.

          (слайд16) Российские фабриканты налаживают производство отечественных кукол для домашних театров, настольных картонных театров с комплектами фигур и декораций к разным пьесам.  

        (конец презентации)

Педагог:  Теперь мы знаем, как появились эти театры. Я думаю, нашей Бабе-Яге тоже было  интересно о нём  узнать. Но это ещё не всё.

 Ребята, как вы думаете, что Б-Я  понадобится для такого театра?  

(ответ: куклы и  ширма)

  Педагог:  Куклы – самая важная и интересная часть театра. Они могут быть разными: маленькими и большими( в зависимости от того, какую сцену вы для них придумаете).Они могут быть сделаны из разных материалов и чаще всего из старых, ненужных. Мы с вами тоже делали таких кукол.

 Педагог: Ребята !  Давайте поделимся с ней такими куклами.

1. Каждый из вас сейчас выберет  один из видов кукол на наших полках

                     (дети подходят к шкафам и выбирают кукол)

2. Опускаете  его в короб  со словами: «Я предлагаю эту куклу, потому что …

  Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Но у нас ещё осталось место в коробе, поэтому я предлагаю сделать ещё кукол.  И делать мы будем из…носков.

(Презентация №2)

А вот посмотрите, какие   куклы можно сделать  из носков(слайд 2)

  Педагог: Мы же с вами будем делать   мимическую куклу (слайд 3)

 А знаете почему эту  куклу  называют  мимической? (слайд 4,5)  

         Она может передавать мимику – морщиться, хмуриться, удивленно поднимать «брови» или недовольно «воротить нос».  (слайд 6)

Я думаю, Бабе-Яге  и её  друзьям, будет интересно  по управлять  такими      куклами  и  разыгрывать с ними  сказки. Но прежде, чем приступить к такой кропотливой работе, надо немного по размяться.

 Физкультминутка  «Чудесные превращения»

  Педагог: Давайте пофантазируем. Скажу вам по секрету «У меня есть волшебная палочка». И  сейчас она будет превращать вас в то, что я назову. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.

Гусеница – бабочка

Котенок – лев

Цыпленок – петух

Щенок - Слон

Семя – дерево

Молодцы. Вы прекрасно перевоплощались. Сейчас я расколдую каждого, чтобы приступить к практической работе

(каждого задевает волшебной палочкой и дети начинают двигаться, садятся за столы)

 IV . Практическая часть

 Педагог: Переходим к изготовлению мимической куклы собачки.  

(слайд 7)Чтобы сделать её нам понадобится:

  • Носок,  
  • Фетр, картон или другая ткань розового цвета для язычка
  • Картон, в виде овала
  • Клей универсальный
  • Кусочек поролона или синтепона
  • Пуговицы для глаз, или готовые глазки

   Я вам приготовила заготовки для работы. Повторение правил ТБ.

Этапы работы:

         (слайд 8)  Из картона приготовлен. Перегнем  его пополам.

(слайд 9)   Выверните носок на изнаночную сторону. На кончик носка приклейте картонную заготовку, чтобы перегиб овала совпадал с кончиком носка. Дайте клею высохнуть.

        (слайд 10)   Выверните  носок на лицевую сторону – получился ротик.

        (слайд 11)При желании можно сделать язык для собаки – приклейте в рот кукле полоску красного фетра.

        (слайд 12)  Там, где у нашего носка пяточка приклейте или пришейте с изнаночной стороны небольшой кусочек поролона или синтепона – таким образом, мы выделяем лоб мимической куклы.

       (слайд 13)  Нос собачке   сделаем из помпона или выпуклой пуговицы, можно пришить крупную бусину или сделать шарик из ткани, набив его синтепоном.

          Глаза игрушке сделайте из фетра или картона. Можно пришить пуговицы или наклеить готовые глазки.

        (слайд 14) Уши,  определяют характер. Их можно сделать из фетра или картона. Приклейте треугольные уши,  и у вас получится дог или овчарка, сделайте их удлиненными – и у вас получится спаниель.

        (слайд 15) Из цветных ниток сделайте причёску кукле.

       (слайд 16)  Вот наша   кукла   и   готова. Давайте  посмотрим, что умеет  ваша куколка с вашей помощью. Ваш танец так и будет называться «Ай да я, ай да куколка моя»

 (звучит куплет  песни «Крылатые качели» дети одевают куклу на руку и

                       выполняют движения  под музыку)

           Педагог: Ребята, вы молодцы, какой весёлый хор у нас получился. Кукол мы подготовили, а теперь нам нужна ширма, на которой работали бы наши куклы? Дома поставить такую ширму, как у нас невозможно. Как вы думаете, что мы можем использовать  в качестве ширмы? Что может заменить нам ширму дома? Давайте по фантазируем и Бабе-Яге дадим наши советы.

(ответ: книга, коробки, дверной проём, стулья, стол, гладильная доска…)

 Педагог:  А я хочу добавить (презентация №3)

      Теперь Баба –Яга  тебе некогда  будет скучать.  Возвращайся опять в свою сказку и получай куклы для театра.

Мы твои задания выполнили и сделали тебе кукол для домашнего театра, дали  советы и рассказали об этом театре. Теперь ты своё обещание выполняй.

(Баба-Яга колдует)

    Б-Я(колдует):  1,2,3,4,5 - я колдую здесь опять

                               1,2,3 – ты Аленка  отомри.

(из-за кулис выбегает Алёнка)

     Алёнка: Я пришла сказать вам спасибо ребята, что не оставили меня в беде и выполнили все задания этой злой Бабы-Яги.  

        Б-Я: Ребятки! Это я злая была потому, что у меня не было  друзей. А теперь  у меня есть  театр и ко мне будут приходить все на представления, и   у меня будет много друзей. И ты Алёнушка приходи вместе с братцем. И прости меня за всё.  Ребята, и  вам спасибо. Побегу похвалюсь всем (уходит).

 Алёнка: И мне пора идти, меня братец ждёт(уходит)

 

   Рефлексия.

         Педагог:   Наше занятие подходит к концу.

 Каждое наше занятие – это знакомство с волшебным  миром кукольного театра, где вы постигаете азы мастерства, приобретаете  знания, совершенствуя умения. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше мастерство. Хотелось бы узнать, что сегодня интересного   вы для себя взяли, о чем узнали, чему научились.  Давайте опять обратимся к нашим корзинкам. Каждое  яблоко   это то, что вы сегодня узнали, чему научились. А что именно,  вы нам сейчас расскажите.

     Молодцы! Посмотрите, наша корзинка полна. Значить, каждый из вас сегодня уйдёт с багажом знаний и умений.  

 (Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова)

 

V.  Итог урока.

          Педагог:  Вот и  заканчивается занятие. Сегодня мы с вами познакомились ещё с одним кукольным театром и сделали  для него  куклу, а ещё  сделали доброе дело - помогли  Бабе-Яге. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.   Молодцы.

Спасибо вам за урок,  за ваше старание,  за ваши добрые глаза и приветливые улыбки.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Совет родителям

Как помочь ребёнку, а не навредить в выполнение домошних заданий.  Совет  родителям:·      Не  превращайте  выполнение  ребёнком  домашних...

"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...

"Изготовление бумажного кукольного театра" методическая разработка учебного занятия

Данное занятие входит в программу первого   года обучения по программе «К  вершинам мастерства» . Оно знакомит ребят с видами кукол и на занятии дети изготовляют кукол и дек...

Конспект мультимедийной разработки учебного занятия "Домашние животные"

Вспомним: домашних животныхУзнаем: почему животных называют "домашними", какую пользу приносят домашние животные человеку.Будем учиться: называть части тела животных, поможем животным добрат...

Проект учебного занятия "Дикие и домашние животные" 1 класс ФГОС

Проект учебного занятия на тему: "Дикие и домашние животные" 1 класс ФГОС, УМК "Перспектива"...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....