Методика для изучения процессов и результатов развития личности учащегося.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Овсянникова Нина Анатольевна

Методика «Пословицы».

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для изучения процессов и результатов развития личности учащегося:

Методика «Пословицы».

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале  

1балл — согласен в очень незначительной степени;

2балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1 а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г)что за честь, коли нечего есть.

а) не хлебом единым жив человек;

б) тому хорошо живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5.а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11 а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12 а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б)на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, неученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15 а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных.

 Текст методики, содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни,

б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — незначимость материального благополучия в жизни,

б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь,

б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни,

б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5)а, в — решительное отношение к жизни,

б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям,

 б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям,

б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям,

 б, г — эгоистическое отношение к людям;

11)а, в — альтруистическое отношение к людям,

б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы,

 б, г — незначимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья,

б, г — незначимость ученья;

14) а, в — значимость труда,

б, г — незначимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов,

 б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие личности учащихся с нарушением интеллекта

Представляется разработка рекомендаций по обеспечению целенаправленного развития личности учащихся с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.

Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно...

Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника

В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе...

Статья "Профессиональная компетентность как ресурс совершенствования учебно-педагогического процесса: новые инструменты развития личности учителя и ученика." (текст +презентация)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Буклет. Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся.

Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся в виде буклета....