конспект урока "Страх и мужество"
классный час (1 класс) на тему

Смирнова Марина Григорьевна

Воспитание патриотических качеств личности учащихся, раскрытие понятий «страх», «мужество», «героизм», «герой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strah_i_muzhestvo.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе МОУ «Мамасевская СОШ»

 Тема  «Страх и мужество»

Цель -  воспитание патриотических качеств личности учащихся, раскрытие понятий «страх», «мужество», «героизм», «герой».

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся об эмоциях и чувствах.
  2. Воспитывать уважение к старшему поколению, формировать чувство гордости за свой народ, за свою Родину.
  3. Содействовать развитию коммуникативных навыков, творческих, организаторских способностей детей.
  4. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, карточки с заданиями, клей.

Основная часть:

Пословицы о страхе

- Пуганый зверь далеко бежит.

- Волка бояться - и от белки бежать.

- У страха глаза велики.

Упражнение « Закончи предложение»

Ребята, я сейчас начну предложение, а вы его закончите

- дети обычно боятся…..

-взрослые обычно боятся…

-учителя обычно боятся…

 Ребята, иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причём часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.

Упражнение « Чего я боюсь сейчас?»

Ребята давайте встанем в круг и  каждый из вас, передавая друг другу обезьянку, скажет, чего он боится сейчас

-я боюсь сейчас…

Ребята, а когда появляется страх?

Ребята отвечают ….

Страх – часть нашей жизни, часть нашей реальности. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они имеют общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность.

Причины и условия появления страха

Страх появляется не просто так и не из ниоткуда, причин может быть множество. страх может появляться тогда, когда человек по какой-то причине теряет уверенность в себе, теряет ощущение безопасности;

страх может появиться, когда мы вспоминаем что-то страшное, мысленно представляем, фантазируем угрожающую ситуацию,

страх может активироваться благодаря переживанию боли, как физической, так и психологической, в аналогичной ситуации. То есть как только ситуация или событие или объект начинает напоминать нам об опыте переживания боли, может появляться страх, который заставляет нас менять ситуацию, избегать ее;

Упражнение «Слова наоборот»

Ребята, давайте мы с вами поиграем. Я называю вам слово, а вы говорите слово-наоборот:

День –

Белый –

Широкий –

Высокий –

Рано –

Радость  –

Дружба –

Страх –

Итак, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорим на уроке, на какую тему ведем беседу?

Правильно, о страхе. А какое слово наоборот можно подобрать к слову страх?

Ребята отвечают:

А еще, к слову страх можно подобрать противоположное по значению слово – мужество.

Дети, как вы понимаете слово мужество? Когда оно проявляется?

Работа со словарем. Дети, я предлагаю вам найти в словаре слово «мужество» и прочитать его значение.

Сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение С.Я.Маршака «Мальчик из села Поповки». Читает Матвей Иванов.

Ребята, как вы думаете мальчика Петю можно назвать мужественным?

Ребята, а для того, чтобы быть храбрыми и сильными, дети должны заниматься физкультурой.

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться!

Два – нагнуться – разогнуться!

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка!

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть!

Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности.

Мужество – это моральное качество человека, выражается в способности действовать решительно в опасной обстановке.

Во времена Великой отечественной войны  наши деды и прадеды защищали Родину не щадя себя, своей жизни, не ради наград. Все их мысли были направлены на победу. В сложной обстановке войны голодные, уставшие, раненые – они не думали о себе.

Среди этих мужественных людей были не только взрослые, но и дети. Наравне со взрослыми в войне участвовали и дети. Мы называем их дети-герои, пионеры-герои. Они совершили подвиг, проявили мужество и отвагу в борьбе за освобождение Родины.

Валя Котик.  Когда началась война Вале было 10 лет. Вместе с друзьями он решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом на возу с сеном переправили в партизанский отряд.
     Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому на тот момент только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
     Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой он учился, поставлен памятник.

Марат Казей. Осенью 1941 года Марат должен был пойти в пятый класс, но в деревню, где он жил, ворвались фашисты, школьное здание превратили в свою казарму. Маму Марата повесили за то, что она помогала партизанам. Вместе с сестрой Адой мальчик ушел к партизанам в лес и стал разведчиком . Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Участвовал в боях,  минировал железную дорогу.

              За смелость и отвагу  награждён орденом Отечественной войны  I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

              Марат  погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Зина Портнова.                 Война застала ее в деревне, куда Зина приехала на каникулы (неподалеку от  станции Оболь). В Оболи была создана подпольная организация «Юные мстители», и девочку приняли в члены комитета. По заданию партизан  она расклеивала листовки, училась метко стрелять, ходила в разведку, устроилась работать в столовую и отравила группу фашистов. 

              Зину выдал предатель. Её долго пытали, но она молчала. Во время одного из допросов, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца, убила еще одного, прибежавшего на выстрелы фашиста. Попыталась бежать, но безуспешно. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной.

              За свой подвиг Зина Портнова награждена званием Героя Советского Союза.

Ребята, а как вы думаете? В наше время можно встретить мужественного человека?

Иванова Милена Село Октябрьское, Моркинский район Марий Эл. 29 августа 2015 года.  Шестиклассница вынесла из огня братишку-инвалида и еще троих детей

 «За спасение людей во время пожара МЧС республики готовит документы для присвоения Милене Ивановой медали министерства „За отвагу на пожаре“», – сообщила начальник пресс-службы МЧС Марий Эл Юлия Белоусова.

Сама Милена свой поступок подвигом не считает.

 «Я испугалась больше за детей, – признается девочка. – Малыши немного поплакали, конечно, но потом Ирина мне помогла. Кем хочу стать, когда вырасту? Еще не решила. Но хотелось бы стать известной спортсменкой».

Лера Гулина — спасла женщину, разбившую голову при падении

Данил Тронин спас друга, который провалился под лед

Игорь Царапкин вернул к жизни старшего брата, который уже почти утонул

Дима Некрасов спас из горящего общежития 17 человек

Групповое задание «страх и мужество»

Итак, ребята, а где же еще мы можем встретить мужественных людей? В сказках можем? Перед вами конверт с изображениями героев сказок и мультфильмов. Вам нужно разделить их на 2 группы: «Мужество» – герои, которые проявляют мужество, храбрость; «Страх» – герои, которые всего боятся или являются трусами.

- молодцы ребята, вы справились с заданием.

Упражнение «Собери пословицу»

Ребята, перед вами еще один конверт. В этом конверте лежат листочки со словами. Из этих слов вам нужно собрать предложение. И наклеить его на доске.

- Мужественно биться - победы добиться.

- Мужественный человек не любит себя хвалить.

- Мужественному человеку никакое дело не трудно.

- О чем эти пословицы?

Рефлексия.

Ребята, с какими понятиями мы с вами познакомились? Что такое страх? А что такое мужество? Можно ли жить без страха?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Мужества

Этот урок посвящен 70-летию контрнаступления советских войск под Москвой. Учащиеся вели поисково-исследовательскую работу. Итогом этого проекта стал Урок Мужества....

План-конспект урока мужества «Я говорю с тобой о Ленинграде…»

К концу урока дети должны ознакомиться с особенностями жизненной ситуации блокадников, почувствовать гордость за своё Отечество....

Конспект урока Мужества "Битва под Москвой"

Конспект урока Мужества "Битва под Москвой" для учащихся начальной школы. Подробный конспект мероприятия включает в себя прозу, стихи, музыку, песни. Дети вместе с учителем готовятся к этому уроку: по...

Конспект занятия "Урок мужества"

Конспект занятия "Урок мужества" Для учащихся начальных классов с целью воспитания патриотзма....

Урок мужества "Город мужества и славы "

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....

Урок мужества "Сталинград: 200 дней мужества и стойкости"

Мероприятие посвящено 80-ти летию со дня победы над фашизмом в Сталинградской битве....