Классный час на тему "Разговор по душам"
классный час (2 класс) на тему

Шумеева Елена Борисовна

Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», «компромисс»

Задачи:

  • формировать умение анализировать конфликтные ситуации,
  • способность критически анализировать собственные действия в 
  • конфликте и улаживать конфликты с помощью убеждения, договора, объяснения.
  • развивать в детях стремление к поддержанию дружеских и уважительных отношений с окружающими их людьми.
  • воспитывать желание и стремление находить нравственно приемлемые пути разрешения конфликтных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_razgovor_po_dusham.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час 2 класс "Разговор по душам"

Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», «компромисс»

Задачи:

  • формировать умение анализировать конфликтные ситуации,
  • способность критически анализировать собственные действия в 
  • конфликте и улаживать конфликты с помощью убеждения, договора, объяснения.
  • развивать в детях стремление к поддержанию дружеских и уважительных отношений с окружающими их людьми.
  • воспитывать желание и стремление находить нравственно приемлемые пути разрешения конфликтных ситуаций

Оборудование:

  • оформление доски: корабль, острова, рисунки детей; 
  • мультимедийная презентация, у каждого ребёнка осколок 
  • зеркало (бумажный вариант)

Ход классного часа

Круг радости

«Снежная королева». Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена  «Снежная королева»: Жил-был тролль, злющий презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось в несколько раз, а всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалось на всё лицо. Все ученики тролля рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.

И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. И вот однажды оно вырвалось у них из рук и разбилось вдребезги. Миллионы его осколков наделали много бед. Разлетелись они по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с осколком в глазу начинал видеть всё шиворот на выворот или замечать в каждой вещи только дурные стороны. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда.

Я думаю, что осколки этого зеркала не попали ни кому из вас не в глаз, ни в сердце.

Давайте станем в круг и скажем хорошее о своём соседе. Каждый из вас узнал, что-то хорошее о себе. Мы знаем о том, что человек чувствует себя замечательно только тогда, когда  слышит хорошее, доброе, приятное. Давайте и мы используем этот положительный совет. Сейчас мы постараемся настроить себя на веселую и добрую волну. А сделаем это с помощью слов. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:

  • Я думаю только о хорошем (пауза),
  • Вижу только хорошее   (пауза),
  • Слышу только хорошее (пауза),
  • Говорю только хорошее  (пауза),
  • Делаю только хорошее  (пауза),
  • И хожу только дорогою добра!  (все открывают глаза).

А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Таня, Рома, Вика, Никита, Лера …. (перечисляю имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу. Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим человеку и очень нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. Хорошо?!

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

В своё путешествие мы отправляемся на этом прекрасном корабле, который называется «Моя семья». Я думаю, что вы считаете свой класс второй семьёй.

Остров № 1. Обитатели этой планеты говорят очень тихо. Поэтому, чтобы хорошо слышать, они стараются подойти друг к другу как можно ближе.

Остров № 2. Обитатели этой планеты говорят очень громко. Сопровождают свою речь жестами «от плеча». Чтобы не ударить собеседника, они становятся на расстоянии 1-2 м друг от друга.

Остров № 3. Обитатели этой планеты говорят очень громко.

  • Как называется ваша планета?
  • Как выглядят обитатели вашей планеты?
  • Какая погода обычно бывает на вашей планете?
  • Что облегчает общение обитателей вашей планеты? А что затрудняет?

Конфликт. Назовите синонимы к нему( спор, ссора, драка, война….)

  • Что вы понимаете под словом «конфликт»?
  • Когда вы произносите слово «конфликт», какие образы у вас возникают? На что «похоже» это слово?
  • Действительно, конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое или несколько человек не могут достичь согласия между собой.
  • Из-за чего могут возникать конфликты?
  • Ребята, теперь запишем на доске основные причины конфликтов.

Конфликты возникают тогда, когда…

  • кто-то берет без разрешения чужие вещи;
  • кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
  • кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
  • кто-то к кому-то пристает;
  • кто-то кого-то дразнит (и т.д.).

Я обидел человека, люди,

Нехотя, лениво, без вины…

Я забыл извечные основы,

Я не захотел себя сдержать

И дурное ранящее слово

В грудь всадил по рукоять.

  • Расскажите, случалось ли так, что вы обижали кого-то из близких и друзей без всякой на то причины?
  • А жалели  вы об этом?
  • Бывают ли конфликты в классе?
  • Из-за чего чаще всего  в классе возникают конфликты? Как это влияет на общую атмосферу в классе?

Ситуации для ролевого тренинга:

  1. Мальчик подошёл к играющим детям и сказал: «Эй, вы, возьмите меня играть!», а потом спокойно добавил «Пожалуйста»
  2. Незнакомый мальчик подошёл к Сергею и сказал: «Давай поиграем!». На что Сергей ответил: «Это мои игрушки и я играю с ними один». Дальше произошло следующее ….
  3. «Я хочу вон-то яблоко» – сказал Артём незнакомой женщине. «Если хочешь, сходи в магазин и купи». - Спокойно ответила женщина.

В. Бочарников. «Драка»

       Что гусь по имени Фантомас вспыльчив и драчлив, я знал. Случалось, и Витек от него удирал, когда не было под рукой прутика. Да что Витек! И против коровы Фантомас выступал: распрямит шею во всю длину, угнет к земле и бежит, шипит страшно…

       Пес Барбос с Фантомасом держались отчужденно, хотя жили в одном дворе. Бывали ли у них схватки до этого, не знаю, не доводилось видеть. Фантомас держался независимо, пес ему не уступал. Но все обходилось злобным шипением с одной стороны и злобным рычанием с другой стороны.

       Конфликт между ними возник неожиданно. Барбосу вынесли промасленные косточки, и он смачно похрустывал ими, а проходившая мимо гусыня нечаянно задела крылом собачий хвост. Барбос кинулся на нее, зарычал, зло оскалил зубы. Отогнал. Фантомас, оскорбленный за подругу, закипел от гнева. Ни мгновения не раздумывая, кинулся на обидчика; шея молниеносно распрямилась и стала грозной, как стрела, клюв, щелкнув, издал такое устрашающее шипение, что у пса на загривке поднялась шерсть. С оскаленной пастью Барбос кинулся на Фантомаса. Гусь принял бой. Он сделал стремительный выпад и клюнул собаку прямо в нос, тут же отскочил и, приподнявшись на лапах, выпятив грудь, с треском раскинул крылья на полный мах. Перед Барбосом была грозная громадина. Пес замер, а затем затряс ушастой башкой – так неприятен был гусиный щипок в нос – зафыркал, зачесался лапой.

         Только после этого Барбос ринулся на гуся. Но тот еще раз хлопнул крыльями и щелкнул клювом. Ни на сантиметр не попятился. Пес рычал, поскуливал, но приостановил атаку. Долго они стояли друг перед другом в позе бойцов – и разошлись.

Ничья! – возгласил с крыльца Витек, захлебываясь от смеха.

  • Можно ли сказать, что у людей также неожиданно могут возникать конфликты?
  • Вы знаете такие примеры?
  • А знаете ли вы, как можно не допустить или уладить такой конфликт?

Упражнение «Скульптура»

  1. Сядьте на край стула, высоко поднимите голову, выпрямите спину.
  2. Откиньтесь на спинку стула, поднимите голову, закиньте ногу за ногу, скрестите руки на груди.
  3. Встаньте, опустите голову и плечи, сцепите руки за спиной.
  4. Поднимите голову, расправьте плечи, широко расставьте ноги, руки на бедрах.
  • Какое чувство вызывает у вас эта поза?
  • Какое впечатление такая поза производит на других?
  • В каких ситуациях вы принимаете эту позу?
  • Что вы хотите этим показать, выразить?
  • Расскажите, что чувствует ваше тело?
  • Как вы думаете, чему учит это упражнение?

В неестественной позе, без движения человек чувствует напряжение во всем теле. И чем дольше пребывает он в этой позе, тем напряженнее его тело. Конфликт – это тоже неестественное состояние человека. Конфликт приводит к психическому напряжению и стрессу.  Поэтому лучше не доводить дело до конфликта, а все вопросы решать мирным путем, достойно и по-человечески.

  • Что такое согласие?
  • Как вы понимаете выражение – «найти компромисс»?
  • Прочитайте определение слова «компромисс». «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». (По С.И.Ожегову)

Человеческая мудрость подарила нам очень много советов и назиданий. Так, например, древнеиндийские мудрецы говорили, что даже в плохом настроении нельзя произносить слова, которые могут обидеть других. На Востоке считали, что слово – как стрела, которая даже может убить человека.

Давайте будем помнить о том, что человек всегда должен стремиться преодолеть конфликт мирно, разумно, достойно разрешая любые сложные жизненные ситуации.

Ребята! На протяжении всего классного часа мы рассуждали об общении и взаимоотношениях людей. У нас появился определенный опыт, новые знания по этим вопросам. Дома подумайте и составьте пять «Золотых правил» общения. Эти  правила мы поместим на паруса нашего корабля путешествий.

Рефлексия  Помните в начале занятия  я вам рассказала про злого гнома и его зеркало. Я предлагаю вам на осколках зеркала написать с одной стороны плохое качество, которое есть у вас, но вы хотите его искоренить. А на другой стороне самое лучшее качество, которое есть у вас. Осколки зеркала склеим в одно большое зеркало с хорошими качества на лицевой стороне, а всё плохое пусть уйдёт от нас.

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется к вам по кругу.

Правила общения:

  1. Будьте спокойны и выдержанны.
  2. Уважайте других и себя самого.
  3. Учитесь слушать и понимать.
  4. Не перебивайте.
  5. Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
  6. Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
  7. В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
  8. Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
  9. Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки. 

Чтение текста «Драка с разных точек зрения» 

На прошлой неделе во втором «Г» произошла драка. Дело было так.

После первого урока Карасев обозвал Иванову выдрой. Он всегда легко раздражается, считает, что все нарочно его злят. В ответ он дерется со всеми, чтобы проучить своих обидчиков, научить их себя вести. За последнюю четверть он участвовал уже в 84 драках.

Его грубое слово слышал стоявший рядом Перышкин. Этот мальчик – любитель книг о путешествиях и великих открытиях, мечтает совершить подвиг. Но возможностей для этого пока еще не было. Для тренировки он решил совершать более мелкие благородные поступки.

Чтобы защитить безответную Иванову, он на следующей перемене подошел к Карасеву и, ни слова не говоря, толкнул его в грудь. Карасев не понял, почему его толкают, но на всякий случай стукнул Перышкина по лбу. Завязалась драка.

За ней наблюдали многие, но с особым интересом – Степанов и Белянчикова.

Степанов занимается у-шу и вообще интересуется восточными единоборствами. Он любит смотреть на поединки, потому что в них проявляется сила духа и тела человека. Та драка его разочаровала – в ней он не увидел ни одного настоящего приема.

Белянчикова – самая красивая девочка класса. Она никогда об этом не забывает, всегда чувствует себя так, будто она выступает на сцене, а все остальные из зала на нее смотрят, и поклонники борются за ее внимание. Она была уверена, что мальчики подрались из-за нее.

Шум привлек внимание сначала тети Поли – уборщицы, а потом и директора школы Владимира Сергеевича.

Тетя Поля работает в трех местах. Устает. Всегда расстраивается, что ребята очень много мусорят, скачут и дерутся, не понимают никаких слов. Вот и после той драки ей пришлось снова подметать коридор.

Владимир Сергеевич не любил, когда нарушали дисциплину, и сочувствовал учителям, особенно молодым, таким, как Марина Анатольевна – учительница второго «Г». Он всегда пытался помочь им, мечтал улучшить систему обучения и купить новую мебель для актового зала. С его приходом драка прекратилась.

Все разошлись. Каждый, кто участвовал в драке или наблюдал за ней, имел об этой ситуации свое мнение.

А Иванова так и не узнала, что случилось. Она пошла к зубному врачу.

  • Давайте определим, что явилось причиной конфликта?
  • Как бы вы поступили на месте Карасева, Перышкина, Степанова, Белянчиковой и директора школы?

Побеседуем Н. Абрамцева. «Поговорили»

Жил-был голубой зонтик. Голубой, голубой. Даже в самую ненастную погоду, а другой погоды зонтик не знал, он казался ярким и веселым. Зонтик очень любил свою работу зонтика. Каким бы сильным ни был дождь, ни одной самой маленькой дождинке не удавалось упасть на хозяйку зонтика. Он не позволял. Вернувшись домой, зонтик любил посушиться, погреться у батареи. А потом его закрывали, прятали в шелковый чехол, и он спал до следующего дождя. Однажды, когда зонтик сушился, к нему подошла кошка. Она долго смотрела на мокрый зонтик. А потом сказала:

-Странный у тебя вкус. Гулять под дождем... Каждый знает, что нет ничего лучше солнца.

-Я не просто гуляю, – зонтик покачивался на своих растопыренных спицах, – я провожаю хозяйку. Я не боюсь дождя. А вот это... Как ты сказала? Солнце, что ли? Кто это? Я его не знаю.

-Как?! – кошка широко раскрыла зеленые с желтыми крапинками глаза. – Как?! Ты не знаешь солнца? – кошка чуть не задохнулась.

-Нет, – спокойно ответил зонтик, – никогда не встречались.

-Да ты что! – кошка вытянула шею, задергала хвостом. Она чуть из себя не вылезла.

-Ты что! Ты куда же смотришь, когда гуляешь?!

-Ну... – ничуть не смущаясь, принялся объяснять зонтик. – Иногда в луже свое отражение рассматриваю, иногда в небо. – Вот! – обрадовалась кошка. – Вот, вот! Смотришь в небо. А в небе, голубом, голубом...

-Постой, – перебил ее зонтик, – с чего ты взяла, что небо голубое? Небо серое.

И поскольку кошка совсем онемела от растерянности, продолжал:

-Ну, да. Серое. Совсем, как ты.

-Ты, – зашипела кошка, – что такое! – Она аж закашлялась от возмущения. – Что такое говоришь?! Голубое оно! Голубое! Как ты...

Оба помолчали. Раздумывали о чем-то. Потом кошка вздохнула и попыталась начать сначала.  

-Так вот, – мягко заговорила она. – В небе живет солнце. Оно знаешь какое?! Оно – Оно такое... Оно... Ну... Светит! – кошка наклонила голову на бок. Она не была уверена, что объяснила понятно. Но, кажется, ошиблась. Зонтик все понял, как мог.

-Ясно, – кивнул он, – теперь я все понял. Ты только неправильно говоришь. Это называется не солнце, это называется фонарь. А точнее, фонари. Их много, – просто и уверенно сказал зонтик. Так уверенно, что кошка смогла только шепотом ахнуть и, пятясь, уйти. «Странная она, – подумал зонтик – так все перепутать...»

А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла.

  • Почему зонтик и кошка не нашли понимания?
  • Как бы вы могли помочь им понять друг друга?
  • Стоит ли вступать в спор и добиваться понимания от того, кто тебя не хочет понять?
  • Как вы думаете, почему люди по-разному смотрят на мир вокруг себя?

В.А.Сухомлинский «Радость в детских глазах»

Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал весенний ручеек.

А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.

Люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет.

  • Каким вам показался мальчик?
  • Почему автор пишет, что мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?
  • Поразмышляйте, что сделали бы вы, увидев страдающего человека? (Ответы детей).

Только дедушка увидел плачущего мальчика, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы рассказывал о чем-то дедушке.

Так они говорили около часа. Разговор их закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»

Самое прекрасное – когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.

  • Каким вы представляете дедушку?
  • Подумайте и расскажите, почему он не пожалел целого часа своего времени для постороннего ребенка?
  • Что чувствовал мальчик, когда подумал: «А сейчас весна!»
  • Почему автор считает, что осушить слезы на глазах другого человека и пробудить улыбку – самое прекрасное?
  • Найдите слова, в которых выражена основная мысль урока. Как вы об этом узнали?
  • Каким чувством пронизан этот рассказ? (Ответы детей).

В жизни человека могут произойти различные ситуации. Например, один человек может отобрать у другого без спроса игрушку; другой – чуть постарше, не спросив разрешения у хозяина, уехать на чужом велосипеде; а третий – еще старше, готов обидеть ни за что ни про что постороннего человека. Примеров можно привести множество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориент. классный час " Перекрёсток души"

Классный час проведён в ноябре месяце во время прохождения недели толерантности....

Классный час "Совесть - клад твоей души".

Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....

Презентация к классному часу "Афганистан- боль моей души"

Презентация к классному часу, посвещенному выводу войск из Афганистана, для 4 класса. Был проведен в параллели 4 классов в 2013-2014 учебном году....

Конспект классного часа "Мы все в душе немного космонавты"

Тема по самообразованию: Формирование межличностных отношений в классном коллективе.Тема классного часа:  «Мы все в душе немного космонавты» Цель: формирование навыков межличностного...

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"...