Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
статья на тему

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное…»  Аристотель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Головко О. Н. учитель начальных классов

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное…»  Аристотель

Проблема организации культурно-досуговой деятельности заслуживает внимания уже лишь потому, что человек, умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению интереса к этому окружающих его людей.

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности.

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем . Но можно ли отождествлять свободное время с досугом?

Скорее всего нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг».

 Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

-отдых

-развлечение

-общение

-саморазвитие

Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я».

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира. Через культурно-досуговую деятельность ребенок социализируется в обществе.

         Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения.

Именно в процессе общения в условиях досуга формируются коммуникативные компетенции, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. .

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация.

Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.

Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

 И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

   

Формы работы со старшеклассниками и молодежью

Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)

Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)

Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)

Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные

Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.

Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.

Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах  - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы

Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

   Работа с детьми младшего школьного возраста.

В своей работе с детским коллективом я использую различные методы и формы культурно-досуговой деятельности, а именно:

постоянно принимаем участие в различных акциях, конкурсах, викторинах, провожу КВНы, утренники, беседы, экскурсии, занимаемся   проектной деятельностью.

Из 19 человек -  12 человек посещают музыкальную школу, 4 человека ДК «Лада», 3 человека спортивную секцию-футбол.

Мои ребята являются активными участниками всех школьных мероприятий, районных конкурсов, олимпиад различного уровня.

1 место в сетевой олимпиаде по русскому языку (27 января) Аникина Анна,

2 место Чубенко Яна и Агишева Юлия.

В сетевой олимпиаде по математике: 1 место-Агишева Юлия

2 место-Аникина Анна и Чубенко Яна

В сетевой комплексной олимпиаде среди обучающихся 4 классов в Новопушкинской средней школе – 1 место Чубенко Яна.

Заключение

Занимаясь культурно-досуговой деятельностью, у детей формируются коммуникативные, информационные, учебно-познавательные, общекультурные, социально-трудовые компетенции.

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный  досуг для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация классного коллектива: формы самоуправления, традиции, культурно - досуговая и трудовая деятельность"

В данной статье описан опыт работы учителя начальных классов по формированию классного коллектива: формы организации самоуправления, традиции класса, организация культурно - досуговой и трудовой деяте...

Формирование компетентности в сфере самостоятельно-позитивной деятельности у учащихся младших классов

Ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебны...

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом....

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют со...