КТД "Чаепитие" (досуговое)
методическая разработка (2 класс) по теме

Сценарий КТД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd._.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

           

Коллективно-творческое дело

(досуговое)

Чаепитие

««Мы за чаем не скучаем»

(2 класс)

Цель: Ознакомить учащихся с историей чаепития в России

Задачи:

1.        Познакомить с полезными свойствами чая;

2.        Способствовать пропаганде здорового образа жизни;

3.        Развивать творческие способности учащихся;

4.        Способствовать развитию коллективизма, сплоченности учащихся.


1. Целеполагание.

- Ребята, а вы знаете, какой Международный праздник отмечается 15 декабря? (Да/Нет)

- Кто может назвать этот праздник? (в зависимости от предполагаемых ответов – «Международный день чая»)

- Совершенно верно.

- А кто-нибудь из вас раньше отмечал данный праздник? Если да, то каким образом?

- Вы хотели бы провести данное мероприятие и все вместе отпраздновать «Международный день чая»? (Да)

- А как бы вам хотелось провести этот праздник? (предполагаемы ответы: в виде игры, конкурсов, сценки и т.п.)

- Я вам предлагаю данный праздник провести символично, в виде чаепития, ну и конечно же с вашими пожеланиями, играми, конкурсами и сценками.)

- Итак, решено, мы будем проводить чаепитие, посвященное Международному празднику чая -15 декабря. А давайте придумаем название нашей игре.(Предложения детей)

- Итак, выбираем 3 названия. (Учитель пишет их на доске) А теперь проголосуйте за 1 наиболее вам понравившееся. (Дети на листочках пишут понравившееся название, после чего кладут в единую коробочку и учитель подсчитывает голоса)

- Победило у нас название, пример: «Мы за чаем не скучаем».

- Давайте пригласим на наше мероприятие родителей и всех желающих учителей и учеников. (Давайте) (Вход на мероприятие осуществляется по пригласительным билетам, которые дети сделают сами и разошлют гостям)

- В течение трех дней вы должны будете подумать над конкурсами, которые вы хотели бы предложить.

В классе устанавливается «Почта пожеланий», в который дети опускают листочки со своими предложениями.

2. Коллективное планирование

- Наступил день, когда мы будем читать нашу почту и выбирать наиболее интересные ваши предложения по организации нашего чаепития. (Дети вместе с учителем выбирают наиболее интересные конкурсы.)

- Давайте выберем конкурс-викторину на тему чаепития. Это будет тренировочное упражнение на развитие памяти и мышления.

- Ребята, также нам нужно будет с вами развивать творческие способности и расслабиться, а  как известно релаксировать помогает рисование, вот одно из предложенных заданий  - нарисовать чайник.

- Также есть интересное предложение, чтобы наше чаепитие стало настоящим праздником, давайте будем петь песню.

- Кроме этого, наша почта принесла нам и другие идеи: пить чай на скорость в соответствии с этикетом, угадывать сорт чая и т.д.


3. Подготовка КТД

На данном этапе проводились репетиции  детьми, которые были ведущими, а также со всеми участника разучивалась песня. Осуществлялась помощь ребятам в подборке материала. Составлялись и корректировались предложенные вопросы на интеллектуальный конкурс. Проводилось коллективное обсуждение предстоящий конкурсов и их лучшее проведение. Оформлялся реквизита. Изготавливались пригласительные билеты для гостей.


4. Проведение КТД.

Ведущий 1.Сегодня у нас чайный вечер, поэтому мы будем говорить только о чае. Наш праздник начинается и всех просим к столу.

Вряд ли среди нас есть человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света, возделывают на пяти континентах.

Вот как звучат детали русского чаепития у Пушкина:

« Смеркалось, на столе блистал, шипел вечерний самовар

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою уже душистый чай бежал»

Многие ли из нас правильно пьют чай? Знаете ли вы, какую пользу приносит чай? Об этом мы будем говорить сегодня.

Ведущий 2.Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае. Сейчас этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведутся беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

Существует красивая индийская легенда о том, как люди открыли чайное дерево.

«Бог Дарма отравился отведанным растением и упал, умирая под кустом какого- то незнакомого растения. Тут ему попала в рот нагретая солнцем росинка с куста чайного дерева, он росинку проглотил и тут же пришел в себя. Он сорвал листочек, помял в руках, ощутил благоуханный аромат. Попробовал и почувствовал терпкий вкус».

 С тех пор листочки чайного листа стали использовать как противоядие.

Ведущий 1. Долгое время чай не умели возделывать, и привозили из Китая. Впервые о чае упоминается в письменах за 2737 лет до новой эры. Китайские императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Чай поэты воспевали в стихах. Чайные листья, спрессованные в брикеты, использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые налоги – чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было таким же секретным, как производство бумаги, фарфора.

Ведущий 2. Первый килограмм «китайского зелья» в 1664 году были привезены в Англию. Лишь в первой половине 19 века чай стали выращивать в других странах Азии. Рассказывали, один английский моряк прислал своей матери бесценный по тем временам фунт чая. Она пригласила друзей, сварила листья в миске, воду слила, а полезные, на ее взгляд, листья, приправила сметаной и подала гостям.

Ведущий 1.

В Московском государстве чай появился в 1638 году.

Сценка

Автор: Царь Михаил Федорович Романов получил от монгольского хана Алтана особые дары. Послы привезли 200 мешков с надписью БАХ_ЧА. Царь попробовал странный напиток и вдруг сказал.

Царь: « Еще».

Ведущий 2. Чай стоил очень дорого, а для крестьян был почти недоступен. Пили его лишь в особых случаях. Отсюда и возникло выражение « чайком побаловаться».

Песня

Есть народная шуточная песня середины 19 века. Давайте ее споем.

1.Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить

Ой, чай, мой чай, поворачивай ,качай.

2.Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь горшок

И приправил перцу, луку и петрушки корешок

Ой, чай, мой чай, поворачивай, качай.

3.Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудив его немножко, на господский стол подал

Ой, чай, мой чай, поворачивай, качай.

4.Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И отправив на конюшню, меня выпороть хотел

Ой, чай, мой чай, поворачивай, качай.

5.Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом я догадался, что забыл я посолить.

Ведущий 2. Вскоре Россия заняла 2 место в мире после Англии по употреблению чая.

Ведущий 1.У разных народов свой способ заваривать чай.

1 ученик. В России делают так. Необходимо ополоснуть заварник горячей водой, положить порцию сухого чая, залить кипятком до половины чайника, закрыть салфеткой. Дать постоять 5-10 минут, долить второй раз. Если есть пена – чай заварен правильно. Средняя норма заварки 1ч. Ложка чая на 1 стакан воды.

2 ученик. Приготовление повседневного чая в Японии.

В Японии в повседневном обиходе пьют, можно сказать, исключительно зеленый чай. Его заваривают в миниатюрных шарообразных чашках с крышками, вода при этом нагревается лишь до 60 С в небольших чугунных чайниках, согретых на маленьких комнатных жаровнях. Светло-желтая терпкая жидкость пьется из крошечных, содержащих, несколько глотков чая чашечек и без сахара. Им запивают рис или чай этот заедают конфетами. Чаем начинается и заканчивается обед, чай немедленно подают пришедшему гостю.

3 ученик. Чаепитие в Англии.

 Предварительно подогревают сухой чайник. Затем в него насыпают чай из расчёта 1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка "на чайник". Чайник тотчас же заливают кипятком (дважды) и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в сильно разогретые чашки разливают согретое (но не кипячёное) молоко - по 2-3 столовые ложки (по вкусу) и затем в молоко наливают чай.

Следует подчеркнуть, что англичане строго придерживаются правила наливать чай в молоко, а ни в коем случае не наоборот. Замечено, что доливание молока в чай портит аромат и вкус напитка, и поэтому подобная ошибка рассматривается как невежество.

Англичане пьют чай в строго определённые часы: утром за завтраком, во время ленча (13.00) и в "файф о’клок", т. е. в полдник (17.00). Хотя англичане пьют исключительно крепкий чай, они при этом употребляют довольно незначительное количество воды: во-первых, потому что выпивают единовременно не более 2 чашек, а во-вторых, потому что и это количество жидкости на 20-30 % состоит из молока.

Английский способ получил широкое распространение в США, Европе и в бывших английских колониях и доминионах.

4 ученик.  В Китае пьют оба сорта, зеленый и черный чай и здесь чаепитие так же сопровождает все главные моменты дня. Для повседневного использования чай заваривают в небольших сосудах - гайоварах, прикрывают их крышкой и настаивают не более 2 минут.

Получившийся чай пьют без сахара. В официальных приемах и церемониях чашка чаю имеет видную роль в этикете.

Ведущий 2.

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

« Медный бес на стол залез

По бокам вода играет

В середине огонь толкает».

 Что же это?

Правильно, самовар.

Ведущий 1

Краса и гордость русского стола – самовар. Его украшали на столе, а он украшал дом.

У каждого народа, пьющего чай есть много поговорок.

  • Самовар кипит – уходить не велит.
  • Пей чай – удовольствие получай.
  • За пирогом и чаем и мы не подкачаем.
  • Чай пить - не дрова рубить.
  • Чай пить – приятно жить.

На Руси было принято выпивать по три чашки чая :

  1. нежный чай, как руки матери,
  2. сладкий чай, как любовь,
  3. крепкий чай, как дружба.

ИГРЫ

Викторина.

1. Кто первым открыл чай?

2. Чем полезен чай?

3.Родина чая?

4.В какой стране больше всего пьют чай?

5.Какой чай считается идеальным?

6.В какой посуде хранят чай? Какие требования к посуде?

7.Срок хранения чая?

8.В какой посуде заваривают чай?

9.Назовите известные сорта чая.

Игра « Сбор чая»

Участвуют по  2 человека. Эту красивую пачку чая вручат тому, кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая.         ( Глаза завязывают)

Игра « Кто быстрее выпьет чай»

Участвуют 2 человека. Нужно как можно быстрее выпить чай, пользуясь ложкой и вприкуску с конфеткой. (Приз - баранки)

Игра « Нарисуй чайник»

Участвуют пять человек.

У каждой команды по листу ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник, рисуете по очереди.

1 участник – чайник, 2 участник – ручку,

3 участник – носик,

4 участник – крышку,

5 участник – раскрашивает чайник.

Конкурс «Угадай сорт чая»

Вам предлагается угадать, какой чай вы пьете.

(Человеку завязывают глаза и предлагают попробовать на вкус)

«Выдумка чая – прекрасная вещь во всяком случае: в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот»

Н.А. Бестужев

5. Коллективное подведение итогов.

- Чему вы научились? Что было для вас интересным?

- Как вы оцените наш сегодняшний вечер?

-Как вы считаете, удалось ли чаепитие?

- Что получилось? Не получилось?

- Ребята, у вас на партах лежат чашечки разных цветов, подпишите свою фамилию и имя, и приклейте их на «нарисованный чайник». Каждый цвет соответствует тому настроению, которое у вас было во время проведения нашего дела. (Желтый – хорошое, Синий – грустное, Красный – радостное)