«В гости к самовару». (КТД)
методическая разработка (2 класс) на тему

Батуева Алена Викторовна

Сценарий праздника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_v_gosti_k_samovaru.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

 «В гости к самовару».  (КТД)

Цель:  

  • Знакомство с историей возникновения русского самовара;
  • Изучение традиций русского народа;
  • Формирование интереса к русскому фольклору;
  • Развитие творческого потенциала учащихся;
  • Развитие чувства коллективизма;
  • Формирование у родителей позитивного отношения к школе.


Подготовка к празднику:

  • Самовар;
  • Заварочный чайник;
  • Чашки, ложки;
  • Оформленные столы (название деревни, угощения и т.п.);
  • Бутафорский торт, нож, вилка;
  • Мухобойка;
  • Награды для участников.

Костюмы:

  • Скоморохи (мальчики) – 6 шт.;
  • Русские танцевальные костюмы (2девочки, 4 мальчика);
  • Фартуки и косынки – 6 шт;
  • Русские сарафаны с кокошниками – 6 шт.;
  • Русский костюм  (взрослый) – 1 шт.

Фонограммы:

  • У самовара я и моя Маша;
  • Во поле берёза стояла (мелодия);
  • Пряники русские (Н. Бабкина);
  • Частушки;
  • Ой блины, блины, блины…….

Подготовить с детьми:

  • Стихи;
  • Частушки;
  • выступление ложкарей;
  • танец «Пряники русские»;
  • песня «Ой блины, блины, блины…….».

Действующие лица:

  • Ведущая – Хозяйка (родительница),  клоун Кирюха (ученик), муха (ученица);
  • Участники – родители и дети класса.


Ход праздника:

Хозяйка:           Здравствуйте, здравствуйте,

                Гости дорогие.

                Люди свойские, простые,

                Заходите, проходите

                Чайку свежего откушать

                Сказок наших послушать.

(садится за стол к самовару, наливает в чашку чай, вдыхает аромат и начинает рассказ)

        Как-то раз собрались ко мне на чаепитие. Самовар у меня хорош, прямо «генерал»! На столе стоит большой, пузатый, а медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско своё оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные.

        Всё готово к чаепитию, но никак не успокоится «генерал»: всё шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячий стал. Дотронешься – обожжёшься.

        Беру «генерала» за краник-верток, поворачиваю его, и побежала горячая струя. Громко вздохнул «генерал» и обдал всех душистым паром. Подбежали тут к нему солдаты-чашки. Каждую он своей горячей силой одарил, и началось чаепитие…..

        Время быстро прошло, гости чаю напились, от души угостились и не заметили, как вечер наступил. Сказали гости «спасибо» и разошлись.

        Убрала я со стола, вымыла посуду. Потом поставила генерал-самовар на полку, присела…… и задремала. И слышу я сквозь дрёму, будто ложки с чашками разговаривают:

  • Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего про себя не расскажет.

Тут серебряная ложка, которая всех бойчее, вдруг и говорит самовару:

  • Ваше благородие, генерал, расскажите нам про жизнь свою, про семью……

Вздохнул самовар и заговорил:

  • Расскажу я вам про семью свою! Большая она у меня. Прадед мой в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много пользы людям принёс.

А отец мой сбитенник. В нём в старину сбитень варили – сладкий, целебный напиток из мёда. Я по сравнению ещё очень молодой, мне чуть больше ста лет.

Родился я на самоварной фабрике в середине XIX века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров-самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали к ним краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть – похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. С виду разные, а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло своё воде отдают.

  • А почему звание генеральское, Ваше благородие? – спросила у самовара любопытная серебряная ложечка.
  • Ну, это давняя история! Ещё в детстве возили меня на Всемирную выставку во Францию, в город Париж и так я всем понравился, что наградили меня двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку.  Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор самовар генералом называют. И дети у него есть – все на него похожи. Одни, как он, воду греют угольками, другие – от электричества. Есть и племяннички-электрочайнички.

Хозяйка:  Вот и сегодня к нам на праздник приехали жители из разных деревень: Пирогово, Пряничково, Блиново, Калачёво. Прибыли все с подарками, угощениями и выступлениями.

Первыми к нам пожаловали гости из деревни Пирогово.

Деревня Пирогово (скоморохи-ложкари).

1-й:        В деревне Пирогово

        Жили скоморохи

        Ели скоморохи

        Пироги с горохом.

2-й:        И с капустой, и с картошкой,

        И с калиной, и с морошкой.

        Гости, угощайтесь,

        Ешьте, не стесняйтесь!

(раздают угощения гостям из других деревень)

Хозяйка:     Ах, какие пироги!

                Что за угощенье:

                И румяны, и мягки,

                Всем на удивленье!

Родитель:  Ребята, а  вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир». Первоначально слово «пирог» означало праздничный хлеб.

Хозяйка:        Чем ещё порадуете нас, скоморохи?

3-й:        Бежали по дорожке,

        Собирали ложки.

        Ложки не простые,

        Ложки хохломские.

4-й:        Вятские, смоленские

        Ложки деревенские.

5-й:        Ложки сосчитаем,

        В ложки вам сыграем.

6-й:        Ой, жги-говори,

        Заиграли ложкари!

(играют под русскую народную мелодию «Во поле берёза стояла») 

        

Хозяйка:        Подъехали к нам гости из села «Пряничково».

(дети в русских танцевальных костюмах)

1-й:        Пряники, русские пряники,

        Пряничные избы, дома-терема.

2-й:        Часы, пастухи, паровозы,

        Рыбы, медведи, коровы и козы.

3-й:        Петухи и чудо-птицы,

        Вот какие небылицы!

4-й:        Пряники печатные,

        До того нарядные!

5-й:        Мы не сразу их съедим,         

А сначала поглядим.

        (раздают угощения гостям из других деревень)

Родитель: Пряники – одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусными и ароматными, в тесто добавляли различные пряности: корицу, ваниль, мускатный орех. И теперь всем понятно, что слово «пряник» образовалось от прилагательного «пряный».

Хозяйка:         А теперь жители села «Пряничково» покажут нам свой подарок.

        (дети исполняют танцевальную композицию)

Хозяйка:        А теперь к нам пожаловали жители деревни «Блиново».

        (дети одеты в фартуки и косынки)

1-й:        Какой же славный торт накрыт!

2-й:        И самовар давно кипит!

3-й:        Чего же на этом столе не хватает?

4-й:        Блинов! Веселья без них не бывает!                

        (раздают угощения гостям из других деревень)

Хозяйка:        А ведь правда! Что за праздник без блинов?

Родитель:        Блины – одно из самых древних изделий русской кухни. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Называлось тогда это замечательное блюдо "«млин"» от слова молоть, т.е. изделие из намеленного зерна.

        (дети исполняют песню «Ой блины, блины, блины…..»)

 Хозяйка:        Последними к нам прибыли девчата из села «Калачёво».

        (девочки в русских сарафанах и  кокошниках и исполняют частушки)

Частушки:

1-ая:        Эй девчата-хохотушки,

        Запевайте-ка частушки!

        Запевайте поскорей,

        Чтобы стало веселей!


2-ая:        Мы частушек много знаем

        И хороших, и плохих.

        Хорошо тому послушать,

        Кто не знает никаких.

3-ья:        Сколько раз я зарекалась

        Под гармошку песни петь.

        Как гармошка заиграет,

        Не могу я усидеть.

(девочки исполняют движения в стиле русской пляски)

4-ая:        Мы пропели, что сумели,

        Поплясали от души.

        Выходи на круг кто смелый,

        Пой погромче и пляши!

5-ая:        Если б не было воды,

        Не было б и кружки.

        Если б не было девчат,

        Кто бы пел частушки?!

Хозяйка:        Ай, да девчата!

                Ай, да молодцы!

                А про угощение своё забыли?

6-ая:        Мы напели вам частушек,

        Чтоб порадовать гостей!

        Напекли мы финтифлюшек,

        Бубликов и калачей!

Родитель:        Ребята, слово «бублик» заимствовано из украинского языка. В родстве с бубликом – бубен. А слово «калач» образовано от «коло» – колесо. В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет.

Хозяйка:        Пока наши гости пели и плясали, самовар давно закипел.

                Наш большущий самовар

                Весь горит, как птица жар.

                Кран-верток открывается,

                Чудо-чай наливается!

        (наливает в чашку чай, вдыхает аромат) 

В старину, в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины цветы липы, иван-чая и другие травы. В Россию чай попал только 300 лет назад из Китая. А в Китае листики с чайных кустов начали употреблять очень давно, несколько тысяч лет назад: стали собирать листья, резать их, сушить, потом обливать кипящей водой и пить, как мы делаем это сейчас. И вот 300 лет назад привезли в Россию в подарок царю большие мешки с «китайской травой». Попробовали приготовленный из неё непривычный напиток – понравился. И с тех пор стали привозить купцы в Россию чай. Постепенно к нему привыкли, как привыкли пить чай во многих странах мира.

        Не было в древности и сахара. Совсем недавно придумали делать сахар люди из белой свеклы, которую прозвали сахарной, потому что из неё можно сахар сварить! Делают сахар из сахарного тростника, который растёт на Кубе, в Индии и других странах. А вот в древней Руси вместо сахара использовали мёд. Мёд варили с водой, добавляли пахучие травки, которые называли пряными, и пили медовый напиток с удовольствием.

        (в это время появляется клоун Кирюха)

Хозяйка:        А вот ещё один гость пожаловал к нам. Здравствуйте!

                

Клоун Кирюха:        Здравствуй, Хозяюшка! Здравствуйте, ребята и родители! Я- клоун Кирюха. Посмотрите, какой у меня торт! А вы знаете, что торт издавна считается главным украшением чайного стола? А произошло это от лат. «тортус», что означает крученый, витой. Следовательно, торт – круглое печенье. Он может быть разным по форме. Как мой! Большой и вкусный! Нос вами не поделюсь! Я буду есть его один!

        Далее разыгрывается юмористическая сценка «Муха и Кирюха».

        Ставит торт  на пол, садится рядом. Достаёт бутафорский нож и вилку, собирается резать торт. Тут прилетает Муха-сладкоежка. Начинает назойливо жужжать и летать вокруг Кирюхи и торта.

        Кирюха берёт мухобойку и прогоняет муху. Но та прилипает снова. Рассерженный Кирюха «добивает» Муху и та чуть живая уползает, прихватив при этом мухобойку с собой…. Придя в себя, Муха начинает сама гонять Кирюху.

Заканчивается сценка тем, что Муха толкает Кирюху, и тот попадает носом прямо в торт. Доведённый до отчаянья Кирюха бросает торт прямо в Муху, и та грязная, но довольная, облизываясь, улетает.

Кирюха (плачет):        Ребята! Видите, что получилось! Я не хотел делиться тортом ни с кем и сам не съел ни одного кусочка. Простите меня за жадность!        

Хозяйка:        Пусть этот случай будет уроком и для тебя, и для всех! Нельзя быть таким жадным. Думаю, ребята тебя простят. Правда, ребята?

Хозяйка:        А я всех к чаю приглашаю

                И угощений отведать предлагаю.

        (все пьют чай с приготовленной выпечкой)           

        Следующий этап работы по данной теме – посещение музея «История русского самовара» г. Касли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В гостях у самовара"

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...

Сценарий праздника "В гостях у самовара"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся  с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...