Рабочая программа по краеведению для младших школьников
рабочая программа (3 класс) на тему

Докучаева Елена Владимировна

Программа курса "Азбука родного края" составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нрвственных ценностей обучающихся. В основе программы- развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_azbuka_rodnogo_kraya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                            Рабочая программа курса краеведения

                                                                 «Азбука родного края»

                                                             для младших школьников

                                             разработана  Докучаевой Еленой Владимировной

                                                                                    учителем начальных классов

                                                                                первой квалификационной категории,

                                                                              руководителем краеведческого кружка

 

                                                                                 2016 – 2017 уч. год

                                                                                                       

                                                                                                 Пояснительная записка

Программа курса «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа «Азбука родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо  хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному  краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно  на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.

Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество,  причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.

Отличительными особенностями  программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретать знания о природе родного края, его истории, населении, быте, культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  •  воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать  нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • формировать навыки правильного взаимодействия с природой.
  • развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные научные знания;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Условия реализации программы

Программа «Азбука родного края» составлена для учащихся  9 - 10 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 37 часов  в год.

Программа позволяет дать учащимся базовые знания для дальнейшей краеведческой работы, заинтересовать школьников в исследовании  родного края, вооружить ребят системой прочных знаний,  привить им краеведческие навыки. Материал отбирается от простого к сложному, границы краеведческих исследований постепенно расширяются по мере овладения школьниками навыками краеведческой деятельности.

Методы работы:

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

        

Объекты изучения:

История: история  своей  семьи,  села, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее родного края;

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                      

  Культура: народные обычаи родного края;  писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

Ожидаемые результаты от реализации программы

 Обучающиеся должны знать:

  • название  региона, родного города (села);
  • символику региона, города, школы;
  • традиции русского народа и семьи,
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;
  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

                                                                                                     

                                                                                    Развернутое тематическое планирование

№ п\п

       Название  темы

Кол-во часов

    Элементы содержания

                               Дата

    Примечание

  1

Введение

  1

Что изучает краеведение?

    05.09

  2

Мой дом

  1

Понятие «дом»: дом-жилище, дом-семья, дом-это место жизни человека

    12.09

  3

Мир твоего дома

  1

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома.

    19.09

  4

Жизнь каждого члена семьи

  1

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники.

     26.09

  5

Отношения в семье

  1

Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах.

     03. 10

  6

Моя родословная

  1

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

      10.10

  7

Я и мое имя

  1

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку?

       17.10

  8

Родная школа

  1

История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы

        24.10

  9

Трудовая жизнь в школе

  1

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения

        31.10

 10

Составление макета «Школа -мой дом»

  1

Необходима предварительная подготовка материала

          07.11

  11

Составление макета «Школа -мой дом»

  1

Необходима предварительная подготовка материала

          14.11

  12

Народные праздники и обряды

  1

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура

          21.11

  13

Новый год

  1

Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах

          28.11

  14

Рождественские колядки

  1

Праздник Рождество Христово

          05.12

  15

Обобщение по пройденным темам

  1

Обобщение знаний учащихся

          12.12

  16

Мое село

  1

Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей

          19.12

  17

Заочное путешествие по древнему Воронежу

  1

     

          26.12

  18

Крестьянская изба

  1

Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Какие магические знаки защищали постройку

         09.01

  19

Крестьянский быт.

  1

Назначение предметов крестьянского быта

        16.01

  20

История одежды. История вещей

  1

Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме Воронежского края

        23.01

  21

Язык народа

  1

Сказки, пословицы, поговорки русского народа

        30.01

  22

Язык народа

  1

Сказки, пословицы, поговорки русского народа

          06.02

 23

Наше село сейчас

  1

Жизнь нашего села в современное время

          13.02

  24

Экскурсия по селу

  1

          20.02

  25

Экскурсия по селу

  1

          27.02

  26

Занятия населения в древности

  1

Основные занятия сельских жителей в древности

          06.03

  27

Такие разные профессии

  1

Какие сейчас профессии у сельских тружеников

 

          13.03

  28

Профессии в моей семье

  1

Профессии взрослых членов семьи

          20.03

  29

Экскурсии на предприятия (почта)

  1

          27.03

 30

Экскурсии на предприятия (магазин)

  1

          03.04

 31

Экскурсии на предприятия (мастерская)

  1

         10.04

  32

Уборка территории памятника

  1

         17.04

  33

Уборка территории памятника

  1

         24.04

  34

Уборка территории памятника

  1

         08.05

  35

«Знатоки родного края»

  1

Обобщение изученного за год

         15.05

  36

«Знатоки родного края»

  1

Обобщение изученного за год

         22.05

  37

«Знатоки родного края»

  1

        викторина

         29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» для учащихся начальных классов...

Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...

Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс

Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками...