Рабочая программа по воспитательной работе 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Микулина Александра Игоревна

Программа расчитана на 136 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospit_rabota.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендована

к использованию»

педагогическим советом

Протокол №

«____»_______20   г.

«Согласовано»:

с методическим объединением учителей

Протокол №

«____»_______20   г.

«Утверждаю»:

директор школы

Приказ №

«____» _______20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

модуль: воспитательная работа

для 4 класса

на 2017-2018 учебный год

Разработчик программы:

                                        Санкт-Петербург

                                                          2017

                       

    Пояснительная записка

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря  2010 г. № 1897).
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Программа «Развития образования в Санкт-Петербурге  на 2013-2020 годы».
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.).
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

     

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей .

     Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

     Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты,  инсценировки, праздники…

     Содержание деятельности уч-ся начальных классов  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

     Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».    

    В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                  

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

-  воспитание здорового образа жизни;

-  интегрирование усилий учителя и родителей;

 - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

                                Цели внеурочной деятельности:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться;

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.

                            Задачи внеурочной деятельности.

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я – концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

                                           Принципы программы:

 BD21300_ Включение учащихся в активную деятельность.

 BD21300_ Доступность и наглядность.

 BD21300_ Связь теории с практикой.

 BD21300_ Учёт возрастных особенностей.

 BD21300_ Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

 BD21300_ Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

                               

Прогнозируемые результаты:

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно-научного и социально-философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

                                       Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Планируемые метапредметные результаты

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;  

-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

-принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные направления программы:

  1. Я и Отечество.
  2. Я и школа.
  3. Я и моё здоровье.
  4. Я и моя семья.
  5. Я и окружающий меня мир.
  6. Работа с родителями.

Виды деятельности.

  • Организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  • Ведение кружков
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Использование аудиозаписей и ТСО
  • Детская благотворительность
  • Организация выставок, конкурсов
  • Беседы, игры;
  • Использование аудиозаписей и ТСО;
  • Тематические вечера;
  • Игры, направленные на раскрытие способностей; учащихся;
  • Викторины
  • Культпоходы в театры, музеи,  на выставки;
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
  • Фестивали, выставки;
  • Приглашение артистов театра
  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.

Общее количество часов-136

                           Содержание воспитательной деятельности.

Второклассники включены в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у них:

  1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. социальной активности;
  3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  4. приобщение к системе культурных ценностей;
  5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  9. навыков здорового образа жизни.

Учебно-тематический план

Дата

план/факт

Темы

Всего часов

Сентябрь (16ч)

Теория

Практика

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний

1

Тематический урок

1

Консультации для родителей

1

Классный час «Личная безопасность. Меры безопасно поведения во время подвижных игр. Соблюдение ПДД»

1

Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения»

1

Диагностическая методика «Лесная школа»

1

Консультации для родителей

1

Беседа «Символы моей Родины»

1

Информационный классный час «Это интересно знать»

1

Родительское собрание « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

3

Консультации для родителей

1

Подготовка и проведение  конкурса осенних букетов из природного материала

2

Консультации для родителей

1

Октябрь (16ч)          

КВН «Мы и наше здоровье»

1

Подготовка и участие в концерте, посвященном Дню Учителя

2

Экскурсия

5

Консультации для родителей

1

Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку»

1

Консультации для родителей

1

Классный час «Тепло родного очага»

1

Подготовка и проведение родительского собрания «Семейные праздники и их значение для ребенка»

3

Конкурс «Что нам осень принесла?»

1

                                   

Ноябрь (14ч)

                             

Консультации для родителей

1

Классный час «Мы есть то, что мы едим»

1

Познавательно-развлекательная игра «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

Консультации для родителей

1

Классное собрание «Традиции нашего класса»

1

Консультации для родителей

1

Подготовка и проведение конкурса творческих работ к Дню Матери

2

Классный час «Мудрые заповеди предков»

1

Праздник «День осенних именинников»

1

Подготовка и проведение концерта, посвященного Дню Матери

3

Консультации для родителей

1

                                     

Декабрь (16ч)

Консультации для родителей

1

Беседа «меры безопасности поведения на водоемах, покрытых льдом. Способы самоспасения»

1

Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные животные»

1

Консультации для родителей

1

Классный час « Что такое мой характер?»

1

Консультации для родителей

1

Участие в благотворительных акциях: «Посылка солдату-земляку», «От сердца к сердцу»

1

Подготовка и проведение новогоднего праздника

5

Консультации для родителей

1

Подготовка и проведение родительского собрания

3

Январь (14ч)

Конкурс «Святки – праздник народных игр»

1

Консультации для родителей

1

Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

1

Классный час (круговая беседа) «Я чувствую себя счастливым, когда…»

1

Консультации для родителей

1

Подготовка и проведение акции «Помоги птицам»

2

Консультации для родителей

1

Классный час «Ленинградский день Победы»

1

Экскурсия к монументу героическим защитникам Ленинграда

3

Беседа «Что значит для меня Родина?»

1

Праздник «День зимних именинников»

1

Февраль (16ч)

Консультации для родителей

1

Психологический классный час «Тренировка памяти»

1

Игра «Путешествие в страну рифмы»

1

Консультации для родителей

1

Подготовка и проведение праздника «День Любви и Дружбы»

2

Подготовка и проведение праздника День защитника Отечества

3

Консультации для родителей

1

Беседа «Боец, спасая всю страну, ты отстоял ее в бою»

1

Подготовка и проведение родительского собрания

3

Интеллектуальная игра «Колесо истории»

1

Классный час «В мире профессий»

1

Март (14ч)

Консультации для родителей

1

Деловая игра. «История праздника 8 Марта»

1

Подготовка и проведение праздника, посвященного Международному женскому дню

      4

Творческий проект. Конкурс правил «Конституция класса»

3

Консультации для родителей

1

Конкурс экологического плаката, посвященного Дню Воды.

2

Консультации для родителей

1

Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

1

Апрель (16ч)

Консультации для родителей

1

Беседа «Здоровый образ жизни» в рамках декады ЗОЖ

1

Консультации для родителей

1

Игра «Папа, мама, я – спортивная семья» в рамках декады ЗОЖ

2

Международный день детской книги. Конкурс чтецов. Подготовка и проведение.

3

Консультации для родителей

1

Классный час «Учимся беречь свое здоровье»

1

Игра на спортивной площадке «Кто быстрее?»

2

Консультации для родителей

1

Праздник весенних именинников

1

Проектная деятельность. Экологические проекты и их защита (ко Дню Земли)

2

Май (14ч)

Консультации для родителей

1

Подготовка к концерту, посвященному Дню Победы

3

Классный час «Этих дней не смолкнет слава.»

1

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне

2

Подготовка и проведение родительского собрания

3

Консультации для родителей

1

Акции «Цветочная рассада», «Цветник у родной школы»; работа на пришкольном участке.

2

Классный час «Каникулы – чудесная пора»

1

                                                                                     Итого:

20 ч

116 ч

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • проектор,

                             Список информационных источников

  1. План воспитательной работы на 2015-2016г
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
  3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
  6. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
  7. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
  10. Максимова Т.Н. Учебный год. Классные часы. Сборник. В 4-х книгах., М. «Вако»,2014
  11. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  12. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. 2-4 класс., М. «Вако», 2014
  13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов

Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...

Рабочая программа по воспитательной работе 1-4 класс

Рабочая программа по воспитательной работе 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 4 А класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД  для учащихся 4 А класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 3 класса...