Рабочая программа для 4 класса "Я - гражданин России"
методическая разработка (4 класс) на тему
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_ya-grazhdanin_rossii.docx | 62.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - гражданин России»
Автор: учитель начальных классов
Тихонова Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Обоснование
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств. Программа ориентирована на осознание ответственности младших школьников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Рабочая программа по духовно-нравственному направлению “Я – гражданин России” для 4а,4б, 4в,4г,4д классов МБОУ «СОШ №43» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Цели программы: создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма.
Задача программы:
- формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
- развивать толерантность в общении учащихся;
- формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» – г. Нижневартовска.
- воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда
Принципы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и
активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,
последовательность, прочность.
- Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
- Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.
- Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
- Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
- Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
- Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого принципа является многократное повторение упражнений, приемов, действий. При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.
Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,
- закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших,
- справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека,
- эстетическое развитие, художественное творчество.
Объём занятий рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год
Не менее 50 % - внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, посещение библиотеки.
Прогнозируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 3 раза в 4классах (сентябрь, декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Учебно-тематический план
№ | Основные разделы | Кол-во час. | УУД |
1 | Я и я | 4 | Формирование гражданского отношения к себе. Формировать, умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность. Формировать толерантные отношения к другим людям умение находить структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации. Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны. Анализировать своё поведение. Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения. |
2 | Я и семья | 5 | Формирование гражданского отношения к своей семье, Воспитывать чувства ответственности, справедливости, уважения и доверия друг к другу, самостоятельность. |
3 | Я и культура | 4 | Формирование отношения к искусству, формирование приемов работы по отбору источников информации в соответствии с учебной задачей. Уметь определять свою роль в обществе, выполнять. Формировать нравственные чувства и понятия. Освоение элементарных приемов проектной деятельности, формулировка выводов по проделанной работе На примере литературных героев учиться отстаивать свои права, вырабатывать культуру поведения и общения Формировать первичные представления о толерантности как качестве личности. |
4 | Я и школа | 6 | Формирование гражданского отношения к школе, развивать коммуникативные умения, корректное поведение в школе, в классе, участие в различных конкурсах. Воспитывать бережное отношение и уважение к книге; школьному имуществу; внимательное отношение к ученикам и учителям. Знать права и обязанности школьника, умение ставить цели и планировать учебную деятельность |
5 | Я и моё Отечество | 9 | Формирование гражданского отношения к Отечеству, овладение опытом межличностных отношений, Знать название своей Родины, города и его достопримечательностей, историю своего края, уважение к традициям и памятникам Формировать нравственные и патриотические чувства и понятия. Определять и оценивать поступки героев. |
6 | Я и планета | 6 | Формирование гражданского отношения к планете Земля, умение ставить цели и планировать учебную деятельность; оценивать собственный вклад в экологические акции; проводить самооценку уровня личных достижений в проводимых мероприятиях. Формировать первичные представления о толерантности как качестве личности. Воспитывать чувство терпимости к людям. Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека. Уметь определять свою роль в обществе, выполнять обязанности. |
Итого | 34 |
Содержание программы (основные узловые моменты)
1.“Я и я”(4ч)– формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Мини – проект.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. Победа деда – моя победа.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.
Форма проведения занятий:
Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр. Сюжетно -ролевая игра:4 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ», «Как понять друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение.
Занятия по программе в 4а,4б,4в,4г,4д классах ведёт руководитель внеурочной деятельности, учитель первой квалификационной категории Тихонова Наталья Николаевна. Занятия проводят учителя начальных классов, могут проводить специалисты, педагоги дополнительного образования.
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши
Технические средства:
компьютер, проектор.
Музыкальное оформление:
музыкальный центр, записи с песнями, используемые на занятиях.
Курс не требует большого количества спец. оборудования. Самым сложным аппаратом является слайд - проектор.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
8.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Ожидаемые результаты:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия; активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Отражение своих достижений в портфолио школьника.
Взаимоотношения учащихся можно будет увидеть при посещении различных мероприятий, в театре и в кино и т.д.
Рекомендуемая литература
Литература для педагога
1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
6. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Литература для детей
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
3.Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003
4. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во ча-сов | План | Факт | |
Символика России | 1 1 1 1 1 | 4а – 2.09 4б –6.09 4в – 6.09 4г -4.09 4д – 3.09 | 4а – 2.09 4б –6.09 4в – 6.09 4г -4.09 4д – 3.09 | ||
Символы нашего края. | 1 1 1 1 1 | 4а – 9.09 4б –13.09 4в -13.09 4г -11.09 4д – 10.09 | 4а – 9.09 4б -13.09 4в -13.09 4г -11.09 4д – 10.09 | ||
Поговорим о толерантности | 1 1 1 1 1 | 4а – 16.09 4б –20.09 4в -20.09 4г -18.09 4д – 17.09 | 4а – 16.09 4б –20.09 4в -20.09 4г -18.09 4д – 17.09 | ||
Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 1 1 1 1 | 4а – 23.09 4б -27.09 4в -27.09 4г -25.09 4д – 24.09 | 4а – 23.09 4б -27.09 4в -27.09 4г -25.09 4д – 24.09 | ||
Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. | 1 1 1 1 1 | 4а – 30.09 4б –4.10 4в -4.10 4г-2.10 4д – 1.10 | 4а – 30.09 4б –4.10 4в -4.10 4г-2.10 4д – 1.10 | ||
Моя семья. Мини – проект | 1 1 1 1 1 | 4а – 7.10 4б –11.10 4в-11.10 4г -9.10 4д – 8.10 | 4а – 7.10 4б –11.10 4в-11.10 4г -9.10 4д – 8.10 | ||
Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 1 1 1 1 | 4а – 14.10 4б –18.10 4в -18.10 4г -16.10 4д – 15.10 | 4а – 14.10 4б –18.10 4в -18.10 4г -16.10 4д – 15.10 | ||
Десант чистоты и порядка | 1 1 1 1 1 | 4а – 21.10 4б –25.10 4в -25.10 4г -23.10 4д – 22.10 | 4а – 21.10 4б –25.10 4в -25.10 4г -23.10 4д – 22.10 | ||
В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | 1 1 1 1 1 | 4а – 28.10 4б –1.11 4в -1.11 4г -30.10 4д – 29.10 | 4а – 28.10 4б – 1.11 4в -1.11 4г -30.10 4д –29.10 | ||
Правила жизни. Беседа с элементами игры. | 1 1 1 1 1 | 4а – 18.11 4б –22.11 4в -22.11 4г-20.11 4д – 19.11 | 4а – 18.11 4б –22.11 4в -22.11 4г-20.11 4д – 19.11 | ||
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». | 1 1 1 1 1 | 4а – 25.11 4б-29.11 4в-29.11 4г -27.11 4д – 26.11 | 4а – 25.11 4б-29.11 4в-29.11 4г -27.11 4д – 26.11 | ||
Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 1 1 1 1 | 4а – 2.12 4б –6.12 4в -6.12 4г -4.12 4д – 3.12 | 4а – 2.12 4б –6.12 4в -6.12 4г -4.12 4д – 3.12 | ||
Государственный праздник – День Согласия и примирения. | 1 1 1 1 1 | 4а – 9.12 4б –13.12 4в - 13.12 4г -11.12 4д – 10.12 | 4а – 9.12 4б –13.12 4в - 13.12 4г -11.12 4д – 10.12 | ||
День пожилого человека. Акция «Доброта души». | 1 1 1 1 1 | 4а – 16.12 4б –20.12 4в -20.12 4г -18.12 4д – 17.12 | 4а – 16.12 4б –20.12 4в -20.12 4г -18.12 4д – 17.12 | ||
Песни бабушек. Конкурс песен | 1 1 1 1 1 | 4а – 23.12 4б – 27.12 4в -27.12 4г -25.12 4д – 24.12 | 4а – 23.12 4б – 27.12 4в -27.12 4г -25.12 4д – 24.12 | ||
Откуда я родом. Презентация. | 1 1 1 1 1 | 4а – 13.01 4б –17.01 4в -17.01 4г -15.01 4д – 14.01 | 4а – 13.01 4б –17.01 4в -17.01 4г -15.01 4д – 14.01 | ||
Зачем нужно учиться в школе | 1 1 1 1 1 | 4а – 20.01 4б –24.01 4в -24.01 4г -22.01 4д – 21.01 | 4а – 20.01 4б –24.01 4в -24.01 4г -22.01 4д – 21.01 | ||
Мой город. Конкурс сочинений | 1 1 1 1 1 | 4а – 27.01 4б –31.01 4в -31.01 4г -29.01 4д – 28.01 | 4а – 27.01 4б –31.01 4в -31.01 4г -29.01 4д – 28.01 | ||
Путешествие в страну Законию. Викторина. | 1 1 1 1 1 | 4а –3.02 4б –7.02 4в - 7.02 4г -5.02 4д –4.02 | 4а –3.02 4б –7.02 4в - 7.02 4г -5.02 4д –4.02 | ||
Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | 1 1 1 1 1 | 4а – 10.02 4б –14.02 4в-14.02 4г -12.02 4д – 11.02 | 4а – 10.02 4б –14.02 4в-14.02 4г -12.02 4д – 11.02 | ||
Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 1 1 1 1 | 4а – 17.02 4б – 21.02 4в- 21.02 4г -19.02 4д – 18.02 | 4а – 17.02 4б – 21.02 4в- 21.02 4г -19.02 4д – 18.02 | ||
Я и моя семья. Фотовыставка. | 1 1 1 1 1 | 4а – 24.02 4б –28.02 4в-28.02 4г -26.02 4д – 25.02 | 4а – 24.02 4б –28.02 4в-28.02 4г -26.02 4д – 25.02 | ||
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 1 1 1 1 1 | 4а – 3.03 4б –7.03 4в-7.03 4г -5.03 4д – 4.03 | 4а – 3.03 4б –7.03 4в-7.03 4г -5.03 4д – 4.03 | ||
Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 1 1 1 1 | 4а – 10.03 4б –14.03 4в -14.03 4г -12.03 4д – 11.03 | 4а – 10.03 4б –14.03 4в -14.03 4г -12.03 4д – 11.03 | ||
Панорама добрых дел. | 1 1 1 1 1 | 4а – 17.03 4б – 21.03 4в - 21.03 4г -19.03 4д – 18.03 | 4а – 17.03 4б – 21.03 4в- 21.03 4г -19.03 4д – 18.03 | ||
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 1 1 1 1 | 4а – 7.04 4б –4.04 4в- 4.04 4г -2.04 4д – 1.04 | 4а – 7.04 4б –4.04 4в- 4.04 4г -2.04 4д –1.04 | ||
Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | 1 1 1 1 1 | 4а – 21.04 4б –18.04 4в-18.04 4г -16.04 4д – 15.04 | 4а – 21.04 4б –18.04 4в-18.04 4г -16.04 4д – 15.04 | ||
Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 1 1 1 1 | 4а – 28.04 4б-25.04 4в-25.04 4г -23.04 4д – 22.04 | 4а – 28.04 4б- 25.04 4в-25.04 4г -23.04 4д – 22.04 | ||
Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | 1 1 1 1 1 | 4а – 5.05 4б –30.04 4в-30.04 4г -30.04 4д – 29.04 | 4а – 5.05 4б –30.04 4в-30.04 4г -30.04 4д –29.05 | ||
Я - житель планеты Земля. Круглый стол. | 1 1 1 1 1 | 4а –12.05 4б –7.05 4в-7.05 4г -7.05 4д – 6.05 | 4а –12.05 4б –7.05 4в-7.05 4г -7.05 4д – 6.05 | ||
Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 1 1 1 1 | 4а – 19.05 4б –16.05 4в-16.05 4г -14.05 4д – 13.05 | 4а – 19.05 4б –16.05 4в-16.05 4г -14.05 4д – 13.05 | ||
Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | 1 1 1 1 1 | 4а – 26.05 4б –23.05 4в-23.05 4г -21.05 4д – 20.05 | 4а – 26.05 4б –23.05 4в-23.05 4г -21.05 4д – 20.05 | ||
Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | 1 1 1 1 1 | 4а – 24.05 4б –30.05 4в-30.05 4г -28.05 4д – 27.05 | 4а – 24.05 4б –30.05 4в-30.05 4г -28.05 4д – 27.05 | ||
Всего | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
- Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
- За что хвалите, за что наказываете?
- Как поощряете? Как наказываете?
- Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурныйчеловек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.
В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Законы дружбы
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
- Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
- Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Не предавай друга.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
- Герой – за Родину горой.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
- Где родился, там и сгодился.
- Всякому мила своя сторона.
- За край свой насмерть стой.
- Где смелость – там победа.
- Русский боец – всем молодец.
- Смелого враг не берет.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
- Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
- Друг денег дороже.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Друг познается в беде.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Доброе братство лучше богатства.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Тайное всегда становится явным
- Шила в мешке не утаишь.
- Кто правдой живет, добро наживет.
- Правда светлее солнца, дороже золота.
- Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Скромность каждому к лицу.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Совесть без зубов, а гложет.
- Не дал слово – крепись, а давши – держись.
- Нет большего позора, как не выполнить уговора.
- «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
- Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
- Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
- Кто ленив, тот и сонлив.
- Лень до добра не доводит.
- Ленивому всегда праздник.
- Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
- Кто любит труд того люди чтут.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Всякий человек у дела познается.
- Делано наспех – сделано насмех.
- Играть играй, да дело знай.
- У ленивого что на дворе, то и на столе.
- Делать добро спеши.
- Свет не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Зла за зло не воздавай.
- Добро помни, а зло забывай.
- За добро плати добром.
- Доброму слову и добрая слава.
- Доброму слову – добрый ответ.
- Великое слово – «Спасибо!».
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Других не суди – на себя погляди.
- На что клад, когда в семье лад.
- Почитай старых, сам будешь стар.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Мир да лад – большой клад.
- На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
- При солнце тепло, а при матери – добро.
- Своя семья – самые верные друзья.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Здоровье дороже золота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Я - гражданин России"
Эта программа может использоваться в блоке дополнительного образования...
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный...
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" для 2 класса. Горский. ПНШ.
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" с КТП для 2 класса и УДД. Горский. ПНШ....
Рабочая программа кружка "Я-гражданин России". 1 класс.
Рабочая программа кружка "Я-гражданин России". 1 класс....
Рабочая программа кружка "Я - гражданин России"
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Основная цель курса формирование основ патрио...
Рабочая программа кружка «Я – гражданин России!»
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на...