Сценарий познавательной игровой программы "Чистый город"
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Фомина Елена Васильевна

"Чистый город" - это познавательная игровая программа, затрагивающая проблемы экологии города и рассчитанная на учащихся начальной школы.

Педагогические задачи: пробудить чувство ответственности и заинтересованности к здоровому образу жизни; создать условия для командного взаимодействия; для принятия участниками идеи "Сохраняя окружающую среду, мы сохраняем свое здоровье".

Особенности и условия реализации программы: сценарным ходом является воображаемое путешествие на теплоходе по маршруту исследования экологии окружающей среды. По центру площадки расположен экран. Рядом с экраном находятся штурвал и рында. С левой и правой сторон от штурвала расположены места для команд и сосуды, в которые участники собирают "капельки чистой воды". Две команды по 20 человек до начала программы получают разноцветные билеты. Это поможет в дальнейшем определить участников эстафет. Особенностью программы являются мультимедийное сопровождение и наличие оригинального реквизита: "капельки чистой воды", сшитые из ткани, большой надувной бассейн, батуты - "клумбы", мозаика - "цветы", "индикатор чистоты".

Реквизит: набор цифр 1, 2, 3; надувной бассейн с цветными шариками; сачки для вылавливания шариков; детские самокаты; кегли на старт и финиш; батуты - "клумбы" 2 шт.; набор деталей детской мозаики для составления цветов; морские фуражки для капитанов команд; прибор (муляж) "индикатор чистоты"; сшитые из ткани "капли воды"; вазы (сосуды) для воды; сертификаты участника.

Действующие лица:

Капитан теплохода "Голубая волна";

Капелька - помощница Невы;

Юнга - помощник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий познавательной игровой программы

«Чистый город»

(для учащихся 2-х классов)

Автор: Е.В. Фомина,

педагог-организатор ГБОУ ДОД

 Центр внешкольной работы

«Академический»,

Калининский район,

 г. Санкт-Петербург.

В зале установлен экран и проектор. На экране – заставка «Чистый город». Входят дети. Фонограмма «Звук рынды». Выход  Капитана.

Капитан:           Добрый день, дорогие друзья! Вас приветствует капитан теплохода «Голубая волна» и мой помощник – Юнга! Теплоход «Голубая волна» прошел большой маршрут по рекам и каналам города. И сегодня я предлагаю вам совершить водную прогулку по Санкт-Петербургу. Мы пройдем по главной реке нашего города - красавице Неве. На протяжении всего пути нас будут окружать чистая невская вода и свежий балтийский ветер. Итак, теплоход  отправляется!

На экране – видео «Невские волны». Фонограмма «Шум воды».

Капитан:        Что это?

Голос Невы звучит под фонограмму «Шум воды».

Голос Невы:  Это я, Нева, главная река города. Уже более 300 лет моя вода                служит людям. Без меня жизнь в городе невозможна! Но люди не берегут и не ценят воду. А без чистой воды всё вокруг погибнет!

Я посылаю к вам свою помощницу – Капельку. Сделайте что-нибудь для моего спасения!

Фонограмма на появление Капельки.

Капелька:  Стойте! Подождите меня! (вбегает на палубу). Здравствуйте! Я – Невская Капелька. Представляете, я весь день искала чистую воду и не смогла ее найти! (показывает ведерко с «грязной водой»). В Неве только загрязненная мутная вода. Вы посмотрите на меня, во что я превратилась! А ведь была когда-то чистой!

Капелька демонстрирует запачканное платье.

Капитан:   Да, не порядок.

Капелька:  Надо что-то делать! Иначе я, Нева, все мы можем погибнуть!                                         

Капитан:   Спокойно! Без паники. Я знаю, что делать. Надо немедленно отправиться в экологическую экспедицию и выяснить, что можно сделать для спасения Невы и города. Только есть одна проблема: мой теплоход - прогулочный и не предназначен для экологических экспедиций. На нем нет необходимых приборов!

Капелька:  У меня есть с собой универсальный прибор – «индикатор чистоты», который может определять состояние воды, воздуха и почвы. Ведь в природе все взаимосвязано.

 Капитан:    Не сбиться с пути нам поможет карта маршрута. Вот она! (На экране появляется карта маршрута). А ваши знания, которые вы покажите во время экспедиции, помогут превратить воду из грязной в чистую.

Капелька:  Ребята, вы готовы отправиться в экспедицию и помочь Неве?                              (ответы детей).

 Капитан:   Отлично! В экспедицию отправляется команда «Чайка» 2 класса … школы! Капитан команды ……. (вручение фуражки). И команда «Парус» 2 класса … школы! Капитан команды ……. (вручение фуражки).  Прошу  капитанов на время экспедиции быть моими помощниками. Итак, вперед по маршруту исследования экологии окружающей среды. Повторяйте слова и движения за мной. А ты, Капелька, нам помогай.

Стихотворение-активизация на отправление:

По невскому маршруту (машут двумя руками над головой)

Бесстрашно мы плывем, (имитируют рукой волну)

Как город сделать чище, (имитируют мытье окон)

Решение найдем! (хлопают в ладоши)

Фонограмма «Шум волн и ветра».

Фотографии Невы на экране.

Капитан:   Ребята, мы с вами находимся на просторах Невы.

                   Нева – самая полноводная река, впадающая в Финский залив.

Капелька:  А знаете ли вы, что длина Невы составляет 74 километра, ширина местами достигает больше километра, а глубина  доходит до 24 метров!

Капитан: А кто знает, откуда берет начало Нева? Сейчас у вас есть время обсудить ответ, а после звукового сигнала капитан поднимает табличку  с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ команды будут получать по капле уже чистой воды. Юнга! Вручить капитанам набор цифр!

Юнга раздает набор цифр командам.

На экране первый вопрос и варианты ответов.

   Капитан: Итак, откуда же берет свое начало Нева?

                     1) Ладожское озеро;

                     2) Финский залив;

                     3) Сестрорецкий разлив. (Ответы команд.)

Капелька: Ой, смотрите! Чудеса! У меня в ведерке вода стала чище!

Капитан:   И первые очищенные капли мы вручаем командам!

Капелька опускает по одной чистой капле в сосуды команд.

На экране - второй вопрос и варианты ответов.

 Капитан: Следующий вопрос: на сколько рукавов делится Нева?

                   1) 2;

                   2) 3;

                   3) 5.

Ответы команд. Капелька опускает по одной чистой капле в сосуды команд.

На экране - третий вопрос и варианты ответов.

Капитан:  Как вы думаете, какой мост  перекинут  через Неву?

                1) Дворцовый мост;

                2) Аничков мост;

                3) Банковский мост.

Ответы команд. Капелька опускает по одной чистой капле в сосуды команд.

Капитан:   Молодцы! Благодаря вам эти капли воды, которые вы получили, стали    чистыми.

Капелька:  Внимание! Я сделала забор воды, и мой «индикатор» показал «sos». Это значит, что в воде находится огромное количество ядовитых веществ! Катастрофа! Надо что-то делать! Как ее очистить?

Капитан:   Я вижу прямо по курсу «Водоканал». Причаливаем!

Фонограмма «Звук рынды».

На карте высветилась точка остановки.

На экране – фотографии здания «Водоканал».

Капитан:   Ребята, государственное предприятие «Водоканал» уже более 150 лет обеспечивает город водой, борется за чистоту поставляемой воды, а также призывает экономить воду. И если вы посетите музей Воды, который находится на территории предприятия, то узнаете, каким образом можно очистить воду. А сейчас давайте сами попробуем очистить водоем от мусора. Я приглашаю на площадку ребят, у которых есть посадочные билеты синего цвета.

Фонограмма «Выход детей на площадку».

 Построение команд в колонны.

Капитан:   Перед вами «водоем», в котором есть «мусор». Ваша задача - добежать до «водоёма», выловить сачком «мусор», вернуться к команде, выбросить «мусор» в корзину, передать эстафету следующему участнику. Команда «Чайка» очищает водоём от «мусора» зеленого цвета, а команда «Парус» - от «мусора» красного цвета. За первое место команда получит две «капли чистой воды», за второе место – одну «каплю». Приготовились, начали!

Фонограмма на эстафету «Очисти водоем».

Подведение итогов.

В это время Капелька делает забор воды.

Капелька:  Смотрите! Вода в Неве стала чище! Ура!

Капитан:   И она станет еще чище, если люди научаться беречь ее. Ведь от     качества этой воды зависит и наше здоровье.

Капелька:  Да, только люди часто забывают об этом, а беречь воду и не тратить     ее попусту у них почему-то не получается.

Капитан:   Ребята, скажите, каким образом люди могут экономить воду?     (Ответы детей).

Капитан:   Вода необходима для жизни. Ведь даже организм человека состоит на 80% из воды. И, сохраняя воду, люди сохраняют жизнь и свое здоровье. А нам пора отправляться дальше. Повторяем слова и движения за мной!

Стихотворение-активизация на отплытие.

Фонограмма «Шум волн и ветра».

На экране – фотографии городских проспектов.

Капитан:   Мы проплываем мимо Арсенальной набережной. Здесь нас ждет                        очередная остановка.

Фонограмма «Звук рынды».

На карте высветилась точка остановки.

Фонограмма «Шум машин».

Капелька:  (кашляет) Здесь находиться нельзя! Опасно! Мы задохнемся!

Капитан:   Что случилось?

Капелька: Я сделала забор воздуха. «Индикатор» показал, что здесь большое скопление вредного дыма, который отравляет воздух и организм человека!

Капитан:  А все потому, что машины оставляют за собой целые облака выхлопных газов. Предприятия загрязняют воздух. Из-за этого люди часто болеют.

Капелька:  Как же так? Надо что-то делать!

Капитан:   А я знаю совершенно безопасный для воздуха, экологически-чистый вид транспорта - самокат! Я прошу выйти на площадку ребят с билетами розового цвета.

Фонограмма «Выход детей на площадку».

Построение команд в колонны.

Капитан:   Каждая команда получает самокат. Первый участник, стартуя по сигналу, на самокате доезжает до кегли, огибает ее и, вернувшись обратно, передает самокат следующему участнику. Побеждает команда, которая закончит эстафету первой. Итак, приготовились, начали!

Фонограмма на эстафету «Самокат».

Подведение итогов.

Капелька:  Если все будут кататься на велосипедах, самокатах, роликах, или  ездить на трамваях, троллейбусах и другом электротранспорте, то воздух в городе станет чистым и безопасным для здоровья! Вот здорово!

Капитан:   Да, Капелька, ты права. А нам пора отправляться дальше.

Стихотворение-активизация на отплытие.

Фонограмма «Шум волн и ветра»

На экране – фотографии Летнего сада.

Капитан:   Мы проплываем мимо Летнего сада, самого известного сада нашего города. И здесь мы сделаем еще одну остановку.

 Фонограмма «Звук рынды»

На карте высветилась точка остановки.

Фонограмма «Пение птиц».

Капитан:   Летний сад является самым первым садом Санкт-Петербурга. Он был заложен в 1704 году. Про Летний сад говорят: «Это – петербургское чудо!». В центре задымленного каменного города зеленеет островок с пышными кронами деревьев.

Капелька:  Удивительно! Я взяла воздух на пробу, мой индикатор показал, что здесь воздух совершенно чистый!

Капитан:   Конечно! Ведь Летний сад существует не только для красоты, но и для   того, чтобы делать городской воздух чище.

Капелька:  Но одного Летнего сада мало! Чтобы очистить городской воздух от вредных веществ, в городе необходимо иметь гораздо больше таких садов и парков.

Капитан:   Верно. Ребята, а какие еще сады и парки нашего города вы знаете? (Ответы детей.)

Капитан:   Зеленые насаждения необходимы городу. И чем их больше, тем чище    воздух.

Капелька:  Но мне очень обидно, что в парках некоторые люди срывают цветы с клумб, топчут газоны, мусорят. А от этого зависит и состояние почвы. Ведь если почва заражена вредными веществами, то на ней ничего не вырастет.

Капитан:   А вы слышали о существовании специальной организации «Гринпис», что в переводе означает – «зеленый мир»? Эта организация придумала акцию по очистке природных территорий. В ней может принять участие любой желающий. И сейчас я предлагаю ребятам с билетами белого цвета тоже принять участие в акции под названием «Создадим красоту своими руками».

Фонограмма «Выход детей на площадку».

Капитан:   Прошу команды подойти к своим «клумбам». На них пока нет «цветов», а только детали, из которых вам надо будет собрать эти «цветы». Сердцевины «цветов» лежат по краям «клумбы». Ваша задача - по сигналу к «сердцевинам» прикрепить «лепестки». «Сердцевина» и «лепестки» должны отличаться по цвету. Побеждают те, кто справятся с заданием быстрее. При этом учитывается аккуратность и красота композиции. Готовые «цветы» должны быть аккуратно «высажены» на «клумбу». Приготовились, начали!

Фонограмма на эстафету «Создадим  красоту своими руками».

Подведение итогов.

Капелька:    (проверяет почву) Мой «индикатор» показал, что почва на «клумбах»   чистая.

Капитан:   Конечно, ведь на ней нет мусора и цветут цветы. Мы прошли весь маршрут исследования экологии  окружающей среды, выяснили, как важно сохранить чистыми воду, воздух и почву, и каким образом можно это сделать. А сейчас я прошу капитанов выйти на площадку и взять капли своей команды.

Капитаны проходят к каплям.

Капитан:    Я предлагаю объединить собранную командами чистую воду в одно ведерко и передать Капельке.

Капитаны «переливают» воду в пустое ведерко.

Капитан:     Вот сколько капель воды смогли очистить наши команды! Молодцы! Аплодисменты друг другу!

Фонограмма «Перевоплощение Капельки».

Капелька:   Смотрите! Я снова стала чистой! Как здорово! У меня сразу стало хорошее настроение. И я даже сочинила стихи! Сейчас я вам прочитаю, а вы, если согласны, дружно отвечайте «Да».

Только чистая вода

Нам нужна. Согласны? (ответы детей: «Да!»)

Сады должны цвести, тогда

И воздух будет чище. Да? (ответы детей: «Да!»)

Наш город чистым без труда

Сумеем сделать вместе. Да? (ответы детей: «Да!»)

Капитан:    Молодец, Капелька! И мы с ребятами отдаем это ведерко с чистой водой тебе.

Капитаны передают  ведерко Капельке.

Капелька:  Спасибо! Я обязательно передам эту «воду» Неве, и тогда в ней станет  больше чистой воды.  До свидания!

Капелька уходит.

Фонограмма «Шум воды».

На экране видео «Штиль на Неве».

Голос Невы: Спасибо вам, ребята, что вы не остались равнодушными к моей беде и смогли очистить воду. Если люди станут бережно относиться к воде и окружающей среде, то и окружающая среда будет благотворно влиять на здоровье людей.

На экране - заставка « Чистый город».

Капитан:   А сейчас на память о нашем путешествии каждая команда получает сертификат участника экологической экспедиции, а также семена цветов, которые вы сможете посадить у своей школы весной.

Фонограмма «Вручение сертификатов».

Капитан:  Берегите город, в котором вы живете! И помните: сохраняя    окружающую среду, мы сохраняем свое    здоровье!

                   До свидания! До новых встреч!

Фонограмма на выход детей из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательно-игровой программы на противопожарную тематику Тема: «Огонь друг, огонь враг»

Цель: в игровой форме донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности.Обучающие задачи:• продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности;• формировать усвоение школ...

Сценарий познавательно-игровой программы "Обитатели водоемов"

Игры,загадки,викторины на тему "Обитатели водоемов"...

Сценарий спортивно - игровой программы "Город Физкультурный"

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогощение двигательного опыта детей - од...

Сценарий познавательной игровой программы "Калейдоскоп осени"

Досуговое мероприятие для детей начальной школы....

Сценарий познавательно - игровой программы "Дружно вместе"

Данный сценарий предлагается  для учащихся первого года обучения учреждения дополнительного образования. В дружеской игровой атмасфере ребята  выполняют различные задания, направлнные на спл...

Сценарий познавательно-игровой программы для учеников начальной школы «Бумеранг добра».

Цель: духовно-нравственное развитие школьниковЗадачи:- создать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброты, бескорыстия, потребности в благотворительности;- развивать творчески...

СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ХЛЕБОБУЛОЧНОЕ ЦАРСТВО»

Программа "Хлебобулочное царство" предназначена для детей младшего школьного возраста. В игровой форме учащиеся познакомятся с процессами возделывания и уборки хлеба, расширят уже имеющиеся ...