Внеклассное мероприятие "Я говорю с тобой из Ленинграда..."
методическая разработка (1 класс)

Кечкина Ольга Федоровна

Дню снятия блокады города Ленинграда посвящается…

Представлен обзорный материал, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников на примере героического прошлого России в ракурсе направленности отношений: на отношение человека  к государству, его истории, политике, культуре, а также на отношение  человека к себе, как гражданину России. Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой участников  Великой Отечественной войны в период блокады Ленинграда, восхищение и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_kechkina.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ «Школа №1239»

Дню снятия блокады города Ленинграда посвящается…

Внеклассное мероприятие

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Автор:

учитель начальных классов,

Кечкина Ольга Федоровна

Москва, 2021

Содержание

  1. Информационная карта……………………………………………………3
  2. Сценарий внеклассного мероприятия «Я говорю с тобой из Ленинграда…»………………………………………………………….….5
  3. Библиографический список …………………………………………….13

Информационная карта

Название

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Автор, должность

Кечкина Ольга Федоровна, учитель начальных классов

Возрастная категория

Учащиеся начальной школы (1- 4 класс)

Форма проведения

Мероприятие в сфере нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Ключевые цели

- формирование активной духовно-нравственной позиции младшего школьника;

- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности учащегося.

Памятные даты

Планируемые результаты

Представлен обзорный материал, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников на примере героического прошлого России в ракурсе направленности отношений: на отношение человека  к государству, его истории, политике, культуре, а также на отношение  человека к себе, как гражданину России.

Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой участников  Великой Отечественной войны в период блокады Ленинграда, восхищение и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.

 «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

  • Я говорю с тобой из Ленинграда...
  • Так мы назвали классный час, посвященный 27 января 1944 года, дню снятия блокады города Ленинграда.
  • Я говорю с тобой из Ленинграда...
  • Так русская поэтесса  начинала каждую свою радиопередачу из блокадного Ленинграда.
  • Я говорю с тобой из Ленинграда...
  • Это Ольга Берггольц.
  • Её слова стали девизом ленинградцев, боровшихся за жизнь и свободу своего города.
  • Разве ленинградцы не боялись жить в осаде? Разве Ольга Берггольц не боялась?
  • Нет, они не боялись. Более того, Ольга Берггольц понимала, что если город возьмут, то она погибнет одной из первых, поэтесса по национальности была еврейкой,  понимала, что её ждёт неминуемая гибель. И все равно каждый день выходила в эфир, чтобы поселить надежду в сердца других людей, у которых её порой не оставалось.
  • А была блокада, продлившаяся около девятисот дней.
  • И 27 января началось наступление наших войск на ленинградском фронте.
  • Мы открываем классный час памяти, посвященный городу, который так и не сдался, посвященный ленинградцам, умершим, погибшим и оставшимся в живых, не смотря ни на что.

Просмотр  видеофрагмента возложения цветов на Пискаревском кладбище.

  • Ежегодно 27 января благодарные петербуржцы идут на Пискаревское кладбище, чтобы торжественно возложить цветы на могилы погибших во время блокады Ленинграда и убитых на фронте. Память остаётся неизменной.
  • Так было...
  • Так есть...
  • И так будет всегда!
  • Мы чтим память наших героев, ведь они  это заслужили, заслужили своей героической смертью.
  • На Пискаревском кладбище братские могилы.
  • Это же мемориальное кладбище погибших за город и умерших в блокадном Ленинграде и на ленинградском фронте, а на их могилах звезды и там их очень много.
  • Защитники и блокадники Ленинграда достойны вечной памяти.
  • Знаешь, ведь эти герои не только взрослые женщины и мужчины.
  • Много подвигов совершили дети, а некоторые из них были совсем маленькие! Возможно, кто-то из присутствующих назовет имена маленьких жителей, так и не успевших повзрослеть?
  • Я расскажу вам о маленькой девочке, чьё мужество потрясло сознание ленинградцев и фронтовиков, всех людей, которые познали и те, кто не познал все ужасы войны. Через каждое сердце прошли эти 7 строк, никто не смог остаться равнодушным к этой малышке и её историей, оказавшейся перед самым лицом смерти.
  • Эту девочку зовут Таня Савичева. Но была еще одна девочка, верно?
  • Она  начала писать своей дневник чуть позже, вы помните, как её звали?
  • Её звали Анна Франк. Эта девочка — жертва Холокоста, день памяти которого также отмечается 27 января.
  • И она писала об ужасах фашизма.
  • Я знаю, что в дневнике Тани Савичевой всего 7 строк.
  • Всего 7 строк, 7 ужасных строк.
  • Она ведь просто фиксировала реальные события.
  • Да, читаешь их и цепенеешь. Вот эти строки:
  • «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
    «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
    «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
    «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
    «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
    «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
    «Умерли все». «Осталась одна Таня»
  • У нее были большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Видео «Зачем кричать»

  • Что у тебя в руках?
  • Это ежедневный паёк блокадника, это хлеб.
  • Так мало...Сколько в нем всего грамм?
  • В этом кусочке хлеба 250 грамм, это хлеб для рабочих в самом  начале блокады.
  • А этот кусочек для кого?
  • Это детям, здесь всего 125 грамм.
  • Он не такой как мы привыкли. Хлеб был другой, понимаете. Вы знаете почему?
  • Он был с примесями:

1. Целлюлоза - 25%.

2. Шроты - 20%.

3. Мука ячневая - 5%.

4. Солод - 10 %.

5. Жмых

6. Отруби

      7. И только 40% - ржаная мука!

  • Хлеба было ровно столько, чтобы можно было как-то выжить.
  • Но не смотря ни на что, люди были едины, все вместе шли по этой тяжелой и порой невыносимой дороге жизни...
  • Дорога жизни... Кто может сказать, что значит «дорога жизни»?
  • Дорога жизни, это единственный путь транспортировки и эвакуации из Ленинграда через Ладожское озеро.
  • Это тоненькая ниточка поддерживающая жизнь, крохотная надежда. Но такая мужественная.
  • Вы знаете, что если из проезжающих по этой дороге машин одна переворачивалась, другие не имели права остановиться и оказать помощь, чтобы не провалиться самим.
  • Ведь так было спасено много, много жизней.
  • Эта дорога оправдывает свое название, не так ли?
  • Так много дней...Сколько их было?
  • ИХ было 872. 872 самых страшных дня и самых тяжелых ночей блокады...
  • 872 дня осады, измора.
  • 872 страха и ужаса.
  • 882, 872, 930...Разные источники указывают разное количество дней, но разве это важно? Это ведь не главное.
  • Дело даже не в городе, а в людях.
  • В их мужестве.

Звучит песня А. Розенбаума «По Дороге жизни»

  • Потом наступил ноябрь. Страшный, холодный. Как же люди спали?
  • Несмотря на холод, сон налетал мгновенно, но беспрестанно прерывался из-за судорог ног или рук.
  • Ночь не укрепляла их силы.
  •  Люди глубоко погрузились в свои нерадостные мысли.
  • Немцы сбрасывали тонные бомбы.
  • Смерть настигала людей в различном положении:
  • На улице — передвигаясь, человек падал и больше не поднимался;
  • В квартире — ложился спать и засыпал навеки;
  • Часто у станка обрывалась жизнь.
  • Как хоронили этих людей?
  • Хоронить было трудно.
  • Транспорт не работал. Мертвых отвозили обычно без гроба, на саночках.
  • Двое—трое родных или близких тянули саночки по бесконечно длинным улицам.
  • Но борьба продолжалась с невиданным упорством.

За мною такие утраты

И столько любимых могил!

Пред ними я так виновата,

Что если б ты знал – не простил.

Я стала так редко смеяться, так злобно порою шутить,

Что люди со мною бояться

О счастье своем говорить.

Не даром во время беседы,

Смолкая глаза отвожу,

Как будто по тайному следу

Одна далеко ухожу.

  • А знаете, по дороге из Нижнего Новгорода в Болдино есть небольшое село Шатки.
  • Что в нем особенного?
  • Это как раз то село, в котором похоронена Танечка Савичева.
  • Как у еврейской девочки Анны Франк у Тани умерли все.
  • Умерли все, кто был рядом.
  • И в последствии выяснилось, что из семьи Тани осталась в живых лишь её старшая сестра.
  • Так было в каждой семье. Объявляется минута молчания.

Метроном. Минута молчания.

Звучит 7 симфония Д.Д.  Шостаковича.

  •  Вы узнали эту музыку?
  •  Это 7 симфония Д.Д. Шостаковича.
  •  Это музыка блокадного Ленинграда.

Елена Рывина, 1943 год

… И летели листовки с неба
На пороги замерших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вы хотите мир?»

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?»

Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!

Но ворот они не открыли.
На колени не встали, нет

Анна Ахматова

                  МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

  • Вот оно мужество.
  • Спасение народа – единство.
  • Спасение русского слова – память.
  • Наш классный час мы закончили стихотворением Анны Ахматовой, великая русская поэтесса в последние годы войны думала о русском языке, о русском слове, о нашей Родине.
  • Ведь это же призыв, призыв к нам с вами через годы.
  • Призыв из сороковых, роковых годов сохранить нашу речь, единство русского народа. Вот оно истинное мужество. 

Звучит песня в исполнении Льва Лещенко «День победы»

Библиографический список

Литература

1.

«Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов». Издательства: АСТ,  2004 

2.

Буров А. В.  «Блокада день за днём». Издательство: Прогресс, 2008

3.

Кислицын Н.Г. Ленинград не сдаётся. — М.: Прогресс, 2007

4.

Коллектив авторов Оборона Ленинграда. 1941—1944. Воспоминания и дневники участников. — Л.: «Наука», 2006

5.

Лукницкий П.А. «Сквозь всю блокаду». Издательство: АСТ, 2006        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока мужества «Я говорю с тобой о Ленинграде…»

К концу урока дети должны ознакомиться с особенностями жизненной ситуации блокадников, почувствовать гордость за своё Отечество....

Я говорю с тобой из Ленинграда

Классный час с презентацией...

Внеклассное занятие ко дню снятия блокады Ленинграда "Дорога Жизни"

Материал может быть использован в начальной школе при проведении урока-мужества ко дню снятия блокады Ленинграда. Материал содержит план мероприятия и презентацию....

Урок внеклассного чтения "Мы с тобой не видели войны..."

Урок на гражданско-патриотическую тематику....

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

внеклассное мероприятие "Мы помним твой подвиг, Ленинград"

Внеклассное мероприятие  "Мы помним твой подвиг, Ленинград" расскажет детям о о трудностях ,с которыми столкнулись жители города Ленинград в годы блокады Задачи  расширить знания ...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...