Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
статья на тему

Верхоробина Марина Георгиевна

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя

в начальной школе с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.pptm815.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Алдан 2014 год Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 Верхоробина Марина Георгиевна ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.

Слайд 2

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. ЗАДАЧИ: Рассмотреть проблему гиперактивности в начальной школе. Раскрыть причины гиперактивности у детей. Проанализировать методику работы учителя с гиперактивными детьми. ОБЪЕКТ : Гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе. ПРЕДМЕТ: Особенности работы учителя с гиперактивными детьми.

Слайд 4

Актуальность проблемы Выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении.

Слайд 5

- совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Слайд 6

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ критерии СДВГ Гиперактивность Часто наблюдаются беспокойные движения, проявляет бесцельную двигательную активность: не может спокойно сидеть на стуле, суетлив, крутится, ерзает, бегает, вертится, пытается куда-то залезть Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо. Часто бывает болтливым Импульсивность Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. Часто меняется настроение. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ. Часто мешает другим, пристает к окружающим. Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит. Невнимательность С трудом сохраняет внимание, не способен удерживать внимание на деталях, поэтому допускает много различных ошибок при выполнении заданий или во время игр. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. При выполнении заданий не придерживается предлагаемых инструкций Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности, переходит от одного незавершенного действия к другому. Избегает вовлечения в деятельность, которая требует длительного сохранения умственного напряжения. Теряет вещи, необходимые в школе и дома, часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Слайд 7

Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещается бегать на перемене). Сидеть за партой 5 уроков подряд по 45 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотония , отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не только не улучшают его повеления, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. Естественно, что такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих. Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка и требованиями со стороны учителя

Слайд 8

2. Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя – важный компонент успешного обучения. Процесс ответа устроен нормативно. Существует правило, как «правильно» отвечать: учитель должен задать вопрос, а ребенок – внимательно выслушать. Если ребенок знает ответ, то он должен поднять руку, и, если учитель разрешит, ответить. Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и в школьном возрасте бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все – но ничего не заканчивают. То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени. Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка и требованиями со стороны учителя

Слайд 9

3. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем. Предъявление учебного материала – это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры – визуальная, тактильная, двигательная. Ограниченный диапазон средств в предъявлении материала приводит к маленькому диапазону ребенка и не способствует обнаружению его собственного потенциала, что так важно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей. Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка и требованиями со стороны учителя 4. Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе. Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятию статичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности, позволяет «выпустить пар» приемлемыми способами, скорректировать механизмы эмоционального реагирования; восстановить работоспособность, а также улучшить отношения внутри классного коллектива. Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.

Слайд 10

5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков. Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка и требованиями со стороны учителя

Слайд 11

Формирование самооценки Гиперактивные дети показывают не стабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как был организован. Встает закономерный вопрос: за что учитель оценивает детей? За скорость выполнения задания, либо за знание и понимание материала? Ребята говорят, что не успевают так быстро выполнять все задания, они расстраиваются, что не могут показать знания. Через какое-то время происходит привыкание к тому, что получить объективную оценку достижений не представляется возможным. Параметр скорости для педагога оказывается более важным в сравнении с качеством выполнения, но, сколько бы ни старался гиперактивный ребенок, соответствовать этим требованиям ему вряд ли удастся, остается привыкнуть к статусу «неуспешного» и смириться. Ребенок, особенно в начальной школе, воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а санкционирования. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется защитная реакция на внешние воздействия.

Слайд 12

Самооценка у гиперактивного ребёнка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание при воспитании и обучении такого ребёнка следует уделять формированию адекватной самооценки . Для этого в общении с ним придерживайтесь следующих ПРАВИЛ : Не ругайте ребёнка при ком-то. Все спорные вопросы выясняйте наедине. Не прибегайте к физическому наказанию. Если он поступил плохо, не говорите, что он плохой. Не сравнивайте его с другими детьми. Уметь признавать свои ошибки при ребёнке. Этим вы показываете ему, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. 4. Используйте подвижные игры, которые формируют у ребёнка концентрацию внимания и память. Формирование самооценки

Слайд 13

Как работать с гиперактивным ребенком? Принять ребёнка таким, каков он есть. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом. На занятии использовать визуальные опоры. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребёнка. Занятия с ребёнком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания). Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребёнок справиться. Предоставлять ребёнку возможность выбора. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребёнком. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения. Посадите его рядом со спокойным ребёнком. Не допускайте утомления ребёнка. Ограничьте участие такого ребёнка в мероприятиях с большим скоплением людей .

Слайд 14

Что нужно сделать, чтобы ребенок избавился от «излишков» активности? Создать ему НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: Спокойную психологическую обстановку в семье Четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться «на славу») Спокойствие, только спокойствие! Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ : не нестись сломя голову в школу, постоянно поторапливая ребенка; Поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела» Скажите себе : «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными .

Слайд 15

Ребёнок не специально ведёт себя так, чтобы доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Он просто плохо управляет собственным поведение и эмоциями; Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, от избытка впечатлений (стараться не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.), по мере возможности установить режим. Не следует запрещать активные действия, особенно в категоричной форме, нельзя кричать на ребенка—от шума, громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его энергию в конструктивное русло, переключить на другое занятие, другую деятельность, по возможности предложить ему активно подвигаться; Воспитывать гиперактивного ребёнка—огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребёнку в его деятельности и развитии. . Советы родителям

Слайд 16

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности Советы родителям .

Слайд 17

Игры для гиперактивных детей должны быть направлены на: - на развитие внимания; - на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости; - на тренировку выдержки и контроль импульсивности. Между занятиями, на перемене можно предложить следующие игры (педагогу достаточно начать): «Съедобное - не съедобное», «Да-нет», «Угадай что я загадал», «Море волнуется» и т.п. Для дошкольников и младших школьников можно проводить игры за партами: «Многоножки» Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу педагога многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном педагогом, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. «Двуножки» Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте. Игры для гиперактивных детей

Слайд 18

Морские волны» Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога «Штиль» все дети «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими столами. Закончить игру надо командой «Штиль». «Ловим комаров» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!» Игры для гиперактивных детей

Слайд 19

Помните : Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество. Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками. Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми.

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело...

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»

laquo;Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»...

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...