Главные вкладки

    План-конспект урока мужества «Я говорю с тобой о Ленинграде…»
    классный час (4 класс) по теме

    К концу урока дети должны ознакомиться с особенностями жизненной ситуации блокадников, почувствовать гордость за своё Отечество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап

    Цель

    СУМ

    Деятельность, и формы познавательной деятельности

    Результативность поставленных целей

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    Психологическая мобилизация внимания учащихся.

    Здравствуйте ребята, я студентка  Педагогического колледжа № 9 «Арбат», сегодня  проведу у вас урок мужества, посвящённый 65 годовщине снятия блокады   Ленинграда.

    Я вам раздам текст, мы будем читать его по цепочке.

    Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место.

    Полная готовность класса к уроку.

    Объяснение материала.

    Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед вечным огнем склонили и обнажили головы. К вечному огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!” Плачет слепой, заплакали люди.

    Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 65 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь “сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”.

    Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне. А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Вы знаете, что сейчас он называется Санкт-Петербург.









    Враги подошли не просто близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может. все пути к нему на суше были захвачены фашистами. Город окружен врагами со всех сторон. Это значит, что он в блокаде.









    900 блокадных дней люди жили практически без пищи, без воды, без света и без топлива. На их головы сыпались бомбы и снаряды! Голодные, измученные, едва передвигавшие ноги от слабости, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться! 900 дней с врагом боролись не только взрослые, но и дети.





























































    В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку рабочего и 125 граммов служащим и иждивенцам. Да и что это был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. “Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Люди падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...”

    Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых. До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол, на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день писала.








































    Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла.













    Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вот послушайте, как об этом вспоминает Людмила Северская, пережившая блокаду.

    “Вокруг рвутся снаряды, жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама вдруг охает и падает замертво. Куда бежать? Кого звать на помощь?”

    Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи.






















    У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. Одна девочка упорно твердила: “Живу кругом”.

    Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5-6 км, они шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те дни чувствовал себя на боевом посту.









    В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке.








    Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них погребено на Пискаревском кладбище.

    Многие могилы без имен. В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто не забыто!”

    А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни”. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!”

    Зимой, например, вся поляна в снегу, а цветок стоит. Он растет во все времена года. Это вечный цветок жизни.

    Проходят годы. Вы взрослеете. И я надеюсь, что и ваши сердца, ребята, не останутся равнодушными к тем, кто отдал свои жизни ради нас с вами. Кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

    Игорь: «Вечный огонь!
    Незаживающая боль!
    Немеркнущая память!
    Вечный символ бессмертия!
    И море цветов!»










































    Оксана: «участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел этот город вместе с его жителями уничтожить, стереть с лица земли. Для осуществления этого варварского плана гитлеровское командование бросило Ленинграду более 40 отборных дивизий. Город был окружен, блокирован гитлеровцами»














    Виктор: «На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость! 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю, но не сдались!»














    Алла: «Более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Так как город был блокирован, поэтому к испытанию огнем прибавился и голод. Враги надеялись сломить сопротивление жителей. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Переправляться по нему было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не было. Поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по льду проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”. Скольких людей она спасла от смерти! Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны машин, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляя продукты, вывозили людей. Вот как об этом рассказывала Ольга Берггольц в одном из своим стихотворений»

    Саша: «И было так: на всем ходу
    Машина задняя осела.
    Шофер вскочил, шофер на льду.
    Ну, так и есть, мотор заело.

    Ремонт на пять минут – пустяк,
    Поломка эта – не угроза,
    Да рук не разомкнуть никак:
    Их на руле свело морозом.

    Чуть разогнешь – опять сведет
    Стоять? А хлеб? Других дождаться?
    А хлеб – две тонны? Он спасет
    16 тысяч ленинградцев.

    И вот в бензине руки он
    Смочил, поджег их от мотора,
    И быстро двинулся ремонт
    В пылающих руках шофера.

    Вперед! Как ноют волдыри,
    Примерзли к варежкам ладони.
    Но он доставит хлеб, пригонит
    К хлебопекарни до зари!

    16 тысяч матерей пайки получат на заре –
    125 блокадных грамм
    С огнем и кровью пополам.»





















    Вова: «Эта тонкая тетрадка
    Стоит многих толстых книг.
    Пионерка – ленинградка,
    Потрясает свой дневник!

    Таня Савичева, Таня,
    Ты в сердцах у нас жива.
    Затаив на миг дыханье,
    Слышит мир твои слова.

    Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г.

    Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г.»

    Катя: «Ленинград в тисках блокады
    У ворот лютует враг.
    Рвутся бомбы и снаряды,
    Дует стужа, давит мрак.

    От коптилки не согреться,
    И ни крошки, ни глотка,
    И выводит кровью сердце
    На страницах дневника:

    Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.

    Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г.

    Смолк зловещий гул орудий,
    Пронеслась войны гроза,
    Но все также память людям
    Обожгут сердца слова:

    Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

    Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г.»

    Иван: «Будьте бдительными, люди!

    Люди, вслушайтесь в дневник!
    Он звучит сильней орудий,
    Тот безмолвный детский крик.

    Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»





    Лариса: «Это – всем живущим в назиданье,
    Чтобы каждый в суть явлений вник.
    Время возвышает образ Тани
    И ее доподлинный дневник.

    Над любыми в мире дневниками
    Он восходит, как звезда с руки.
    И гласят о жизненном накале
    42 святых его строки.

    Это смертный приговор убийцам,
    Это боль, которая клубится.
    Это сердце, что летит сюда.»

















    Паша: «На развороченном пути
    Стоит мальчишка лет пяти.
    В глазах расширенных истома,
    И щеки белые, как мел.

    Где твоя, мальчик, мама?
    - Дома.
    - А где твой дом, малыш?
    - Сгорел.

    Он сел. Его снежком заносит.
    В его глазах мутится свет.
    Он даже хлеба не попросит.
    Он тоже знает: хлеба нет.»

    Игорь: «Девчонка с ведерком пустым
    Чуть движется... А за Невою
    Клубится пожарища дым.

    А там меж сугробов горбатых,
    Где трудно и взрослым шагать,
    На саночках узких ребята
    Везут свою мертвую мать.»
















    Лена: Здесь голоса приглушены,
    А в сердце стук сильней.
    Здесь отдыхают от войны
    И думают о ней.

    Соизмеряют вечность – миг,
    Падение – полет.
    И через годы слышат крик:
    “За Родину! Вперед!”»










    Маша: «Девчонка руки протянула
    И головой –
    На край стола.
    Сначала думали –
    Уснула.
    А оказалось, умерла...
    Никто не обронил ни слова
    Лишь хрипло,
    Сквозь метельный стон,
    Учитель выдавил,
    Что снова уроки –
    После похорон.»






    Практическая работа

    Организация деятельности учащихся по воспроизведе -нию знаний на

    конструктивном уровне.

    Овладение учащимися способами действия по алгоритмическим предписаниям

    Сейчас  я раздам вам листочки, а вы напишите, пожалуйста, письмо неизвестному солдату, поблагодарив его за подвиг, который он совершил.



    Ребята спасибо за работу, было очень приятно, что вы читали и слушали внимательно.

    Дети пишут письмо неизвестному солдату.

    Дети выражают своё уважение погибшим солдатам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

    План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

    Я говорю с тобой из Ленинграда

    Классный час с презентацией...

    План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

    Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

    Внеклассное мероприятие "Я говорю с тобой из Ленинграда..."

    Дню снятия блокады города Ленинграда посвящается…Представлен обзорный материал, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников на примере героического прошлого России ...