Рабочая программа для 2 класса "Наша безопасность"
методическая разработка (2 класс) на тему

Тихонова Наталья Николаевна

Программа курса для учащихся I—IV классов общеобразовательных учреждений раз­работана в соответствии с требованиями Федеральных законов Рос­сийской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О по­жарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О граж­данской обороне» и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2kl_nasha_bezopasnost.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа внеурочной деятельности  

«Наша безопасность» для 2 классов

Пояснительная записка

Программа курса для учащихся I—IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

                       Цель обучения по данной программе: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,  бережное отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни, формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи курса:

  1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.
  2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения и личной безопасности
  3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения   с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы.
  4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
  5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
  6. Использовать материально – технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Место программы в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в рамках внеурочной деятельности для учащихся.

Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом

особенностей познавательной деятельности детей;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность  всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

 В результате освоения программы  формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— знать организацию системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— уметь оказать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

      Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД, основ безопасности в школе и администрацией. Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств. В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.

На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

В зависимости от решения администрации образовательного учреждения данная программа может изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности могут изучаться факультативно, за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Примерный тематический план программы  (I—IV классы)

№ раздела

и темы

Наименование раздела и темы

Из них по классам

1

2

3

4

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

2

1

1

1

Ориентировка в окружающем мире

2

2

2

1

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге

5

5

5

6

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

2

2

2

2

Безопасное поведение на воде

2

2

2

2

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

2

2

2

2

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира

3

3

3

3

Безопасное поведение на природе

1

2

2

2

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

2

2

2

Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

1

1

1

1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2

2

2

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

2

2

2

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

1

1

1

1

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1

1

1

1

Основы здорового образа жизни

1

1

1

1

Инфекционные заболевания. Их профилактика. Основы личной гигиены

1

1

1

1

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика

1

1

1

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1

1

1

1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

1

1

1

1

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

1

1

1

Всего часов

33

34

34

34

Календарно – тематическое планирование

  (II класс)

№ темы

Наименование раздела и темы

Кол – во часов

Дата проведения

Фактическое проведение

1

Безопасное поведение на  улицах и дорогах.

1

2д  -  2.09

2

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге

1

2д  -  9.09

3

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

1

2д  -  16.09

4

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Знаки дорожного жвижения.

1

2д -  23.09

5

Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

1

2д -  30.09

6

Меры безопасности при пользовании водными переправами. Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах.

1

2д  -  7.10

7

Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся.

1

2д -  14.10

8

Экскурсия  на природу. Как ориентироваться в лесу.

1

2д  -  21.10

9

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

1

2д  -  28.10

10

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

1

2д  -  11.11

11

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

1

2д  -  18.11

12

Сигналы светофора и регулировщика.

1

2д  -  25.11

13

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира

1

2д  -  2.12

14

Правила посадки и высадки из транспортного средства.

1

2д -  9.12

15

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

2д  -  16.12

16

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

1

2д  -  23.12

17

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров

1

2д  -  13.01

18

Страх, навыки.

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

1

2д  -  20.01

19

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

1

2д  -  27.01

20

Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

1

2д -  3.02

21

Переходим улицу, площадь, перекресток.

1

2д -  10.02

22

Отравление. Причины отравлений грибами.

1

2д -  17.02

23

Основы здорового образа жизни

1

2д -  24.02

24

Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.

1

2д -  3.03

25

Профилактика отравлений.

1

2д  -  10.03

26

Признаки отравления пищевыми продуктами.

1

2д -  17.03

27

Первая помощь при отравлении грибами.

1

2д -  31.03

28

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1

2д  -  7.04

29

Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий.

1

2д -  14.04

30

Виды  транспортных средств.

1

2д  -  21.04

31

Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и  на льду. Способы самоспасения.

1

2д -  28.04

32

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

1

2д  -  5.05

33

Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

2д  -  12.05

34

Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся.

1

2д -  19.05

Всего часов

34

Примерное содержание учебной программы

 (II класс)

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

Безопасность на улице, во время прогулок и игр.

                        Ориентировка в окружающем мире. 

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

                        Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге.

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Детские шалости с огнём и их последствия.  Причина возникновения пожаров в доме. Как действовать при возникновении пожара дома,  в школе, на транспорте.

                       Безопасное поведение на воде.

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила поведения на пляже. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.        

Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

                         Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Безопасное поведение на природе.

Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

                     Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

В лес за грибами и ягодами. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Травмы, порезы, ссадины и царапины. Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами. Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений.  Первая помощь при отравлении грибами. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Указание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

                     Основы здорового образа жизни.

Хронические неинфекционные заболевания, их причины связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы, сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Близорукость и дальнозоркость. Слух и глухота. Осанка. Избыточный вес.

                    Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), краткая их характеристика и правила пользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".

Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, п...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

Рабочая программа по основам безопасности движения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо _Основам безопасности движенияАвторская адаптационная разработка программы «Зелёный свет» в стадии апробации. Автор Мышкина И.Д....

Рабочая программа факультатива "Дорожная безопасность" 2 класс

Рабочая программа сождержит поурочное планирование уроков по ПДД для 2 класса. 9 уроков в год....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности   составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»

     Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрыва...