Классный час на тему: "Самостоятельность - это врожденное или приобретенное качество?" для учащихся 3-4 классов.
классный час (3 класс) на тему

Ярославцева Наталья Александровна

Материал представляет собой конспект беседы, презентацию и раздаточный материал для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez._k_samost.pptx674.94 КБ
Microsoft Office document icon samost_1.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказка «Белочка – припевочка ».

Слайд 9

самостоятельность

Слайд 10

Самостоятельность – это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы.

Слайд 11

Моя самостоятельность Что я могу делать самостоятельно Что я пока не могу делать без помощи других

Слайд 12

Я – сам!



Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Самостоятельность  - это врожденное или приобретенное качество?»

Цель: Выяснить – самостоятельность нам дана с рождения или её можно и нужно развивать. Дать понятие «самостоятельности».

Оборудование: компьютер, медиапроектор, таблицы «Моя самостоятельность», фломастеры, небольшой резиновый мяч.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.(1 мин.)

   Добрый день, дорогие ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Наталья Александровна. Я работаю учительницей в Кременкульской школе отд. п. Садовый. У меня такие же дети , как и вы - ученики 4 класса. О себе я вам немного рассказала. А с каждым из вас , я думаю, поближе познакомлюсь в ходе нашего общения .

  1. Психологическая разминка. Игра «Антонимы».(1 мин. )

   Ребята, я предлагаю вам сыграть в одну игру. Я буду бросать вам мячик, называя какое- нибудь слово, а вы должны мне вернуть его, назвав при этом антоним этого слова. Всем всё понятно? Начинаем игру.

Чёрный-…белый        День-ночь

Высокий-…низкий        Сладкий - солёный

Широкий- узкий                       Тёмный- светлый

Длинный- короткий                 Добрый – злой

3. Актуализация знаний.(5 мин.)

а) Постановка проблемы.

   Сегодня мы с вами побеседуем на одну интересную тему. Но объявлять её я пока  не буду. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем с вами говорить.

   Я думаю, что после прослушивания сказки вы сразу поймёте. Сказка называется «Белочка -Припевочка».(слайд 1)

б) Сказка о самостоятельности «Белочка- Припевочка».(Чтение учителя сопровождается показом презентации)

 В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка - Белочка-Припевочка.(слайд 2) На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
     Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: "Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!". Мама доставала орешки. Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше(слайд3). "Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!". "Белочка!- говорил ей папа,- ты уже не маленькая и должна делать все сама". "Но у меня не получается!"- плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
     Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. "Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама",- грустила она.
     Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.(слайд 4).
     Прыгает Белочка, ищет орехи - нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала - не получается. Еще раз - опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: "Попробую-ка я свой способ орешки доставать!".
     Сказано - сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась.(слайд 5).

      Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо.(слайд 6). Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку - там орешки, другую сорвала - и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: "Как же мы тебя неумехой звали - всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!".
     На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.(слайд 7).

4. «Мозговой штурм».

    Работа над содержанием сказки. Кого называют «припевочкой»?

-Ребята, а теперь давайте вспомним название нашей сказки.

-Почему белочку называют «припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала.)

-А жить припеваючи это хорошо? (До определённой поры. Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя.)

-А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной)

-Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого нет рядом и надеяться не на кого.

-Как поступила белочка? Ничего не делала и медленно умирала с голоду, или же…

- Правильно, ребята, наша белочка не сдалась перед трудностями. Несколько раз попыталась и всё у неё получилось.

Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит.

Ну, кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

5.Сообщение темы  беседы.

Итак, тема беседы - Что такое самостоятельность? Врожденное или приобретенное это качество? .(слайд 8)

Мы с вами узнаем, что такое самостоятельность, это качество дано человеку с рождения или приобретается в процессе жизни, нужна ли она человеку, как можно её развивать, насколько в нас развита самостоятельность.

   Работа над понятием «самостоятельность».

Есть такое слово – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

 -Ребята, вам когда – нибудь приходилось слышать это слово?

-А что же такое самостоятельность? Как вы понимаете это слово? (В слове есть подсказка- сам)

-Давайте посмотрим какое определение даётся этому слову в словаре.(слайд 9).

Самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы.

- Ребята, а приходилось ли вам в жизни оказываться в такой ситуации, когда вам было необходимо проявить самостоятельность .

-Как вы считаете, человеку самостоятельность нужна? (Да)

-Для чего?

- Продолжите фразу: Самостоятельность нужна для того, чтобы….( никого не просить, самому всё делать, …)

Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность нужна!

6. Работа с таблицей «Моя самостоятельность»

-Ребята, а кто из вас может сказать о себе, что он самостоятельный ребёнок, поднимите руки.

- А чтобы узнать о том, насколько вы самостоятельны, я предлагаю вам следующую работу.( Дети заполняют таблицу «Моя самостоятельность», в которой два столбика «Что я могу делать самостоятельно» и «Что я пока не могу делать без помощи других».) (слайд 10).

-Какой столбик заполнился больше? Скажите, всё, что вы записали в первый столбик, вы умели делать с самого рождения или научились это делать в течение своей жизни (ответы). А кто вас этому учил? (ответы).

Психологическая разминка. Должен ли ученик 4 класса в этой ситуации проявлять самостоятельность? Если дети считают, что должен- хлопают, а если нет, то топают.

Ситуации: подготовиться к уроку;

                    помыть посуду;

                    выполнить домашнее задание;

                    переодеться;

                    пойти на прогулку, когда захочется;

                    решить задачку;

                    прочитать книгу;

                    пришить пуговицу;

                    починить розетку;

                    сварить борщ;

                   

- Ребята, вы заметили, что когда одни ребята хлопали, то другие топали?

-О чём это говорит? Среди вас есть дети, которые более или менее самостоятельные.

-А если бы я задала эти же вопросы детям из детского сада, как вы думаете, чего было бы слышно больше? (Топота)

- А если взрослым? (Хлопков)

Вывод: вы развиваетесь, становитесь более самостоятельными.

А можно ли развивать свою самостоятельность? Как?

-Не бояться ошибиться! А пробовать, даже если сразу не получится. Вспомните белочку.

-Скажите, а человек сразу рождается самостоятельным и ответственным, или он становится таковым через определенное время? (ответы детей). А кто помогает вам стать самостоятельным и учит ответственности (родители, учителя)

Мы с вами учимся, и мы можем ошибаться. Сразу редко у кого что получается. Девизом должно стать- я сам! И у вас всё получится!(слайд 11).

8. Подведение итогов.

-Ребята, вам понравилась беседа?

-Что вам понравилось?

-Что нового узнали?

 -Что вы сейчас чувствуете?

Наша беседа подошла к концу. Спасибо за работу. Небольшой подарок для вас – фломастеры, которые я вам раздала для работы, на память о нашей встрече.

МОЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

МОЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧТО Я МОГУ ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ЧТО Я ПОКА НЕ МОГУ ДЕЛАТЬ БЕЗ ПОМОЩИ ДРУГИХ

ЧТО Я МОГУ ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ЧТО Я ПОКА НЕ МОГУ ДЕЛАТЬ БЕЗ ПОМОЩИ ДРУГИХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по ПДД на тему "Улица полна неожиданностей" (для учащихся 1-4 классов)

конспект классного часа по ПДД на тему "Улица полна неожиданностей" Для 1-4 классов...

Классный час на тему "Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным".

Тема: Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным.Планируемые результаты:-личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельн...

Классный час на тему: "Самостоятельность"

Классный час на тему: "Самостоятельность"...

Классный час. Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным».

Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным»Цель: познакомиться с понятием самостоятельность; узнать, кто такой самостоятельный человек.Планируемые результаты:личностные:разв...

Конспект классного часа на тему: «Самостоятельность», 2 класс

.Цели:формирование у учеников понятия о самостоятельности;воспитание у учеников самостоятельности;            Оборудование: видеоролик, презентац...

Самостоятельность это врожденное или приобретенное качество?

Классный час 3-4 классы на тему: "Самостоятельность это врожденное или приобретенное качество?"...