Внеклассное занятие "Птицы Амурской области"
классный час на тему

Лисихина Галина Петровна

презинтация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.pptx2.51 МБ
Файл vnekl_._meropriyatie.tema_ptitsy.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы Амурской области Учитель Лисихина Г.П. МОКУ Устьперская ООШ

Слайд 2

Сойка Сойка – обитатель лесных зон, который способен имитировать самые разнообразные звуки. Сойка – это небольшая по размерам птичка с весьма необычным поведением. Сделать ее фото в диких условиях практически невозможно, так как она очень осторожна и предпочитает скрываться в средних и верхних ярусах деревьев. Ее песня удивительна – сойка то мяукает подобно котенку, то переходит на козье блеянье, а почувствовав приближение опасности, начинает издавать резкие крики. « РРахх – ррахх – ррахх » - так она предупреждает всех лесных обитателей о надвигающейся угрозе. Сойка по размерам в два раза больше скворца, имеет яркую окраску. При взгляде на нее, создается впечатление, что здесь поработал опытный художник – зеркальце крыльев украшено голубыми перышками, с четкими черными полосками, возле клюва небрежная черная клякса, а на макушке серо-белые размытые узоры. Сойку привлекает практически все – она обращает внимание на малейший шорох; ни одно движение или шевеление в лесу не останется незамеченным. При этом, она всегда старается сохранять предельную осторожность, особенно в период гнездования. Сойка очень запаслива – она складывает найденные желуди и орехи в укромное место, которое выглядит как небольшая кладовая. Она может находиться под лиственной подстилкой, корой дерева либо подо мхом. Однако часто эти тайники так и не выполняют свое предназначение – птицы попросту забывают о них или не могут их найти при необходимости. Тайники иногда вмещают до 4 кило различной пищи. Их часто находят другие лесные жители. Сами же сойки, в свою очередь, разоряют кладовые белок.

Слайд 3

Свиристель Привлекает выразительный облик этой небольшой, до 20 см, птицы: серо-розовое оперение как основа холста, на который нанесли черные крылья с полосками ярко-желтого и белого цвета, красные вкрапления, добавили желтую окантовку хвоста и забавный розовый хохолок на голову. На горлышке расположено черное пятно, у глаз – черные стрелки, хвост тоже черный. У недлинного клюва есть маленький зубчик. Основная среда обитания – хвойные, смешанные, березовые леса северных регионов Евразии и Северной Америки. В России свиристель – житель тайги, включая лесотундру. Свиристели, перелетные или нет, — вопрос противоречивый, скорее, их признают кочевыми, покидающими привычные зоны обитания в юго-западном направлении на поиски ягод и плодов. На постоянном месте обитания, в родных местах, свиристель питается ягодами, плодами растений, почками деревьев, насекомыми, которых ловят прямо в полете. Животным кормом становятся разные мошки, комары , бабочки , стрекозы и их личинки. С приходом похолодания пускаться в кочевье заставляют не столько морозы, сколько голод. Поиски корма делают птиц вегетарианцами: они задерживаются на территориях, богатых ягодами калины, барбариса, рябины, шиповника, можжевельника. Практически любые ягоды растений идут в рацион: черемухи, омелы, брусники, крушины, боярышника, шелковицы, сирени, бирючины.

Слайд 4

Рябчик Рябчик – это известная лесная птица, которая известна на всей территории Евразии. В настоящее время она охраняется государством и занесена в Международную Красную книгу. Окрас оперенья рыжевато-серый с небольшой рябью поперёк туловища, а грудь и брюхо имеет перья чёрного цвета с белыми каёмками. Самец отличается от самки тем, что у него есть ещё чёрное пятно на горле. Как только эту птицу немного потревожить, то сразу у него на голове начинает подниматься короткий хохолок. Если же рябчик начинает взлетать, то сразу бросается в глаза чёрный хвост птицы, который обрамлен небольшой белой полоской. Свой полет он начинает шумно, но зато садится очень тихо и практически беззвучно. Рябчик совсем не боится холодов, поэтому легко приживаются даже за Полярным кругом. Так, на северо-востоке места обитания этой птицы привязаны к долинам крупных рек, но между собой стаи изолированы. На востоке они не распространились дальше Охотского моря, островов Хоккайдо и Сахалин, но при этом расселился по лесам Китая, Алтая, Монголии и даже на юге Западной Сибири. Рацион рябчика зависит от времени года. Так, весной и летом он питается зелёными частями разных растений и цветов, а также насекомыми и семенами. Осенью он лакомится ягодами и маленькими кусочками плодов. Зимой же ему приходится обходиться остатками побегов, почек с разных деревьев и кустарников и частями веточек. Среди деревьев эта птица предпочитает берёзу, ольху, лещину, тополь, иву и рябину, так как на них даже зимой можно найти для себя пищу. Любит эта птица и ягоды. Например, бруснику, северную чернику и клюкву.

Слайд 5

Клест Птица клест — небольшого размера, до 20 см, из отряда воробьиных, отличается плотным коренастым сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест. Почему у клеста такой клюв , становится понятно, когда клест начинает стремительно вылущивать семена из шишек. Природа идеально приспособила его к добыванию такой пищи. Цепкие лапы позволяют клесту лазить по деревьям и свешиваться к шишкам вниз головой. Окрас грудки у самцов красно-малиновый, а у самочек – зеленовато-серый. Крылья и хвосты клестов переходят в коричневато-серые оттенки. Пение клестов на высоких нотах, напоминает щебет с примесью громкого свиста и служит для связи птичьих стаек. Перекличка обычно бывает при небольших перелетах, а на ветках клесты молчаливы. Думать, что питается клест исключительно семенами еловых или сосновых шишек – заблуждение, хотя это его основной рацион. Клюв клеста отрывает чешуйки, оголяя семена, но только треть шишки уходит на питание. Птица не утруждается труднодоступными зернами, ей легче найти новую шишку. Остальное летит на землю и кормит долгое время мышей , белок или других обитателей леса. Клест питается дополнительно, особенно в период неурожая шишек, почками ели и сосны, сгрызает выступившую смолу на ветках вместе с корой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлей. В условиях неволи он не отказывается от мучных червей, овсяной крупы, рябины, проса, подсолнечника и конопли.

Слайд 6

Дятел Дятловые необычайно разнообразны по цветовому оперению и существенно различаются по размерам: от мелких, длиной 8 см, до больших, тело которых достигает 60 см. Но есть ряд общих признаков, позволяющих узнать дятла в любой одежке: Короткие четырехпалые ноги, загнутые внутрь. Конусовидный и сильный клюв. Шершавый, тонкий и очень длинный нитевидный язык. Красное пятно на голове. Гибкий и упругий хвост с рулевыми перьями. Строение дятла необыкновенно связано с его основным занятием – долбежкой. Хвост служит пружинистой опорой, перья помогают удерживаться, клюв предназначен к разрушению твердой коры, а язык – к извлечению добычи. Уникальность птицы в том, что клюв работает как отбойный молоток с частотой в 10 ударов за секунду. А клейкий язык, проходящий через правую ноздрю клюва, способен выдвигаться у разных видов дятлов от 5 до 15 см для извлечения насекомых из щелей. Основное питание в теплые сезон составляют древоточцы: насекомые, их личинки, термиты, муравьи , тля. Интересно, что добывает пропитание дятел только из больных и сгнивших растений, не трогая здоровые деревья. Но не чуждо ему и простое собирательство, поэтому значительное место в рационе занимают ягоды и семена растений, покушается дятел на улиток , мелких воробьиных птиц, их яйца и птенцов. Зимой основной рацион составляют семена и орехи, добытые из шишек хвойных растений. Дятел устраивает целые кузницы, помещая шишки в расщелины и разбивая ее клювом. В лесу можно встретить горы шелухи от такой работы. Иногда создает кладовые. В морозы птицы могут приближаться к городам, питаясь пищевыми отбросами и падалью.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема: «Птицы нашего края»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с природой Амурской области, птицами нашего края, их гнездованием, питанием, голосами.
  2. Развивать интерес к живой природе.
  3. Развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление учащихся.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Презентация, книга, карточки, рисунки птиц, выставка детских рисунков

« Птицы Амурской области».


1.Организационный момент.

- Приветствие, настрой на работу.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель:

- Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень много жителей.

- Какие ещё жители есть на нашей  Амурской  земле?

- Как называется район, в которой мы живём?

- А можно назвать его нашей малой Родиной?

- Как вы думаете, о птицах какого края мы с вами будем сегодня говорить?

- Кто такие птицы?

-Это класс позвоночных животных.

- Много ли видов птиц у нас на Земле?

- 9 тысяч видов.

- А ,что вы знаете про птиц?

( У них постоянная температура  тела ( 41- 43  градуса), несут яйца, выводят потомство, тело покрыто перьями, передние конечности – это крылья. Большинство птиц летают, но есть и бегающие, плавающие.Размножаются птицы  путём откладывания яиц. Для них характерно сложное родительское поведение: поиск места постройки гнезда, насиживание кладки, выкармливание, обогрев, защита и обучение птенцов.

 Птенцы  рождаются  беспомощными и долгое время проводят в гнезде).

Итак, тема нашего занятия «Птицы нашего края»

- А какую цель мы поставим на занятии? (узнать птиц, различать по описанию)

- Можно ли жить без птиц на свете?

- Что случится, если птицы

  На Земле все пропадут?

(Ответы подготовленных детей)

- Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

И обгложут ветки, почки.

Вот что будет, если птицы

Все исчезнут, пропадут!

 И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки щебетанья,

Чик-чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете.

- Как вы поняли, ребята, птицы нуждаются в нашей заботе. Особенно заботливое отношение необходимо редким и исчезающим видам. А как называется книга, в которую занесены редкие исчезающие животные?

- А почему она называется Красной книгой. (Красный цвет – цвет опасности, предупреждения).

В связи с уничтожением мест обитания и загрязнения окружающей среды человеком многие  виды птиц стали очень редкими  или  вовсе исчезли с лица земли.

3. Работа по теме занятия.

- А поможет нам узнать о редких птицах Амурской  области наша книга .

Знакомство с птицами Амурской области

Итак:

Каждой группе я раздам картинки  птицы. Найдите её в книге. Прочитайте , выберете того, кто расскажет про данную птицу.

Первая птица – аист амурский.  Давайте найдём её описание в книге.

(чтение описания аиста)

Вторая птица – амурский свиристель. Найдём её описание (чтение описания птицы)

Третья – малиновка. (чтение описания птицы)

Следующая птица -  фазан (чтение описания птицы)

Пятая птица – журавль чёрный (чтение описания птицы)

Закрепление изученного.

Игра «Узнай птицу по силуэту».

Игра « Узнай птицу по рисунку» (выставка  детских рисунков)

Задание «Собери пословицы о птицах»

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Воля птичке дороже золотой клетки

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Ласточка день начинает, а соловей кончает

Здоровое дерево дятел не долбит

Яйца курицу не учат.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зеленой ветке.

Задание «Нарисуй  птицу с закрытыми глазами»

На доске плакат. Дети с завязанными глазами рисуют по очереди птицу.

4.Итог занятия.

- Какова  тема нашего занятия?

- Что запомнили?

5. Рефлексия

На доске дерево. На столе у учителя: птицы. Нужно разместить птичек на него.

Разместите птичек, которые вы раскрасили по уровням:

- если у вас осталось хорошее настроение после занятия – вверху дерева

- вам немного грустно – в середине

- если вам совсем не понравилось занятие, вы остались с плохим настроением – внизу на поляне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие о природе Амурской области "Мое Приамурье"

Внеклассное мероприятие посвященное растительному и животному миру Амурской области. Сообщение о лотосе Комарова, о ежике....

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является охрана природной среды. В ходе длительного исторического развития человеческое общество постоянно влияло на природную среду. Но в дал...

Заповедники Амурской области

Тема: Заповедники Амурской области.Цель: знакомство с заповедниками, находящимися на территории Амурской области как территориями, обеспечивающими сохранность и охрану природы (как флоры, так и фауны)...

История Амурской области

Презентация "Амурская область" .История,достопримечательности,интересные места....

Реки Амурской области

При изучении темы "Наши реки" на уроке окружающий мир 4 класс. Дети знакомятся с реками своего края....