Патриотическое воспитание.Выступление на ШМО классных руководителей 2016 год
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Константиниду Мария Владимирос

Выступление на ШМО классных руководителей. 2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Содержание

Введение        3

1. Структура системы патриотического воспитания школьников        4

2. Функции патриотического воспитания школьников        7

3. Сущностные характеристики     патриотического воспитания школьников        10

Заключение        13

Список использованной литературы        14

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных аспектов воспитательного процесса в современных школах России и других стран можно назвать патриотическое воспитание школьников, а также культура отношений между представителями различных национальностей. Эти аспекты играют важнейшую роль в развитии личности учащихся как духовных, так и социально-гражданских качеств. 

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, прививание любви к святыням, считающимся национальными, способствуют укреплению любви к Родине, порождая в юном человеке чувство ответственности за свою семью и государство, за сохранение всяческих благ общества, его независимость и честь, развитие достоинства каждого отдельно взятого гражданина. Актуальность патриотического воспитания школьников невозможно переоценить.

Цель исследования – изучить структуру, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить структуру системы патриотического воспитания школьников;
  • обозначить функции патриотического воспитания школьников;
  • исследовать сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Данная работа состоит из введения, заключения и основной части, которая в свою очередь, состоит из перечня ознакомительных вопросов, по которым проводилась основная аналитическая работа

1. Структура системы патриотического воспитания школьников

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры системы патриотического воспитания школьников, отметим понятие патриотического воспитания школьников. Настоящее патриотическое воспитание молодежи – это привитие человеческого отношения к представителям других государствам, к обычаям, которые в тех странах являются национальным достоянием, к их традициям. Воспитание патриотизма у младших школьников является привитием культуры отношений между людьми различных народностей. Понятие патриотического воспитания школьников состоит из таких аспектов:

  • Преданность и любовь человека к местам, где он появился на свет и вырос;
  • Уважение к языку, на котором разговаривает его народ;
  • В приоритете должны быть интересы своего государства;
  • Понимание того, что все граждане в долгу перед Родиной, и должны стоять на страже ее чести и достоинства, а также свободы и независимости;
  • Необходимость проявлять гражданские чувства и хранить верность Отчизне;
  • Гордость за свою страну и ее достижения в сфере культуры и социальной жизни;
  •  Чувство гордости за государственные символы страны и народ, который его населяет (гражданское воспитание младших школьников здесь играет решающую роль);
  • Проявление уважительного отношения к истории своего государства, его людей, обычаев и традиций;
  • Чувство ответственности за дальнейшую судьбу народа и страны в целом, за будущее, стремление трудиться для благо Родины и способствовать росту могущества и расцвету Отчизны;
  • Гуманизм и милосердие по отношению ко всем ближним[1].

 Структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:

– субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;

– цель;

– патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная, – трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная);

– система отношений;

– управление;

– внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);

– комплекс критериев и показателей

В качестве субъектов патриотического воспитания специализированных субъектов воспитания и в первую очередь школьных педагогов - как представителей профессионального педагогического сообщества, осуществляющих воспитательную деятельность во внеклассной работе, на уроке и во внеурочной деятельности. Следует заметить, что коллективным субъектом патриотического воспитания школьников на уровне образовательного учреждения является весь педагогический коллектив в целом. Непосредственными субъектами патриотического воспитания школьников ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы, и (в основном за пределами школы) родители.

Объектами воспитания в образовательном учреждении являются: каждый отдельный школьник, классный коллектив, группа (члены кружка), что определяет преобладание индивидуальных и групповых форм работы педагогов с детьми.

Цель патриотического воспитания – привить детям любовь к Родине, сформировать социально значимые гражданские ценности и воспитать уважение к закону. Нужно добиться, чтобы ребенок ощущал себя гражданином своей страны, чувствовал ее неповторимость и готовность служить ей. Это можно сделать путем изучения государственной символики, законов и Конституции, развития школьного самоуправления, краеведческой работы [2]

Система отношений личности к большой и малой Родине, истории страны, ее трудовому и героическому прошлому, другому человеку — соотечественнику, себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности в условиях учебно-познавательной, трудовой, художественной, общении, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной деятельности постоянно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью. Наблюдаются проявления антипатриотизма, национализма и космополитизма.

Специфика управления процессом патриотического воспитания школьников заключается в его иерархичности. В целом управление патриотическим воспитанием школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, и в частности Образование (Школу). Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами — потребностями и интересами; духовными ценностями и др., что определяет нормативный характер управления.

В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности:

– администрация - учитель - школьники - родители;

– администрация - родители - школьники - учитель;

– учитель - класс - родители - администрация;

– учитель - школьник - класс - администрация;

– самоуправление.

Образовательная система школы функционирует и развивается в пределах внешней и внутренней социальной среды. Внутренняя среда - образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:

– уровень компетентности субъектов мониторинга;

– традиции образовательного учреждения;

– педагогический стиль взаимодействия с детьми;

– характер и стиль взаимодействия с родителями – психологический климат и др.

Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом. К элементам внешней среды мы относим:

– экономические, социальные, культурные и этнические факторы;

– систему связи между различными субъектами патриотического воспитания;

– традиции региона;

– социальных партнеров и др[3].

Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности. Основным критерием, выявленным нами для оценки уровня патриотической воспитанности школьников, является критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота (идеал). Показателем указанного соответствия с нашей точки зрения является патриотическая воспитанность как результат усвоения им опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, проявляющихся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству

2. Функции патриотического воспитания школьников

Проектируя систему функций патриотического воспитания школьников, мы опирались на различные представления ученых о компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях (В.И. Гинецинский, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова,  И.А. Липский, Л.Е. Никитина).

В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.

Таким образом, мы выделили следующий перечень функций, который считаем необходимым и достаточным:

  • ориентирующая функция;
  • мотивационно-мобилизационная функция;
  • информационно- гностическая функция;
  • организационная функция;
  • преобразующая функция;
  • координирующая функция;
  • контролирующая функция;
  • прогностическая функция;
  • коррекционная функция

Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция - ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу[4].

Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Опыт нашего исследования показывает, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.

Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.

Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников[5].

Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.

В заключение отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.

3. Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Охарактеризуем сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания школьников;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты[6].

Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные. Учет требований общих принципов воспитания и специфических принципов патриотического воспитания школьников побуждает нас дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.

Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:

– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;

– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;

– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.

Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приемами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

– целостность;

– систематичность и длительность;

– перспективность;

– комплексность;

– ступенчатость;

– активность;

– полифункциональный характер.

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что гражданско-патриотическое воспитание – это приоритетное направленное современной образовательной системы. Задача этого процесса – формирование человека, который способен совершать социально оправданные поступки. Он обязан уметь соотносить себя со сложившейся системой общественных отношений и видеть своё место в ней, плодотворно контактировать с другими людьми. Военно-патриотические цели воспитания направлены на то, чтобы ребёнок рос достойным гражданином, патриотом страны, который уважает её законы.

Функции патриотического воспитания школьников следующие: ориентирующая функция; мотивационно-мобилизационная функция; информационно- гностическая функция; организационная функция; преобразующая функция; координирующая функция; контролирующая функция; прогностическая функция; коррекционная функция.  Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.

Сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются: целостность; систематичность и длительность; перспективность; комплексность; ступенчатость; активность; полифункциональный характер

Нужно отметить, что патриотическое воспитание школьников – это немаловажная работа в учреждении образования. Ведь от того, насколько привязано будет молодое поколение к своей Родине, насколько оно будет ценить и любить ее, во многом зависит и будущее страны

Список использованной литературы

  1. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.
  2. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23
  3. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с
  4. Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65. 
  5. Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://love-mother.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html (дата обращения: 03.08.2016)
  6. Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 03.08.2016)


[1] Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://love-mother.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html (дата обращения: 03.08.2016)

[2] Патриотическое воспитание школьников [Электронный источник]//Режим доступа: http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 03.08.2016)

[3] Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65. 

[4] Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с

[5] Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с

[6] Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 51 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО классных руководителей: "Патриотическое воспитание младших школьников"

Т. Г.Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Патриотическое воспитание имеет огромное значение в формировании личности школьника, формировании юного гражданина Росси...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися за I и II полугодие 2015/2016 учебного года. (Классный руководитель ИвановаЕ.С.МАОУ Гимназия №2 г.Балаково)

Общешкольная цель на 2015-16 учебный год:·        воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, стремящегося к сохранени...

План работы МО классных руководителей 2016-2017 учебный год

Предлагаемый план работы МО  классных руководителей в начальной школе....

План работы МО классных руководителей (2016-2017)

План работы МО классных руководителей за 2016- 2017 учебный год...

Протоколы МО классных руководителей (2016-2017)

Протоколы МО классных руководителей...

Анализ классного руководителя 2016-2020 уч год

Воспитание четвероклассников — очень связано с результатами первых трех ступенек развития. Именно в четвертом классе у ребят происходит продолжение и закрепление становления коллектива и дальней...