Родительское собрание 1 класс
консультация (1 класс) на тему

панкова татьяна васильевна

Беседа с родителями в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл собрание25.92 КБ

Предварительный просмотр:


Здравствуй, школа: как успеть выучить уроки

1 сентября началась новая «форма жизни» для всех школьников. Особенно это сказывается на учениках младшей школы. Приспособиться к новой жизни придется и родителям. Насколько реально успеть выучить уроки с ребенком в начальной школе и не навредить ему при этом чрезмерной заботой? Разбираемся в тонкостях организации школьного житья для младших школьников на MedAboutMe.

Какая у вас «Перспектива»?

Утром во дворе школы ежедневно проходят родительские «летучки». Обычно на них слетаются родители малышей из начальной школы. Проходя мимо можно услышать:

- А вы по «школе России» или по «Перспективе» занимаетесь?

- А учебник у вас какой?

- А уроки вы вместе делаете? Мы вот вчера не все творческое задание выполнили. Наверное, двойку получим.

Подобные разговоры - не редкость. Родители младших школьников активно «жонглируют» словами и обсуждают системы обучения, программы, перебирая фамилии авторов учебников. При этом многие рядовые родители вряд ли смогут объяснить, чем принципиально отличаются системы обучения друг от друга. Пробираться сквозь научную терминологию педагогических статей хотят не все. Главное - понять, хороша или нет программа по которой учится ребенок. А кто ее автор и каков его вклад в педагогическую науку — вопрос двадцатый.

Немаловажно, в какой школе учится ребенок и личность учителя. Почему так? По общему мнению всех участников педагогического процесса, начальная школа определяет, как ребенок будет учиться дальше.

Однако, если вы хотите перспективного развития своего ребенка, не стоит за него искать способы решения всех проблем. В противном случае умилительное «мы учили, нам задали, мы получили оценку» превратится в итоге в перспективный инфантилизм и старательные поиски способов увильнуть от ответственности за невыученные уроки и переложить все на «помощников».

Как «порезать слона на бифштексы»

Ох, нелегкая эта школьная «работа»!

Дети должны научиться многому:

  • чисто физически высиживать 35-40 минут на уроке;
  • справляться с нервным напряжением во время занятий из-за сложной мыслительной деятельности;
  • настроиться на непривычный темп жизни;
  • выполнять требования учителя.

Родителям еще тяжелее. Любимое чадо отдано в «чужие» руки. Новое окружение, где не всегда радостно встречают вашего ребенка. А еще уроки. Этого «слона» так просто с места не сдвинуть. Придется «разрезать» на бифштексы и постепенно справляться со всеми задачами.

Специалисты советуют:

  • регулярно интересоваться школьными делами ребенка и его активностью на уроках;
  • контролировать успеваемость;
  • всегда оказывать посильную помощь в подготовке уроков, когда ребенок просит вас об этом;
  • приучать любить сам процесс получения новых знаний с раннего возраста;
  • контролировать внеурочные занятия ребенка.

Без постоянного внимания родителей дети быстро находят себе занятия, никак не связанные с подготовкой уроков.

Задание получено: приступаем к выполнению

Что советуют врачи?

Прежде всего, покормить ребенка после возвращения из школы. Обязательно дайте малышу отдохнуть. Согласно великому и могучему СанПину (утвержденные законодательно санитарные нормы), перерыв между окончанием уроков и началом любой внеурочной деятельности для школьников младших классов должен составлять не менее 40 минут.

Шоколадки в это время не запрещаются, а, наоборот, поощряются. Во-первых, они поднимают настроение, а во-вторых — улучшают мозговую деятельность.

Что советуют ученые?

Они утверждают, что лучше всего заниматься подготовкой уроков в течение двух часов - с 4 до 6 вечера.

Конечно, этого времени мало, но и объем заданий бывает разным в течение недели. Главное — объяснить, что выполнение домашнего задания состоится «при любой погоде». Перерывы между выполнением заданий лучше делать короткими — не более 7-10 минут.

Важно!

Родителям стоит знать расписание уроков ребенка, чтобы равномерно распределить нагрузку. В обязательном порядке поддерживайте контакт с учителем, чтобы легко можно было разрешить ситуацию под названием «а-я-забыл-записать-задание».

Что советуют психологи?

Прежде всего, спокойно присесть возле ребенка и спросить у него, что именно сегодня задавали. Младшие школьники особенно нуждаются в подобном контроле.

Важно!

Родители помогают ребенку, а не выполняют задания вместо него. Иначе «учиться» будете вы, не ребенок.

Комментарий эксперта

Филипп Богачев, психолог и педагог

Я вижу тут две составляющие задачи:

  1. Научить ребенка быть самостоятельным.
  2. Закрепить этот навык.

Как научить ребенка самостоятельности? Самое важное, о чем в семьях не подозревают - это поведенческое моделирование. Если взрослые своим личным примером показывают, как они ежедневно и самостоятельно решают задачи, то это поведение «смоделируют». Если в семье один супруг «клюет» второго, чтобы тот сделал что-то по дому, например, то моделировать будут именно этот паттерн, что ведет к обучению из-под палки, сопротивлению указаниям, прокрастинации и рождает запущенный инфантилизм, то есть бегство от взрослой жизни.

Далее мы переходим к обучению. Самое простое, что можно сделать - это ввести правило «есть задача, предложи свое решение». То есть, когда ребенок приходит с вопросом, он должен придумать свое решение, а лучше два или три. Задача взрослого - похвалить его за творчество и предложить улучшения, если потребуется.

Позитивное подкрепление каждого маленького самостоятельного шага рождает самостоятельность. Помните - похвала усиливает поведение, за которое хвалят. Хвалите даже за попытку быть самостоятельным, не критикуйте идеи! Малейшая критика убивает творчество, обсуждение и совместный поиск решений - закрепляет.

Потом мы переходим к простому контролю. «Отчитаться о достижениях»

- Мам, я убрался в комнате!

- Какой ты молодец!

И еще одно. Вводите правило «работа - отдых». То есть игры, и прочее должны быть позитивным подтверждением вашего ребенка. Никаких поиграть в долг, ни в коем случае. Сначала домашняя работа, потом отчет о ней, потом игры.

И еще раз скажу - ругаться и критиковать непродуктивно. Продуктивно хвалить за тот навык, который вы хотите воспитать.

Что советуют учителя?

Начинать нужно с выполнения письменных уроков. Желательно начать с математики.

Наблюдайте за тем, как ребенок выполняет задание:

  • как считает (категорически не рекомендуется пользоваться калькулятором!);
  • как пишет цифры и оформляет работу;
  • может ли объяснить, почему он решает задачу именно так.

Проверьте выполненную работу. Разберите вместе с ребенком ошибки и объясните, где и что он сделал неправильно. Желательно, чтобы школьник не надеялся на быструю подсказку мамы или папы. Подсказать можно, но для того, чтобы он самостоятельно мог разобраться в том, что именно неправильно.

Задания по русскому языку, литературе и чтению часто бывают творческими. Выясните у ребенка, все ли ему понятно, какие затруднения у него вызывает написание текста самостоятельно — незнание правил или нехватка словарного запаса для написания творческого задания. Обязательно объясните ребенку все, что ему дается с трудом, прочтите вместе с ним задание и попросите малыша рассказать, что от него требуется.

Важно!

Не ругайте и не кричите на маленького школьника, если он не понимает с первого раза, что от него требуется. Объясняйте и читайте задания до тех пор, пока не наступит ясность. Помните! Вы — взрослый человек и давно все знаете, а дети еще только постигают науки. Важны терпение и упорство, а не раздражение. Ребенок с первого класса должен понять важность обучения.

Уделяйте особое внимание чтению. Еще великий Пушкин утверждал, что «без чтения нет учения», поэтому особое внимание при подготовке уроков младшими школьниками уделяйте чтению. Специалисты советуют детям ежедневно читать вслух не менее двух часов. Это не обязательно должна быть только художественная литература. Убедите ребенка читать вслух даже задания к упражнениям, не говоря уже о литературном чтении. Приучите малыша пересказывать прочитанное и отвечать на вопросы по тексту.

Заучивание стихов лучше оставить на тот период, когда все прочие задания уже выполнены.

Важно!

Проверка выполненного задания не должна превращаться в «разбор полетов» с последующим наказанием. Так вы просто отобьете охоту к учебе в принципе.

Комментарий эксперта

Максим Сундалов, руководитель онлайн-школы английского языка

В каждом человеке генетически заложена тяга к знаниям, поэтому дети приходят в школу абсолютно открытыми для обучения. И здесь очень важно «не отбить охоту».

К занятиям следует готовиться, исходя из возраста школьников и их подготовки к учебному процессу. Если это первоклашки, то урок необходимо разбивать хотя бы на три части, поскольку детям в этом возрасте сложно концентрировать внимание на чем-то больше 10-15 минут. Таким деткам необходима частая смена деятельности, игровые ситуации, яркие иллюстрации — все, что привлекает внимание.

За первый год обучения они привыкают к школьному режиму, учатся нести ответственность за свое обучение и, начиная со второго класса, могут достаточно долго фокусировать внимание на учителе и информации. Однако это не означает, что обучение должно стать серым, монотонным и однообразным, дети очень быстро могут остыть к учебному процессу. Всегда должен присутствовать элемент игры, визуальное и аудио-сопровождение подаваемого материала. Использование современных технологий очень сильно поможет, как учителю донести знания детям, так и детям лучше, интереснее и быстрее усвоить полученный материал.

Еще очень хорошо работают нестандартные уроки, на которых и в процессе подготовки к уроку и его проведении принимает участие не только преподаватель, но и ученики. Совместно определяется тема урока, распределяются между учениками задачи по подготовке материалов, как методических, так и дополнительных (картинки, видео, аудио и т. д.) и также совместно проходит обучение - в обсуждении и презентациях. Но не стоит злоупотреблять нестандартными уроками, иначе у детей теряется чувство новизны и азарта.

Мы привыкли к формализации учебного процесса, привыкли, что это скучно, но нужно. Поэтому и теряется интерес к учебе. А надо креативить, показывать детям, что получение знаний - это не только зубрежка, а увлекательный и яркий процесс познания мира.

Великие «нехочухи»

Когда проходит эйфория от встреч с одноклассниками или знакомства с новыми друзьями в школе, наступает период хорошо известный всем родителям — «сегодня-в-школу-не-пойду». Обычно его начало совпадает с первыми невыученными уроками.

Психологи в этом случае единодушны: ругать ребенка «со старта» не стоит. Учеба надоедает всем, даже самым прилежным отличницам. Ну, а как же иначе? Школа — не увеселительная прогулка.

Среднестатистическому школьнику необходимо:

  • посещать все уроки;
  • активно участвовать во всех видах работ на занятиях, чтобы дома не приставать к родителям и не «висеть» на телефоне, выясняя у одноклассников, что и как делать;
  • дети обязательно посещают внеурочные мероприятия в школе, требующие дополнительной подготовки;
  • многие дети занимаются дополнительно в кружках, спортивных секциях и клубах по интересам.

На все это нужно найти время. Особенно трудно это сделать младшим школьникам.

Так как же научиться делать уроки вовремя?

Переход в другую школу ничего не даст. Учителя тоже люди подневольные и обязаны придерживаться учебного плана, в котором оговаривается количество домашних заданий. Невыполнение плана не приветствуется администрацией школы и влечет за собой неприятные для учителя последствия.

Выход есть.

Во-первых, нужно научить ребенка правильно распределять время при выполнении «домашки».

Во-вторых, объяснить ребенку, что «волшебной палочки» не бывает, поэтому для успешной работы потребуется терпение, «хотение» и внимание.

Универсального рецепта для успешного выполнения уроков нет. Ответ на вопрос «Как быстро сделать уроки?» у каждого свой. Задача родителей - не жаловаться на перегруженные программы, а планомерно осваивать технологию помощи ребенку, не отбивая у него при этом желания учиться. Главное — найти в себе силы и захотеть, а все остальное получится.

Желаем удачи в подготовке домашних заданий!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....