Быть или не быть компьютеру?
методическая разработка (1 класс) на тему

Екуняшева Марина Юрьевна

Компьютер давно уже и кнакрепко поселилися в наших квартирах, но до сих пор еще спорят родители - нужен ли компьютер ребенку. В этой статье вы найдете аргументы ЗА и ПРОТИВ. Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_ili_ne_byt_kompyuteru.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Быть или не быть компьютеру – вот в чем вопрос.

(Воспитатель группы продленного дня М. Ю. Екуняшева,

лицей № 408, г. Пушкин)

Вечная тема – компьютер и ребенок, ребенок и компьютер. Существуют как ярые противники, так и сторонники среди любящих пап и мам. С одной стороны – это устройство способствует умственному развитию, но с другой – есть риск ухудшения здоровья и появления зависимости от разноцветных пикселей. Не все родители способны найти компромисс, и существует ли он вообще?

Содержание:

Из статьи вы узнаете, какие положительные и отрицательные моменты существуют в общении ребенка с компьютером и как найти компромисс между ними. 

Компьютер: аргументы «против»

    Самый первый и наиболее весомый аргумент со знаком минус – нагрузка на зрение. Во время работы за компьютером происходит переутомление и, как следствие, острота зрения постепенно снижается, а если есть генетические предпосылки, то спад идет стремительно. Глаза внимательно фокусируются то на экране, то на клавиатуре – мышцы очень устают от такой активности. Изображение на компьютере несколько отличается от того, что мы видим жизни – хрусталик постоянно находится под таким углом, чтобы постоянно меняющаяся яркость пикселей не нарушала целостность образа.

Также страдает осанка, ведь чаще всего детки сидят за компьютером, сгорбившись. В будущем это может привести к остеохондрозу и другим заболеваниям суставов, потому что межпозвоночные диски изнашиваются на раннем этапе развития. Плюс ко всему – есть вероятность возникновения проблем с дыхательными путями, так как грудная клетка сдавливается из-за неправильной позы.

Еще не менее важным аспектом в развитии вашего ребенка является его психическое состояние, на которое компьютер оказывает огромную нагрузку. Нервно-эмоциональное напряжение постепенно увеличивается, потому что все, что происходит на экране, требует огромной сосредоточенности, быстрой ответной реакции – даже если это будет простая развивающая игра.

http://www.zatylenka.ru/static/uploaded/user/images/computer.jpg

Компьютер заполняет все свободное время ребенка, следствием чего является неосознанный стресс – это способствует частым переменам в настроении, вспышкам агрессии или, наоборот, ребенок становится замкнутым и необщительным.

Игры отображают лишь иллюзию живого общения и не приводят к формированию коммуникативных навыков в реальности – особенно это опасно для застенчивых и робких детишек. Компьютер дает возможность отправиться в другой мир. Такой уход в искусственную реальность может спровоцировать у ребенка зависимость от компьютера.

Компьютер: аргументы «за»

Выдающийся детский психолог Леонид Венгер считал, что компьютер помогает быстрому интеллектуальному росту ребенка, ведь на экране оживают самые различные детские фантазии начиная от сказочных персонажей и заканчивая всевозможными инсталляциями из букв и цифр. Получается, что дети сами создают мир, чем-то похожий на реальный, именно свой мир – такой, какой нравится им. Большинство компьютерных программ составлены так, чтобы ребенок получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях и предметах. Посредством этого стремительно развиваются важные операции мышления: классификация и обобщение.

Также ребенок очень рано начинает понимать, что предметы на экране – это не сами реальные вещи, а только их знаки. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания – понимание того, что существует несколько уровней реальности. О важности такого мышления и его сложности говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Работа за компьютером позволяет облегчить этот, казалось бы, легкий процесс – уже в четыре-пять лет современные дети гораздо лучше поддаются таким умственным операциям.

Не только психологи, но и родители вместе с воспитателями в один голос твердят, что раннее знакомство с компьютером улучшает память и внимание детей. Все дело в том, что им свойственно запоминать только очень яркие эмоциональные случаи и детали, ведь детская память непроизвольна. Здесь как раз и помогут веселые пиксели – усвоение материала будет более осмысленным и долговременным. К тому же одновременно со всеми мыслительными процессами происходит формирование моторики, мелкой мускулатуры, зрительной координации, что в дальнейшем позволит малышу не испытывать проблем со сложными физическими упражнениями, не путать право и лево, ведь при работе с компьютером действия рук нужно сочетать с визуальными процессами на экране. Плюс ко всему – ребенок занимается с удовольствием, искренним любопытством и интересом. Познавательная мотивация – один из главных факторов, который обеспечивает хорошую психологическую готовность ребенка к школе. 

Компромисс в «общении» компьютера и ребенка

Начнем с того, что изображение на экране должно быть качественным, поэтому не экономьте – желательно приобрести монитор с высоким разрешением, частотой обновления и хорошей видеокартой, ведь самое первое о чем стоит подумать – это зрение. Организм дошкольника находится в процессе постоянного интенсивного развития – именно в пять-шесть лет формируется нормальная рефракция глаза, поэтому время за компьютером не должно превышать более 10-15 минут, в семь лет – 30 минут. Далее – необходимо сделать гимнастику для глаз, которая улучшит кровоснабжение.

Также следите за тем, чтобы расстояние от экрана до глаз составляло около 50–70 см. Еще детям нежелательно сидеть за компьютером в темноте, так как это может поспособствовать развитию близорукости. Расположите монитор так, чтобы свет от окна не падал на экран и в то же время не слепил ребенка.

Помимо этого, как говорилось выше, активно растет костно-мышечная система, поэтому очень важно обустроить рабочее место ребенка правильным образом: стул обязательно должен быть с устойчивой спинкой плюс регулировка высоты тоже не помешает, так как линия от головы ребенка до монитора должна выдерживать строгий перпендикуляр. Проследите, чтобы кисти рук находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. И не забывайте про активный досуг ребенка: подвижные игры, прогулки, занятия спортом.

А что делать с психикой малыша? Во-первых, перерывы, во-вторых, следите за содержательной стороной игр. Лучше всего будет восприниматься крупное цветное изображение со звуковым сопровождением. Хуже – рисование, которое довольно сильно напрягает зрение и малыша в целом. Также это касается чтения текста с экрана и игр с мелкими, быстро движущимися элементами.

Еще необходимо постоянно проводить влажную уборку из-за большого количества пыли – мягкой сухой/слегка влажной тряпкой или специальными салфетками. После работы с компьютером лицо ребенка можно умыть прохладной водой.

Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером, потому что в будущем эта вредная привычка может сохраниться. Также недопустимо присутствие двоих детей за одним компьютером, так как это резко ухудшает условия просмотра изображения.

Не забывайте о том, что все вышеперечисленные правила подходят для детей без каких-либо нарушений, генетических предрасположенностей и отклонений в развитии.

Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша цель – задать правильный курс с учетом сохранения здоровья. Для этого достаточно выполнять простые правила предосторожности, больше внимания уделять ребенку, следить за его досугом. Ни в коем случае нельзя наказывать и поощрять малыша посредством компьютера – «если ты плохо будешь есть, то сегодня не сядешь за компьютер» и другие подобные методы «воспитания». Таким образом, очень легко развить зависимость ребенка от увлекательного голубого экрана – разве вам это нужно? Компьютер должен прежде всего стать помощником и уместным дополнением в развитии любопытного малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кем быть? Каким быть?

Классный час, на котором обучающиеся 2 класса расширяют знания о профессиях, рассказывают о том, кем они хотят стать, когда вырастут, кто по профессии их родители, как надо относиться к своему труду и...

Кем быть, каким быть?

данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. в ходе практической части и теории использовала классическую музыку...

Способность коллектива быть воспитателем, а личности быть воспитуемой...

Направление педагогической деятельности на нравственное воспитание в формировании детского коллектива....

Быть весёлым, но не быть смешным

Классный час построен на обсуждении книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром"...

Эссе "Быть или не быть моему ребенку одаренным?"

Мои размышления о проблеме выявления и дальнейшего развития одаренных детей....

Презентация "Сквернословие. Быть или не быть?"

Сквернословие, срамословие, злоречие, чёрное слово, грязное, гнилое слово...-всё богопротивное.  Язык бесов. Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». ...

Кое что о школьной форме. Быть или не быть?

Выступление на общешкольном родительском собрании....